В статье описаны особенности проектирования личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, раскрыта процедура и единица проектирования - личностно-развивающая ситуация, а также моделирование процесса патриотического воспитания как последовательность личностно-развивающих ситуаций взаимодействия воспитанника и среды. Цель исследования: всестороннее изучение и научно-педагогическая интерпретации педагогического проектирования личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел с позиции ситуационно-средового подхода. В исследовании применялись теоретический анализ работ отечественных ученых и системное моделирование структуры личностно-развивающей ситуации патриотического воспитания. Анализ результатов исследования свидетельствует, что педагогическое проектирование патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел является результатом диалогического сотрудничества педагога и воспитанника, в котором отражается взаимодействие средовых и личностных факторов воспитания. При определении теоретических основ ситуационно-средового проектирования процесса патриотического воспитания личности необходимо не только построить структурную модель среды, но и выделить структурную единицу такого проектирования - ситуацию развития личности патриота – совокупность взаимодействующих средовых и личностных факторов развития.
патриотическое воспитание, педагогическое проектирование, личностно-развивающая среда, личностно-развивающая ситуация, структурная модель, ситуационно-средовая модель
Введение. Проектирование личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел логически связано с построением модели патриотического воспитания, которая включает в себя закономерности, принципы и сущностные характеристики процесса патриотического воспитания, т.к. эти компоненты определяют методологию, логику, содержание и организацию воспитательной работы, регулируют процесс воспитательной работы. Личностно-ориентированный подход в образовании (Вырщиков А.Н., Сериков В.В. и др.) идентифицирует педагогическую ситуацию как ключевой инструмент развития личности посредством направленного педагогического воздействия на субъект посредством взаимодействия личностных и средовых факторов образовательного процесса. В данном контексте существует необходимость обращения к ситуационно-средовому подходу в педагогической науке (Гордеева Е.Н., Купавцев Т.С., Литвин Д.В., Ходякова Н.В.). Вследствие чего нами была проанализирована структурная модель ситуации развития личности в патриотически ориентированной среде в рамках ситуационно-средового подхода.
Объект исследования: личностное развитие сотрудников ОВД в процессе патриотического воспитания.
Предмет исследования: педагогическое проектирование личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников ОВД.
Цель исследования: провести теоретический анализ особенностей педагогического проектирования личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников ОВД.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют: теоретические представления об образовательной среде (Мануйлов Ю.С., Слободчиков В.И. и др.); концептуальные идеи о воспитании патриотических чувств и качеств личности (Щуркова Н.Е., Пузанов Ю.П. и др.); исследования в области юридической педагогики, раскрывающие специфику обучения и воспитания в органах внутренних дел (Калиниченко И.А., Сердюк Н.В. и др.). Методологическую основу исследования составляют: личностно-ориентированный подход в исследовании и проектировании образовательного процесса (Сериков В.В., Пузанов Ю.П. и др.); ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающих образовательных систем
(Мануйлов Ю.С., Ходякова Н.В. и др.). В исследовании использовались следующие группы методов: анализ, синтез.
Научная новизна исследования: выделена структурная единица ситуационно-средового проектирования процесса патриотического воспитания - ситуация развития личности патриота – совокупность взаимодействующих средовых и личностных факторов развития.
Разработка и выдвижение новых теоретическо-методологических положений. Для построения ситуационно-средовой модели патриотического воспитания личности необходимо определить сущность образовательной среды патриотического воспитания и характеристики ситуации взаимодействия личности с этой средой. Патриотическое воспитание сотрудников ОВД имеет субъект-субъектный характер: с одной стороны, субъектом является лицо, целенаправленно осуществляющее воспитательную работу по формированию патриотизма; с другой стороны, субъектом выступает сам сотрудник, на которого оказывается воспитательное влияние и без добровольного участия, деятельной активности и эмоционально-нравственных переживаний которого в педагогическом процессе это влияние будет нерезультативным. Педагог обеспечивает формирование патриотически-ориентированной среды путем её проектирования для становления личности, а сотрудник реализуюет проектирование ситуации через активное взаимодействие с образовательным пространством и привнесение в него своих индивидуальных особенностей и установок [1, с. 63]. Таким образом, проектирование личностно-развивающих ситуаций в патриотически ориентированной среде осуществляют два субъекта: воспитатель (педагог) – посредством подготовки компонентов образовательной среды, и воспитанник (сотрудник ОВД) - посредством включения во взаимодействие с образовательной средой через свои субъективные действия и переживания.
