FEATURES OF PEDAGOGICAL DESIGN OF THE PERSONAL DEVELOPMENT ENVIRONMENT OF PATRIOTIC EDUCATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the features of designing a personal-developing environment for patriotic education of police officers, reveals the procedure and unit of design - a personal-developing situation, as well as modeling the process of patriotic education as a sequence of personal-developing situations of interaction between a pupil and the environment. The purpose of the study: a comprehensive study and scientific and pedagogical interpretation of the pedagogical design of the personal development environment of patriotic education of police officers from the position of a situational and environmental approach. The study used a theoretical analysis of the works of Russian scientists and a systematic modeling of the structure of the personality-developing situation of patriotic education. The analysis of the research results shows that the pedagogical design of patriotic education of police officers is the result of dialogical cooperation between the teacher and the pupil, which reflects the interaction of environmental and personal factors of education. When determining the theoretical foundations of situational and environmental design of the process of patriotic education of a personality, it is necessary not only to build a structural model of the environment, but also to identify the structural unit of such design - the situation of the development of a patriot's personality - a set of interacting environmental and personal development factors.

Keywords:
patriotic education, pedagogical design, personal-developing environment, personal-developing situation, structural model, situational-environmental model
Text

Введение. Проектирование личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел логически связано с построением модели патриотического воспитания, которая включает в себя закономерности, принципы и сущностные характеристики процесса патриотического воспитания, т.к. эти компоненты определяют методологию, логику, содержание и организацию воспитательной работы, регулируют процесс воспитательной работы. Личностно-ориентированный подход в образовании (Вырщиков А.Н., Сериков В.В. и др.) идентифицирует педагогическую ситуацию как ключевой инструмент развития личности посредством направленного педагогического воздействия на субъект посредством взаимодействия личностных и средовых факторов образовательного процесса. В данном контексте существует необходимость обращения к ситуационно-средовому подходу в педагогической науке (Гордеева Е.Н., Купавцев Т.С., Литвин Д.В., Ходякова Н.В.). Вследствие чего нами была проанализирована структурная модель ситуации развития личности в патриотически ориентированной среде в рамках ситуационно-средового подхода.

Объект исследования: личностное развитие сотрудников ОВД в процессе патриотического воспитания.

Предмет исследования: педагогическое проектирование личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников ОВД.

Цель исследования: провести теоретический анализ особенностей педагогического проектирования личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников ОВД.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют: теоретические представления об образовательной среде (Мануйлов Ю.С., Слободчиков В.И. и др.); концептуальные идеи о воспитании патриотических чувств и качеств личности (Щуркова Н.Е., Пузанов Ю.П. и др.); исследования в области юридической педагогики, раскрывающие специфику обучения и воспитания в органах внутренних дел (Калиниченко И.А., Сердюк Н.В. и др.). Методологическую основу исследования составляют: личностно-ориентированный подход в исследовании и проектировании образовательного процесса (Сериков В.В., Пузанов Ю.П. и др.); ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающих образовательных систем
(Мануйлов Ю.С., Ходякова Н.В. и др.). В исследовании использовались следующие группы методов: анализ, синтез.

Научная новизна исследования: выделена структурная единица ситуационно-средового проектирования процесса патриотического воспитания - ситуация развития личности патриота – совокупность взаимодействующих средовых и личностных факторов развития.

Разработка и выдвижение новых теоретическо-методологических положений. Для построения ситуационно-средовой модели патриотического воспитания личности необходимо определить сущность образовательной среды патриотического воспитания и характеристики ситуации взаимодействия личности с этой средой. Патриотическое воспитание сотрудников ОВД имеет субъект-субъектный характер: с одной стороны, субъектом является лицо, целенаправленно осуществляющее воспитательную работу по формированию патриотизма; с другой стороны, субъектом выступает сам сотрудник, на которого оказывается воспитательное влияние и без добровольного участия, деятельной активности и эмоционально-нравственных переживаний которого в педагогическом процессе это влияние будет нерезультативным. Педагог обеспечивает формирование патриотически-ориентированной среды путем её проектирования для становления личности, а сотрудник реализуюет проектирование ситуации через активное взаимодействие с образовательным пространством и привнесение в него своих индивидуальных особенностей и установок [1, с. 63]. Таким образом, проектирование личностно-развивающих ситуаций в патриотически ориентированной среде осуществляют два субъекта: воспитатель (педагог) – посредством подготовки компонентов образовательной среды, и воспитанник (сотрудник ОВД) - посредством включения во взаимодействие с образовательной средой через свои субъективные действия и переживания.

