В статье рассматриваются основные инновационные направления в системе высшего профессионального образования. Проводится анализ инновационных моделей и технологий обучения. Дается характеристика модульной системы обучения как разновидности инновации. Основной чертой модульного обучения является системность: системность содержания; чередование познавательной и учебно- профессиональной частей модуля; системность контроля. В результате чего значительно повышается качество подготовки будущего специалиста в плане формирования и развития у него действенной системы знаний и умений на основе целостного индивидуализированного подхода к личности студента, создания условий для его самостоятельности, формирования педагогом атмосферы, способствующей повышению мотивации студентов. Познавательная активность студента не возникает сама, она является результатом содержания и методов обучения — активных, интенсивных и проблемных. Но какие бы методы не применялись, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.
инновации, модель обучения, технология обучения, модульное обучение.
Совершенствование технологий обучения занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития высшей школы, которые в последние десятилетия привлекли особое внимание педагогов и работников высшей школы.
В педагогических исследованиях нет единой определенной трактовки понятия «нововведения (инновации)». При этом за основу берется определение А.И. Пригожина, в котором нововведение (инновация) рассматривается как целенаправленное изменение, которое вносится в определенную социальную единицу — организацию общества, группу [11].
Можно выделить три типа нововведений:
- радикальные: например, в народном образовании — попытки перестройки процесса обучения на основе компьютерной технологии;
- комбинаторные: соединение ранее известных элементов в новый метод обучения как необычное сочетание известных приемов и способов;
- модифицирующие (совершенствующие): улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения.
1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний [Текст] / В.С. Аванесов. - М.: ИЦПКПС, 1998. - 99 с.
2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П. Беспалько. - Воронеж: Воронеж. ун-т, 1977. - 204 с.
3. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.
4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
5. Жафяров А.Ж. Очередные задачи системы образования и психолого-педагогической науки в реализации профильного образования [Текст] / А.Ж. Жафяров // Вестник педагогических инноваций. - 2005. - № 1(2). - С. 13-32.
6. Кабарухин В.Г. Развитие индивидуального творческого мышления - основа новой технологии подготовки инженерных кадров [Текст] / В.Г. Кабарухин; отв. ред. В.Г. Кабарухин // Вопросы повышения качества подготовки специалистов в инженерно-технических вузах: межведомственный тематический научный сборник. - Таганрог: ТРТИ, 2000. - С. 22-25.
7. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Наука, 1997. - 223 с.
8. Матюшкин А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей [Текст] / А.М. Матюшкин. - М.: Омега-Л, 2008. - 368 с.
9. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
10. Попов Е.И. Система РИТМ: принципы, организация, историческое содержание [Текст] / Е.И. Попов // Высшее образование в России. - 1998. - № 4. - С. 109-115.
11. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия [Текст] / А.И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1989. - 270 с.
12. Ряписов Н.А. Организационно-экономические резервы повышения качества российского образования [Текст] / Н.А. Ряписов // Вестник педагогических инноваций. - 2006. - № 3(7). - С. 27-39.
13. Устынюк Ю.А. Можно ли сесть в уходящий поезд [Текст] / Ю.А. Устынюк // Химия и жизнь. - 1989. - № 8. - С. 4-12.
14. Шамова Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
15. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 272 с.
16. Hurst R. Mini courses at Purdue University: An Interius Report in J.B. Creager, D.L. Murray, Eds., The Use of Modules in Biological Sciences [Теxt] / R. Hurst, S. Postlethwait. - The American Institute of Biological Sciences, 1971. - Pр. 29-38.
17. Russell J. Modular Instruction [Теxt] / J. Russell // A. Guide to the Design, Selection, Utilization and Evalution of Modular Materials. - Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974. - 164 p.