По мнению Щурковой Н.Е. педагогическая деятельность характеризуется ведущей ролью педагога как активного субъекта образовательного процесса, что выражается в его способности формулировать цели патриотического воспитания, определять стратегические задачи, устанавливать необходимые условия, отбирать содержательный материал, выбирать соответствующие средства, методики и формы диагностирования, а также разрабатывать эффективную педагогическую стратегию [2]. В компетенции педагога находится прогнозирование результатов как собственной педагогической деятельности, так и всего воспитательного процесса в целом, поэтому его профессиональная и личностная направленность на реализацию целей патриотического воспитания является одним из определяющих факторов успеха этой деятельности. Если руководитель или педагог профессионален и активен в организации патриотического воспитания, то патриотические ценности, убеждения и опыт патриотической деятельности, сформированные у сотрудников, будут являться условием дальнейшей ориентации личности на самореализацию в жизни и профессиональной деятельности как патриота и гражданина.
Столяренко А.М. акцентирует внимание на том, что педагог должен осуществлять управленческие функции в воспитательной среде, постоянно осуществляя контроль за ее содержательным наполнением и, при необходимости, модифицируя её компоненты [3]. Фундаментальная сущность педагогической деятельности в образовательной среде проявляется в создании условий для личностного развития сотрудников посредством формирования специализированных образовательных ситуаций и обеспечения их профессиональной педагогической поддержки, разработке контекстных задач, а также в формировании и совершенствовании профессионально-личностной патриотической позиции.
В структуре педагогической деятельности в патриотически-ориентированной среде выделяются две ключевые функции: средообразующая, которая выражается в регулировании характеристик образовательной среды, и самоорганизующая [1, с. 56], направленная на постоянное развитие личностной патриотической позиции. Субъект, осуществляющий патриотическое воспитание, должен не только определять цели, задачи, условия, содержание, методику и диагностические средства патриотического воспитания, но и проектировать личностно-развивающие ситуации, осуществлять педагогическую поддержку сотрудников органов внутренних дел, развивать собственную профессионально-личностную позицию, прогнозировать результаты и управлять воспитательной средой, постоянно контролируя ее средовое наполнение и корректируя ее компоненты.
Рассмотрим особенности среды патриотического воспитания.
Калиниченко И.А. отмечает наполненность среды образцами личностно-профессионального поведения, «многообразием способов освоения ценностей» [4], взаимодействием личностных и средовых факторов. Сердюк Н.В. считает, что освоению ценностей и смыслов способствует среда общения, построенная на основе герменевтического диалога [5].
Все перечисленные свойства наиболее полно отражены в концепции образовательной среды Ходяковой Н.В., где среда предстает как «среда личностного развития, проектируемая педагогическими субъектами и представляющая собой совокупность пространственно-временных и предметно-коммуникативных стимулов и возможностей жизнедеятельности человека»
[1, с. 67]. Обобщая приведенные мнения, подчеркнем, что к свойствам среды патриотического воспитания относится ее управляемость, включение в нее образцов поведения выдающихся личностей, социокультурных ценностей, условий герменевтического общения.
Слободчиков В.И. понимал под педагогическим проектированием совместное проектирование педагогом и воспитанником образовательной среды, обладающей общим смысловым ресурсом, создающим условия для их личностного развития и предметной деятельности [7]. По мнению Краевского В.В. основным системообразующим фактором, определяющим функции всех этапов проектирования, является целеполагание [8].
По мнению Мануйлова Ю.С. педагог имеет не только возможность диагностировать образовательный результат, но и проектировать образовательную среду [6], посредством выбора совокупности компонентов, отвечающих определенным параметрам и удовлетворяющих заданным свойствам.
Панов В.И. [9] рассматривает понятие образовательной среды широко, включая взаимодействие личности и среды, которое мы определяем, как ситуацию и выделяет ситуацию как целостность, интегрирующую средовые и субъектные факторы личностного развития. Однако, мы не можем согласиться с тем, что исследователь включает в состав среды личностные (субъектные) особенности воспитанников.
В личностно-развивающем образовании единицей проектирования является личностно-развивающая ситуация или ее отдельный вид – событие в жизни личности (Сериков В.В., Слободчиков В.И., Ходякова Н.В.), в то время как в традиционном образовании основой проектирования выступают дидактические единицы, блоки и модули содержания обучения, а также воспитательные мероприятия. По мнению Серикова В.В., главное звено педагогической цели составляет «проектируемое новообразование в мотивационно-смысловой и поведенческой сфере воспитанника» [10], которое тесно связано с целеполаганием самого воспитанника (сдвиг мотива на цель по Леонтьеву А.Н. [11]).