По мнению Щурковой Н.Е. педагогическая деятельность характеризуется ведущей ролью педагога как активного субъекта образовательного процесса, что выражается в его способности формулировать цели патриотического воспитания, определять стратегические задачи, устанавливать необходимые условия, отбирать содержательный материал, выбирать соответствующие средства, методики и формы диагностирования, а также разрабатывать эффективную педагогическую стратегию [2]. В компетенции педагога находится прогнозирование результатов как собственной педагогической деятельности, так и всего воспитательного процесса в целом, поэтому его профессиональная и личностная направленность на реализацию целей патриотического воспитания является одним из определяющих факторов успеха этой деятельности. Если руководитель или педагог профессионален и активен в организации патриотического воспитания, то патриотические ценности, убеждения и опыт патриотической деятельности, сформированные у сотрудников, будут являться условием дальнейшей ориентации личности на самореализацию в жизни и профессиональной деятельности как патриота и гражданина.

Столяренко А.М. акцентирует внимание на том, что педагог должен осуществлять управленческие функции в воспитательной среде, постоянно осуществляя контроль за ее содержательным наполнением и, при необходимости, модифицируя её компоненты [3]. Фундаментальная сущность педагогической деятельности в образовательной среде проявляется в создании условий для личностного развития сотрудников посредством формирования специализированных образовательных ситуаций и обеспечения их профессиональной педагогической поддержки, разработке контекстных задач, а также в формировании и совершенствовании профессионально-личностной патриотической позиции.

В структуре педагогической деятельности в патриотически-ориентированной среде выделяются две ключевые функции: средообразующая, которая выражается в регулировании характеристик образовательной среды, и самоорганизующая [1, с. 56], направленная на постоянное развитие личностной патриотической позиции. Субъект, осуществляющий патриотическое воспитание, должен не только определять цели, задачи, условия, содержание, методику и диагностические средства патриотического воспитания, но и проектировать личностно-развивающие ситуации, осуществлять педагогическую поддержку сотрудников органов внутренних дел, развивать собственную профессионально-личностную позицию, прогнозировать результаты и управлять воспитательной средой, постоянно контролируя ее средовое наполнение и корректируя ее компоненты.

Рассмотрим особенности среды патриотического воспитания.
Калиниченко И.А. отмечает наполненность среды образцами личностно-профессионального поведения, «многообразием способов освоения ценностей» [4], взаимодействием личностных и средовых факторов. Сердюк Н.В. считает, что освоению ценностей и смыслов способствует среда общения, построенная на основе герменевтического диалога [5].

Все перечисленные свойства наиболее полно отражены в концепции образовательной среды Ходяковой Н.В., где среда предстает как «среда личностного развития, проектируемая педагогическими субъектами и представляющая собой совокупность пространственно-временных и предметно-коммуникативных стимулов и возможностей жизнедеятельности человека»
[1, с. 67]. Обобщая приведенные мнения, подчеркнем, что к свойствам среды патриотического воспитания относится ее управляемость, включение в нее образцов поведения выдающихся личностей, социокультурных ценностей, условий герменевтического общения.

Слободчиков В.И. понимал под педагогическим проектированием совместное проектирование педагогом и воспитанником образовательной среды, обладающей общим смысловым ресурсом, создающим условия для их личностного развития и предметной деятельности [7]. По мнению Краевского В.В. основным системообразующим фактором, определяющим функции всех этапов проектирования, является целеполагание [8].

По мнению Мануйлова Ю.С. педагог имеет не только возможность диагностировать образовательный результат, но и проектировать образовательную среду [6], посредством выбора совокупности компонентов, отвечающих определенным параметрам и удовлетворяющих заданным свойствам.

Панов В.И. [9] рассматривает понятие образовательной среды широко, включая взаимодействие личности и среды, которое мы определяем, как ситуацию и выделяет ситуацию как целостность, интегрирующую средовые и субъектные факторы личностного развития. Однако, мы не можем согласиться с тем, что исследователь включает в состав среды личностные (субъектные) особенности воспитанников.

