сотрудник
Киров, Кировская область, Россия
в статье рассматривается процесс адаптации будущих специалистов УИС, а также особенности социально-психологической адаптации действующих сотрудников к службе в пенитенциарной системе. Уделяется внимание тому, что в процессе психологического сопровождения необходимо целенаправленно формировать профессионально-личностный образ сотрудника пенитенциарной системы при помощи специально организованных психологических условий, а также создавать условия для повышения успешности адаптации, профессионального и личностного развития, обращения за психологической помощью.
социально-психологическая адаптация, психологическое сопровождение молодых сотрудников.
В условиях реформирования УИС до 2020 года наиболее актуальными являются вопросы, направленные на «обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника уголовно-исполнительной системы», «повышение качества службы и условий труда», «совершенствование специальной и психофизической подготовки»[6]. Эти приоритеты напрямую связаны с необходимостью высокого уровня профессионализма сотрудника УИС, который во многом определяется успешностью его профессионального становления и эффективностью адаптации к условиям труда.
Период адаптации молодого сотрудника – это период приобщения и привыкания к определенной деятельности и к среде, в которой она протекает. Процесс адаптации в становлении будущих специалистов имеет особое значение, так как, во-первых, в ходе адаптации важно извне правильно ориентировать молодого сотрудника в избранной им сфере деятельности и, во-вторых, этот период осложняется внутренним напряжением, связанным с процессом привыкания. Из этого следует, что адаптация – это не только социальная, но и педагогическая проблема.
В зарубежной психологии идеи адаптации и психологического обеспечения процесса профессионального становления активно стали разрабатываться, начиная с 50-х годов XX в., прежде всего в трудах Д. Сьюпера, X. Хартманна, Дж. Холланда.
В отечественной психологической науке исследования в области адаптации специалистов проводятся с 70-х годов XX в., в том числе в области общей и социальной психологии (О.И.Зотова, И.К. Кряжева, П.С. Кузнецов, В.Д. Шадриков, В.И. Дружинин и др.); педагогической психологии и психологии труда (В.А. Бодров, K.M. Гуревич, А.Н. Жмыриков, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.Н. Никифоров, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова и др.); психологии управления и акмеологии (A.A. Деркач, B.Г. Зазыкин, А.К.Маркова, A.A. Реан и др.).
Психологическая адаптация – это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций[3, с.28].
Юридическими психологами проблематика адаптации специалистов к службе в правоохранительных органах разрабатывалась в контексте обоснования подходов к изучению и повышению психологической подготовленности и готовности к службе, а также внедрения моделей отбора и тренинга профессионально-личностного развития молодых специалистов (Т.Ю. Базаров, Н.Р. Битянова, М.Г. Дебольский, C.А. Ларионова, А.И. Папкин, В.М. Поздняков, А.И. Ушатиков и др.).
Определенное внимание в исследованиях уделено изучению детерминант, способствующих или затрудняющих процесс адаптации молодых специалистов к службе в УИС, что нашло отражение в публикациях В.Н. Казанцева, H.A. Тюгаевой, Т.Ю.Базарова, A.B. Пищелко, М.И. Кузнецова , С.А. Лузгина, A.B. Кокурина, A.B. Чечковой, E.Е.Гавриной, Г.В. Протасовой, Ю.Н. Кравцовой, Р.Н. Киселевой, Н.Г. Соболева и др.
Исследователями подчёркивается, что для улучшения адаптации необходимы изучение и реализация следующих направлений деятельности: формирование профессиональных целей и мотивов, стимулирование саморазвития и самопознания, разработка индивидуальных программ социально-психологической адаптации, проведение психокоррекционных мероприятий.
В.Ф. Пирожков, характеризуя ведущую роль коллектива в процессе профессиональной адаптации, отмечает, что её успех зависит от положения сотрудника в коллективе, прочности позиций, степени его эмоционального благополучия[11, с.54].
В исследовании В.М. Позднякова утверждается, что успех профессиональной адаптации зависит от степени психологической готовности сотрудника к службе в УИС. В структуре целостной системы готовности автор выделяет две функционально взаимосвязанные подсистемы: 1) долговременная готовность (устойчивый комплекс профессионально важных качеств и свойств) и 2) ситуативная готовность (психическое состояние)[4].
А.В. Чечкова указывает, что преобладание наказания и угроз в качестве основных средств мотивации подчинённых, а также отсутствие мотивирующей роли принятия решения являются главными факторами затруднений адаптации сотрудников к организационной структуре исправительных учреждений[12].