В контексте ситуационно-средового подхода процесс патриотического воспитания представляет собой последовательность личностно-развивающих ситуаций, в ходе которых происходит личностное развитие субъекта посредством его взаимодействия с образовательной средой [12]. При этом педагогическое сопровождение патриотического воспитания реализуется через конструирование педагогом образовательной среды, которая содержит необходимые стимулы и предоставляет содержательно-процессуальные возможности для формирования и развития патриотической позиции [13]. Воспитательный потенциал образовательной среды проявляется через её смыслообразующую и аксиологическую направленность, а также посредством эмпатийного взаимодействия и коммуникативного обмена на основе герменевтического диалога. В патриотически ориентированной среде сотрудник органов внутренних дел демонстрирует не просто выполнение предписанных педагогом действий, а осуществляет практическую деятельность, базирующуюся на индивидуальных потребностях, с опорой на накопленный рефлексивно-творческий опыт и реализацию природных когнитивных способностей [1, с. 69]. В структуре образовательного взаимодействия «агентами среды» выступают следующие компоненты: требования (средовой эквивалент образовательных целей), информационная составляющая (средовой аналог содержания образования), мотивационные стимулы и процессуальные возможности (средовой эквивалент педагогической деятельности и коммуникации). В свою очередь, «агентами личности» являются: потребности (контрэлемент требованиям среды), индивидуальный опыт (альтернатива средовой информации), практическая деятельность (оппозиция стимулам среды) и когнитивные способности (контрэлемент средовым возможностям) [1, с. 70]. Стимулами в научной литературе [14-18] являются внешние и внутренние причины, побуждающие личность к действию. Выготский Л.С. утверждал, что развитие личности протекает за счет переноса во внутренний план стимулов-средств, выработанных в процессе социального и культурного опыта [19]. К средовым стимулам относятся внешние причины активности личности. Под процессуальными возможностями понимаются условия, необходимые для достижения цели. Среда необходима личности для непрерывного самосовершенствования. Карабанова О.А. отмечает, что среда источник развития личности, она содержит ценности, которыми в процессе своего развития должна овладеть личность [20]. Таким образом структуру личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел можно представить в виде следующих компонентов: мотивационных стимулов, процессуальных возможностей, содержательных источников и условий безопасности. Во взаимодействии с ними функционируют личностные элементы: потребности, индивидуальный опыт, практическая деятельность и когнитивные способности.
Педагогическое проектирование личностно-развивающей образовательной среды патриотического воспитания на основе ситуационно-средового подхода реализуется посредством определенной процедуры [1, с. 68], которая включает в себя следующие стадии: формулирование педагогической задачи по поддержке и ориентировке сотрудника; оценка уровня субъектной позиции сотрудника, мониторинг взаимодействия личности сотрудника с патриотически ориентированной образовательной средой, выявление факторов дезадаптации и проблемных зон; определение содержания педагогического сопровождения и коррекции средовых компонентов; оценка эффективности патриотического воспитания посредством педагогических измерений; совместное с сотрудником определение предметно-коммуникативного содержания новой патриотически ориентированной среды с учетом рефлексии.
По нашему мнению, для формирования патриотических качеств в образовательном процессе необходимо создание педагогических ситуаций, в рамках которых происходит формирование у сотрудника эмоционально-ценностного отношения к патриотическим ценностям, проявляется его способность к осмысленному восприятию патриотических идеалов, осуществляется вербализация морально-этических и патриотических убеждений, а также реализуется потенциал к осознанным патриотическим поступкам и проявлению развитой культуры межэтнического взаимодействия. В личностно-развивающих ситуациях у сотрудника появляется возможность пройти через событийные переживания, осуществить предметные или когнитивные патриотически-ориентированные действия и поступки, способствующие формированию нравственного опыта, осуществить интеграцию в события с их педагогическим сопровождением. Патриотически ориентированная ситуация выступает ключевым фактором в активации механизмов личностного развития и представляет основной педагогический инструмент; развитие ситуации генерируется противоречием между внешними факторами среды и внутренними возможностями, устремлениями субъекта.