В личностно-развивающем образовании единицей проектирования является личностно-развивающая ситуация или ее отдельный вид – событие в жизни личности (Сериков В.В., Слободчиков В.И., Ходякова Н.В.), в то время как в традиционном образовании основой проектирования выступают дидактические единицы, блоки и модули содержания обучения, а также воспитательные мероприятия. По мнению Серикова В.В., главное звено педагогической цели составляет «проектируемое новообразование в мотивационно-смысловой и поведенческой сфере воспитанника» [10], которое тесно связано с целеполаганием самого воспитанника (сдвиг мотива на цель по Леонтьеву А.Н. [11]).

В контексте ситуационно-средового подхода процесс патриотического воспитания представляет собой последовательность личностно-развивающих ситуаций, в ходе которых происходит личностное развитие субъекта посредством его взаимодействия с образовательной средой [12]. При этом педагогическое сопровождение патриотического воспитания реализуется через конструирование педагогом образовательной среды, которая содержит необходимые стимулы и предоставляет содержательно-процессуальные возможности для формирования и развития патриотической позиции [13]. Воспитательный потенциал образовательной среды проявляется через её смыслообразующую и аксиологическую направленность, а также посредством эмпатийного взаимодействия и коммуникативного обмена на основе герменевтического диалога. В патриотически ориентированной среде сотрудник органов внутренних дел демонстрирует не просто выполнение предписанных педагогом действий, а осуществляет практическую деятельность, базирующуюся на индивидуальных потребностях, с опорой на накопленный рефлексивно-творческий опыт и реализацию природных когнитивных способностей [1, с. 69]. В структуре образовательного взаимодействия «агентами среды» выступают следующие компоненты: требования (средовой эквивалент образовательных целей), информационная составляющая (средовой аналог содержания образования), мотивационные стимулы и процессуальные возможности (средовой эквивалент педагогической деятельности и коммуникации). В свою очередь, «агентами личности» являются: потребности (контрэлемент требованиям среды), индивидуальный опыт (альтернатива средовой информации), практическая деятельность (оппозиция стимулам среды) и когнитивные способности (контрэлемент средовым возможностям) [1, с. 70]. Стимулами в научной литературе [14-18] являются внешние и внутренние причины, побуждающие личность к действию. Выготский Л.С. утверждал, что развитие личности протекает за счет переноса во внутренний план стимулов-средств, выработанных в процессе социального и культурного опыта [19]. К средовым стимулам относятся внешние причины активности личности. Под процессуальными возможностями понимаются условия, необходимые для достижения цели. Среда необходима личности для непрерывного самосовершенствования. Карабанова О.А. отмечает, что среда источник развития личности, она содержит ценности, которыми в процессе своего развития должна овладеть личность [20]. Таким образом структуру личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел можно представить в виде следующих компонентов: мотивационных стимулов, процессуальных возможностей, содержательных источников и условий безопасности. Во взаимодействии с ними функционируют личностные элементы: потребности, индивидуальный опыт, практическая деятельность и когнитивные способности.

Педагогическое проектирование личностно-развивающей образовательной среды патриотического воспитания на основе ситуационно-средового подхода реализуется посредством определенной процедуры [1, с. 68], которая включает в себя следующие стадии: формулирование педагогической задачи по поддержке и ориентировке сотрудника; оценка уровня субъектной позиции сотрудника, мониторинг взаимодействия личности сотрудника с патриотически ориентированной образовательной средой, выявление факторов дезадаптации и проблемных зон; определение содержания педагогического сопровождения и коррекции средовых компонентов; оценка эффективности патриотического воспитания посредством педагогических измерений; совместное с сотрудником определение предметно-коммуникативного содержания новой патриотически ориентированной среды с учетом рефлексии.

