Статья посвящена таким техническим аспектам советской кинематографии, как кинофикация, кинопленка, киносъемочное и кинопроекционное оборудование. Рассмотрена деятельность НИКФИ (Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута) в 1970-е гг. Одна из существенных проблем в сфере кинофикации – хроническое отставание киносети от зрительских потребностей. Не хватало и самих кинотеатров, и их техническое оснащение часто оставляло желать лучшего. Кроме того, большие однозальные кинотеатры, которые всегда преобладали в СССР, значительно сужали выбор репертуара. В конце 1970-х – начале 1980-х годов в СССР резко сократилось строи- тельство кинотеатров, в то время как количество городских жителей продолжало расти. Состо- яние сельской сети также оставляло желать лучшего: она увеличивалась зачастую за счёт органи- зации кинопоказа в плохо приспособленных для этой цели помещениях. Техническая база советской киноиндустрии всегда была ее ахиллесовой пятой. В нашей стране всегда существовал определенный зазор между уровнем научных разработок и их практическим воплощением. Причина заключается в том, что все силы шли на оборонную промышленность. На «оборонку» работало огромное число лю- дей (даже на «мирных» предприятиях часто были секретные цеха). Поэтому по многим направлениям у нас была передовая наука (ибо «оборонка» всегда двигает вперед науку) и отсталое производство. Порочность этого подхода негативно сказывалась и на эффективности работы НИКФИ. Работав- шие по утвержденным Госкино планам лаборатории института были загружены работами, не име- ющими прямого отношения к кинематографии, в результате чего советская кинотехника с каждым годом все больше и больше отставала от мировых стандартов, оборудование ветшало и постепенно вытеснялось зарубежными новинками. Особенно серьезное отставание наблюдалось в ряде областей кинотехники: в проекционной, проявочной и копировальной аппаратуре, новых видах съемочной оп- тики, операторского транспорта. Наиболее трудное положение сложилось с производством и осво- ением новых сортов кинопленки. В конце 1970-х–начале 1980-х гг. на проблему качества наложилась проблема количества. Советская киноиндустрия начала испытывать серьезные трудности с пози- тивной пленкой, что повлекло за собой вынужденное сокращение тиражей новых картин.
советская кинематография, киноиндустрия, кинофикация, «застой», кинотехни- ка, кинообрудование, кинопленка, НИКФИ
1. Белов Ф. Десятая пятилетка - 20 миллиардов зрителей // Искусство кино. 1981. № 5.
2. Белов Ф. Улучшению кинообслуживания - главное внимание // Киномеханик. 1981. №2.
3. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / Ред. Фомин В.И. М.: Минкульт РФ, ВГИК, 2012. 2759 с.
4. Кино и время. Вып. 6 / ред. Фомин В. М.: Искусство, 1986. 174 c.
5. Кортунов В.В. Человек между реальностью и киберпространством // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 1 (21). С. 3.
6. Кортунов В.В., Шелекета В.О. К вопросу о философско-культурологическом обосновании гуманитарной экспертизы социально-политических процессов // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 9-14.
7. Краснова О.Н. Развитие гражданских инициатив в политическом процессе (на материалах ФРГ). Автореф. … канд. полит. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 1998.
8. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 5 / ред. Л. Аркус. СПб.: Сеанс, 2004. 825 с.
9. РГАЛИ, ф. 2944, оп. 1, д. 909, с. 30.
10. РГАНИ, ф. 5, оп. 36, д. 113, с. 26-27.
11. Суздалев А. Совершенствовать репертуарное планирование // Киномеханик. 1984. № 7.
12. Советская культура. 21 июля 1984 г. № 87.
13. Kortunov V.V., Platonova N.A. Philosophical and Socio-Cultural Aspects of the Economic Type of Thinking // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 2. С. 296-303.
14. Zorina N.M., Kortunov V.V. The Issues of Methodology of a Discourse-Analysis in Teaching of Professional Speech to the Students of Non-Philological Specialties // Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Т. 19. № 4. С. 554-559.