Выводы. Таким образом, проектирование личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников ОВД - процесс подбора и управления её компонентами, способствующего целенаправленному созданию условий для личностного становления субъекта воспитательной работы. Проектирование личностно-развивающей патриотически-ориентированной ситуации выступает как результат конструктивного диалога между педагогом и сотрудником, в рамках которого осуществляется интеграция средовых и индивидуальных факторов воспитательного процесса. В процессе определения теоретико-методологических основ ситуационно-средового проектирования процесса патриотического воспитания необходимо не только разрабатывать структурную модель воспитательной среды, но и выделять фундаментальную единицу данного проектирования, каковой, как отмечалось ранее, является ситуация развития патриотически-ориентированной личности - совокупность взаимодействующих средовых (стимулы, возможности, содержательные источники, условия психологической безопасности) и личностных (потребности, способности, ожидания, практическая деятельность, личный опыт) факторов развития.
Практическая значимость научного исследования в области педагогического проектирования личностно-развивающей среды патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел детерминирована имплементацией теоретико-методологических результатов в практико-прикладную деятельность территориальных подразделений и образовательных учреждений МВД России, потенциалом апробации полученных данных в организационно-воспитательной работе руководителями различных уровней правоохранительных органов, специалистами подразделений кадрового обеспечения, а также использованием исследовательских материалов при разработке концептуальных основ патриотического воспитания сотрудников ОВД. В перспективе необходимо исследовать структурную модель ситуации развития личности в патриотически ориентированной среде в динамике прохождения сотрудником ОВД этапов формирования личностной патриотической позиции (в том числе провести эмпирическое исследование) и описать особенности структурно-динамической модели педагогического процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД.
1. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход в проектировании личностно-развивающих образовательных систем: исследование продолжается / Н.В. Ходякова // Прикладная психология и педагогика. – 2022. – № 4. – С. 61-74.
2. Щуркова Н.Е. Профессиональное обеспечение ценностно–ориентированного воспитания / Н.Е. Щукова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 4. – С. 62-70.
3. Пузанов Ю.П. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: учебное пособие / Ю.П. Пузанов // под ред. А.М. Столяренко. – М., 2022. – 304 с.
4. Калиниченко И.А. Психологические особенности адаптации к служебной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России / И.А. Калиниченко, В.Л. Цветков, Т.А. Хрусталева // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – № 5. – 305-308.
5. Сердюк Н.В. Технология и методика профессионально ориентированного обучения: учебное пособие / под ред. Н. В. Сердюк. – М., 2019. – 62 с.
6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. – 2000. – № 7. – С.37-41.
7. Слободчиков В.И. Патриотизм – диалог о самом важном: сегодня и всегда Беседа протоиерея Константина Зелинского с профессором Виктором Ивановичем Слободчиковым / В.И. Слободчиков // Воспитание школьников. – 2021. – № 3.– С. 3-12.
8. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя /В.В. Краевский. – Самара, 1994. – 168 с.
9. Панов В.И. Субъектность студентов педагогического вуза в меняющейся образовательной среде / В.И. Панов, И.В. Плаксина // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – № 2. – С. 64-83.
10. Сериков В.В. Технология оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета / В.В. Сериков, А.В. Леонтьев, Р.Р. Закиева // Образование и саморазвитие. – 2023. – № 1. – С. 121-128.
11. Запорожец А.В. Леонтьев А.Н. и современная психология / ред. А.В. Запорожец. М.: МосковскийУниверситет, 2019. – 288 c.
12. Ходякова Н.В. Педагогические подходы к развитию личности сотрудника органов внутренних дел: монография / под ред. Н.В. Ходяковой. – М.: Академия управления МВД России, 2021. – 197 с.
13. Мангасарова Л.А. Личность сотрудника органов внутренних дел – патриота и ее научно-педагогическая интерпретация / Л.А. Мангасарова // Полицейская деятельность. – 2022. – № 6. – С. 31-40.
14. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – М., 2014. – 1434 с.
15. Краткий психологический словарь / гл. ред. Л.А. Карпенко – Ростов н/Д, 2012. – URL: http://www.psychologylib.ru/psy/ (дата обращения: 15.10.2024).
16. Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с обозначением их корней / гл. ред. М. Михельсон, 1865. – 718 с.
17. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / гл. ред. Ф.Ф. Павленков. – СПб., 1917. – 715 с.
18. Философский словарь / гл. ред. Д. Жюлиа. – М., 2019. – 537 с.
19. Огольцова Е.Г. Идеи Выготского Л.С. в области воспитания и педагогики / Е.Г. Огольцова, П.В. Мамлиева, Э.Ю. Сысолетина // Молодой ученый. – 2023. – № 1. – С. 43-44.
20. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 /О.А. Карабанова. – М., 2002. – 279 с.