По нашему мнению, для формирования патриотических качеств в образовательном процессе необходимо создание педагогических ситуаций, в рамках которых происходит формирование у сотрудника эмоционально-ценностного отношения к патриотическим ценностям, проявляется его способность к осмысленному восприятию патриотических идеалов, осуществляется вербализация морально-этических и патриотических убеждений, а также реализуется потенциал к осознанным патриотическим поступкам и проявлению развитой культуры межэтнического взаимодействия. В личностно-развивающих ситуациях у сотрудника появляется возможность пройти через событийные переживания, осуществить предметные или когнитивные патриотически-ориентированные действия и поступки, способствующие формированию нравственного опыта, осуществить интеграцию в события с их педагогическим сопровождением. Патриотически ориентированная ситуация выступает ключевым фактором в активации механизмов личностного развития и представляет основной педагогический инструмент; развитие ситуации генерируется противоречием между внешними факторами среды и внутренними возможностями, устремлениями субъекта.

Выводы. Таким образом, проектирование личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников ОВД - процесс подбора и управления её компонентами, способствующего целенаправленному созданию условий для личностного становления субъекта воспитательной работы. Проектирование личностно-развивающей патриотически-ориентированной ситуации выступает как результат конструктивного диалога между педагогом и сотрудником, в рамках которого осуществляется интеграция средовых и индивидуальных факторов воспитательного процесса. В процессе определения теоретико-методологических основ ситуационно-средового проектирования процесса патриотического воспитания необходимо не только разрабатывать структурную модель воспитательной среды, но и выделять фундаментальную единицу данного проектирования, каковой, как отмечалось ранее, является ситуация развития патриотически-ориентированной личности - совокупность взаимодействующих средовых (стимулы, возможности, содержательные источники, условия психологической безопасности) и личностных (потребности, способности, ожидания, практическая деятельность, личный опыт) факторов развития.

Практическая значимость научного исследования в области педагогического проектирования личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел детерминирована имплементацией теоретико-методологических результатов в практико-прикладную деятельность территориальных подразделений и образовательных учреждений МВД России, потенциалом апробации полученных данных в организационно-воспитательной работе руководителями различных уровней правоохранительных органов, специалистами подразделений кадрового обеспечения, а также использованием исследовательских материалов при разработке концептуальных основ патриотического воспитания сотрудников ОВД. В перспективе необходимо исследовать структурную модель ситуации развития личности в патриотически ориентированной среде в динамике прохождения сотрудником ОВД этапов формирования личностной патриотической позиции (в том числе провести эмпирическое исследование) и описать особенности структурно-динамической модели педагогического процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД.

References

1. Hodyakova N.V. Situacionno-sredovoy podhod v proektirovanii lichnostno-razvivayuschih obrazovatel'nyh sistem: issledovanie prodolzhaetsya [Situational-environmental approach in designing personal development educational systems: research continues]/ N.V. Hodyakova // Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy] . – 2022. – № 4. – pp. 61-74.(in Russian)

2. Schurkova N.E. Professional'noe obespechenie cennostno–orientirovannogo vospitaniya [Professional support for value-oriented education] / N.E. Schukova // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal] – 2007. – № 4. – pp. 62-70.(in Russian)

3. Puzanov Yu.P. Professional'no-lichnostnye orientacii v sovremennom vysshem obrazovanii: uchebnoe posobie [Professional and personal orientations in modern higher education: a teaching aid] / Yu.P. Puzanov // pod red. A.M. Stolyarenko. – M., 2022. – 304 pp. (in Russian)

4. Kalinichenko I.A. Psihologicheskie osobennosti adaptacii k sluzhebnoy deyatel'nosti vypusknikov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii [Psychological features of adaptation to service activities of graduates of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] / I.A. Kalinichenko, V.L. Cvetkov, T.A. Hrustaleva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. – 2021. – № 5. – pp. 305-308.(in Russian)

5. Serdyuk N.V. Tehnologiya i metodika professional'no orientirovannogo obucheniya: uchebnoe posobie [Technology and methodology of professionally oriented training: a teaching aid] / pod red. N. V. Serdyuk. – M., 2019. – 62 pp.(in Russian)

6. Manuylov Yu.S. Sredovoy podhod v vospitanii [Environmental approach in education] / Yu.S. Manuylov // Pedagogika. – 2000. – № 7. – pp.37-41.(in Russian)

7. Slobodchikov V.I. Patriotizm – dialog o samom vazhnom: segodnya i vsegda Beseda protoiereya Konstantina Zelinskogo s professorom Viktorom Ivanovichem Slobodchikovym [Patriotism – a dialogue about the most important: today and always A conversation between Archpriest Konstantin Zelinsky and Professor Viktor Ivanovich Slobodchikov] / V.I. Slobodchikov // Vospitanie shkol'nikov.[Education of schoolchildren] – 2021. – № 3.– pp. 3-12.(in Russian)

