ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается комплексный подход развития профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения технического вуза. Сущность подхода заключается в инновационных способах обучения, дополняющих традиционные формы. Под инновационными формами нами понимается интерактивный контент преподавателя начертательной геометрии в среде мультимедиа, применение графических редакторов в процессе обучения. Инновационные формы обучения, дополняя традиционные формы, оказывают положительное влияние на процесс усвоения учебной информации студентами технического вуза. Происходит корреляция восприятия чувственными образами при обучении в сенсор- но богатой среде. Существенно облегчается работа преподавателя, позволяя сосредоточиться на решении творческих задач и научной деятельности. Данные разработки появились в связи с ориентацией современного образования на приоритетное формирование творческих качеств студентов [6], развитие которых, по мнению многих специалистов, возможно в графической среде [10; 25]. С другой стороны, имеется проблематика усвоения курса начертательной геометрии студентами технического вуза, связанная с недостаточным уровнем пространственных представлений. Эта проблема усиливается у студентов заочной формы обучения. При сохраняющейся интенсификации учебного процесса заочная форма обучения имеет особенности учебных программ с ограничениями аудиторных часов на усвоение курса. Это выдвигает на передний план поиск путей решения проблемы улучшения восприятия курса в условиях самостоятельного обучения. Стремительное развитие информационного общества позволило существенно переработать методы преподавания, индивидуализировать образовательную траекторию. При разработке контента использовался комплексный подход, интегрирующий в себе различные средства взаимодействия со студентами с применением новых методик в процессе обучения. Применялись методы: эвристические, поощряющие, поддерживающие; приемы, коррелирующие абстрактное восприятие чувственным образом; мотивационные (успешность восприятия, создание ситуации успеха и самореализации в творчестве, обучение в сенсорно богатой среде) и т.д. Реализация разработанных мер педагогического воздействия показала, что усвоение курса начертательной геометрии существенно улучшилось без увеличения учебных часов.

Ключевые слова:
комплексный подход, мультимедиа-технологии, пространственное воображение, профессиональные компетенции, студенты заочной формы обучения, интерактивный учебный контент, развитие творческих качеств.
Текст

В ходе обучения студентов начертательной геометрии мы столкнулись с рядом трудностей, связанных с недостаточным уровнем восприятия курса. Студенты недопонимают теоретический материал, излагаемый на лекциях, не могут самостоятельно выполнить обязательные учебные задания. Эти проблемы усугубляются у студентов-заочников, что связано со спецификой набора на эту форму обучения, особенностями учебных программ. Студенты-заочники закончили предыдущие ступени образования, как правило, несколько лет назад, потому нуждаются в особом учебном материале, позволяющем в сжатые сроки осмыслить теорию курса и, выполнив учебные задания, сдать экзамен.

Вместе с тем количество лекций (в часах) сократилось у студентов направления «Строительство», согласно новым стандартам, до 6, а практических занятий — до 20. Таким образом, общее число аудиторных занятий — 26 часов, что недостаточно для эффективного усвоения учебного материла. Несмотря на то что итоговых часов по дисциплине — 108, многие студенты недопонимают дидактический материал при самостоятельном обучении. Лекции, проводимые в период сессии, не могут обеспечить достаточного уровня усвоения, так как проводятся одномоментно, не давая возможности осмыслить преподносимую информацию. Это подтверждают результаты исследований (рис. 1).

Список литературы

1. Арциховская-Кузнецова Л.В. О «головоломности» начертательной геометрии [Текст] / Л. В. Арциховская-Кузнецова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 3. - C. 31-35. - DOI:https://doi.org/10.12737/6523.

2. Башкатов А.М. Проблемы и решения при компьютеризации графических дисциплин в вузе [Текст] / А.М. Башкатов, Д.А. Котиц, Т.М. Юрочкина // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 4. - C. 22-27. - DOI:https://doi.org/10.12737/6528.

3. Бойков А.А. Геометрическое моделирование в системе дистанционного обучения [Текст] / А. А. Бойков // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 2. - № 4. - C. 34-42. - DOI:https://doi.org/10.12737/8295.

4. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета [Текст] / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 3. - С. 25-30. - DOI:https://doi.org/10.12737/6522.

5. Горнов А.О. Базовая геометро-графическая подготовка на основе 3D-электронных моделей [Текст] / А.О. Горнов, Е.В. Усанова, Л.А. Шацилло // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - №. 3. - C. 46-52. - DOI:https://doi.org/10.12737/6524.

6. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf/ Основное мероприятие П.1.6. - С. 109 (дата обращения: 10.03.2014).

7. Грошева Т.В. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в процессе графической подготовки [Текст] / Т.В. Грошева, Л.В. Кочурова, И.А. Турицына // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 2. - C. 43-48. - DOI:https://doi.org/10.12737/5592.

8. Зеленовская Н.В. Резервы совершенствования геометрографической подготовки современного инженера [Текст] / Н.В. Зеленовская, О.В. Ярошевич // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 2. - C. 37-42. - DOI:https://doi.org/10.12737/5590.

9. Иванов Г.С. Перспективы начертательной геометрии как учебной дисциплины [Текст] / Г.С. Иванов // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - C. 26-27. - DOI:https://doi.org/10.12737/2081.

10. Лагунова М.В. Современные подходы к формированию графической культуры студентов в технических учебных заведениях [Текст] / М.В. Лагунова. - Новгород: Изд- во ВГИПИ, 2003. - 251 с.

11. Матусевич В.Я. Опыт использования дистанционного обучения при преподавании графических дисциплин для студентов инженерных строительных и экономических специальностей [Текст] / Т.А. Жилкина, В.Я. Матусевич // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3-4. - C. 29-32. - DOI:https://doi.org/10.12737/2129.

12. Сальков Н.А. Реформирование оценок геометро-графических знаний [Текст] / Н.А. Сальков, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - C. 52-53. - DOI:https://doi.org/10.12737/2089.

13. Свичкарева Г.Н. Оптимизация структуры и содержания графических дисциплин с позиции модульно-компетентностного подхода [Текст] / Г.Н. Свичкарева, Т.В. Андрюшина, В.А. Ковалев // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - C. 77-79. - DOI:https://doi.org/10.12737/2098.

14. Серегин В.И. Геометрические преобразования в начертательной геометрии и инженерной графике [Текст] / В.И. Серегин [и др.] // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 2. - C. 23-28. - DOI:https://doi.org/10.12737/12165.

15. Скорюкова Я.Г. Нулевой контроль как составная часть методики обучения геометро-графическим дисциплинам [Текст] / Я.Г. Скорюкова, А.Г. Буда, О.П. Мельник // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 2. - C. 32-36. - DOI:https://doi.org/10.12737/5589.

16. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - C. 30-41. - DOI:https://doi.org/10.12737/3846.

17. Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах [Текст] / Н.Е. Суфляева // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 2. - № 4. - C. 28-33. - DOI:https://doi.org/10.12737/8294.

18. Темербекова А.А. Интерактивное обучение: опыт и перспективы [Текст] / А.А. Темербекова, Н.П. Гальцова // Информация и образование: границы коммуникации INFO’15: сборник научных трудов. - Горно-Алтайск: Изд-во РИО Горно-Алтайского госуниверситета, 2015. - С. 146-154.

19. Тен М.Г. Компьютерная графика при выполнении заданий по начертательной геометрии и инженерной графике. Видеоуроки: AutoCAD для заочников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М.Г. Тен. - Новосибирск: Изд-во НГАСУ, 2012.

20. Тен М.Г. Формирование профессиональных компетенций студентов технических специальностей в процессе графической подготовки [Текст] / М.Г. Тен // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 1. - C. 59-63. - DOI:https://doi.org/10.12737/10459.

21. Тихонов-Бугров Д.Е. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 3. - C. 47-57. - DOI:https://doi.org/10.12737/14419.

22. Усанова Е.В. Психолого-педагогические аспекты геометро-графической подготовки в техническом вузе с использованием медиатехнологий и CAD-систем [Текст] / Е.В. Усанова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - C. 59-62. - DOI:https://doi.org/10.12737/2093.

23. Хейфец А.Л. Начертательная геометрия и компьютерное геометрическое моделирование [Текст]: учеб. пособие / А.Л. Хейфец, А.Н. Логиновский. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. - Гл. 2. - С. 46-49.

24. Хмарова Л.И. Формирование и развитие профессиональных навыков студентов в курсе начертательной геометрии [Текст] / Л.И. Хмарова, А.Н. Логиновский, Е.А. Усманова // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 2. - C. 46-51. - DOI:https://doi.org/10.12737/12168.

25. Якиманская И.С. Психология математической деятельности учащихся при обучении геометрии [Текст] / И.С. Якиманская // Методика обучения геометрии. - 2004. - Вып. 4. - 34 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?