8. Kraevskiy V.V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya: posobie dlya pedagoga-issledovatelya [V. Methodology of pedagogical research: a manual for a teacher-researcher] /V.V. Kraevskiy. – Samara, 1994. – 168 pp.(in Russian)

9. Panov V.I. Sub'ektnost' studentov pedagogicheskogo vuza v menyayuscheysya obrazovatel'noy srede [Subjectivity of students of a pedagogical university in a changing educational environment] / V.I. Panov, I.V. Plaksina // Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological and pedagogical research] – 2022. – № 2. – pp. 64-83.(in Russian)

10. Serikov V.V. Tehnologiya ocenki urovnya sformirovannosti kompetentnosti vypusknika tehnicheskogo universiteta [Technology for assessing the level of competence of a technical university graduate] / V.V. Serikov, A.V. Leont'ev, R.R. Zakieva // Obrazovanie i samorazvitie.[Education and self-development] – 2023. – № 1. – pp. 121-128.(in Russian)

11. Zaporozhec A.V. Leont'ev A.N. i sovremennaya psihologiya / red. A.V. Zaporozhec. M.: MoskovskiyUniversitet, [Moscow University] 2019. – 288 pp.(in Russian)

12. Hodyakova N.V. Pedagogicheskie podhody k razvitiyu lichnosti sotrudnika organov vnutrennih del: monografiya [Pedagogical approaches to the development of the personality of an employee of the internal affairs bodies: monograph] / pod red. N.V. Hodyakovoy. – M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii [Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2021. – 197 pp.(in Russian)

13. Mangasarova L.A. Lichnost' sotrudnika organov vnutrennih del – patriota i ee nauchno-pedagogicheskaya interpretaciya [The personality of an employee of the internal affairs bodies - a patriot and its scientific and pedagogical interpretation] / L.A. Mangasarova // Policeyskaya deyatel'nost' [Police activities]. – 2022. – № 6. – pp. 31-40.(in Russian)

14. Bol'shoy enciklopedicheskiy slovar' [Large Encyclopedic Dictionary] / gl. red. A. M. Prohorov. – M., 2014. – 1434 pp.(in Russian)

15. Kratkiy psihologicheskiy slovar' [Brief Dictionary of Psychology] / gl. red. L.A. Karpenko – Rostov n/D, 2012. – URL: http://www.psychologylib.ru/psy/ (data obrascheniya: 15.10.2024).(in Russian)

16. Ob'yasnenie 25 000 inostrannyh slov, voshedshih v upotreblenie v russkiy yazyk, s oboznacheniem ih korney [Explanation of 25,000 foreign words that have entered into use in the Russian language, with their roots indicated] / gl. red. M. Mihel'son, 1865. – 718 pp.(in Russian)

17. Slovar' inostrannyh slov, voshedshih v sostav russkogo yazyka [Dictionary of foreign words included in the Russian language] / gl. red. F.F. Pavlenkov. – SPb., 1917. – 715 pp.(in Russian)

18. Filosofskiy slovar' [Philosophical Dictionary] / gl. red. D. Zhyulia. – M., 2019. – 537 pp.(in Russian)

19. Ogol'cova E.G. Idei Vygotskogo L.S. v oblasti vospitaniya i pedagogiki [Ideas of Vygotsky L.S. in the field of education and pedagogy] / E.G. Ogol'cova, P.V. Mamlieva, E.Yu. Sysoletina // Molodoy uchenyy. [Young scientist]– 2023. – № 1. – pp. 43-44.(in Russian)

20. Karabanova O.A. Social'naya situaciya razvitiya rebenka: struktura, dinamika, principy korrekcii: dis. … d-ra psihol. nauk: [Social situation of child development: structure, dynamics, principles of correction: diss. ... Doctor of Psychological Sciences] 19.00.01 /O.A. Karabanova. – M., 2002. – 279 pp.(in Russian)

Reviews
1. Peculiarities of pedagogical design of the personal development environment of patriotic education of employees of internal affairs bodies Authors: Gorach Nikolay


Login or Create
* Forgot password?