Е.Е. Гаврина доказывает, что профессиональная адаптация сотрудников УИС представляет собой сложный личностно многоплановый процесс, детерминированный следующими основными факторами: профессиональными качествами, должностной позицией, выбором индивидуального или коллективного способа решения поставленных профессиональных задач, адаптационно-коммуникативными качествами личности[1].
По мнению Н.Г. Соболева, адаптация сотрудников к службе в уголовно-исполнительной системе – сложный психологический феномен, который проявляется в динамическом взаимодействии объекта (содержание и условия профессиональной деятельности) и субъекта (индивидуально-психологические особенности специалиста) адаптации[8 с.19].
Много внимания исследователями уделяется факторам, оказывающим влияние на процесс профессиональной адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы:
Одним из таких факторов является среда, в которой осуществляется деятельность сотрудников УИС. В.Л. Романов обращает внимание на то, что «ежедневный в течение многих лет непрерывный контакт с осуждёнными, фактически жизнь в сгустке криминогенной субкультуры снижают духовно-нравственный уровень не только тех, кто исходно имел его невысоким, но и сильных личностей»[5 с.63].
По мнению А.А. Ушакова, на адаптацию кадров к условиям службы в уголовно-исполнительной системе влияют следующие факторы: 1) личность адаптанта (сотрудника) – её направленность, мотивация, компетентность, характер и т.д.; 2) взаимоотношения с коллективом, наставником, родственниками, семьёй, а также с осуждёнными; 3) взаимоотношения с руководителем, который является организатором процесса адаптации[10 с. 91-98].
Как считает И.А. Латкова, одним из факторов, определяющих успешность адаптации, выступает состояние удовлетворённости содержанием и организацией труда, отношениями в коллективе, перспективностью службы, её значимостью в глазах референтной группы[2 с. 39-46].
Согласно исследованиям И.Н. Сафроновой, к факторам риска, затрудняющим адаптацию личности в экстремальных условиях деятельности, относятся повышенная раздражительность, впечатлительность, лёгкость развития аффектов, застенчивость, робость, легкомысленность суждений, выраженное чувство собственной неполноценности, преувеличение недостатков, принижение успехов и достоинств, неспособность защитить себя, повышенная конфликтность, социальная ведомость[7].
Итак, в профессиональной адаптации сотрудников УИС можно выделить три группы факторов, которые могут выступать в качестве причин, отрицательно влияющих на адаптацию:
1)факторы субъектного характера, отражающие психологические особенности самих специалистов (недостаточный уровень профессиональной направленности, организаторских, педагогических и коммуникативных способностей, эмпатии, толерантности, психологической устойчивости и т.д.);
2)факторы объектного характера, отражающие специфические особенности содержания профессиональной деятельности (усложнённые социально-правовые и личностные характеристики контингента осуждённых, сложность и многоплановость решаемых задач, коренное изменение социально-политической системы государства и т.д.);
3)факторы обстановочного характера, отражающие условия, в которых протекает как служба, так и жизнедеятельность специалистов и членов семей (недостаточный уровень организации труда и текущего управления; конфликтный характер отношений сотрудников друг с другом и с руководством; неразвитость социальной инфраструктуры в месте нахождения учреждения; слабая организация наставничества; существующая в учреждении текучесть кадров; сложные географические и социально-демографические характеристики регионов; напряжённый характер взаимоотношений в семье из-за прохождения службы супругом в ИУ и т.д.)[9].
А.М. Столяренко указывает на наличие нескольких психологических разновидностей процесса адаптации: организационную, профессионально-деятельностную, социально-психологическую и бытовую адаптацию[9].
А.В. Чечкова установила, что следует различать четыре типа адаптации сотрудника к условиям исправительного учреждения: отрицание, конформизм, мимикрию и адаптивный индивидуализм[12].
При подготовке молодых сотрудников к профессиональной деятельности в первую очередь необходимо обращать внимание на дефицитарные компоненты.
После разделения на условные группы осуществлять в процессе служебной деятельности дифференцированное психологическое сопровождение. При составлении психокоррекционных программ, ориентированных на позитивные внутриличностные изменения в процессе адаптации сотрудников к условиям служебной деятельности, необходимо учитывать естественный процесс личностного и профессионального развития сотрудника.
Анализируя процесс личностно-профессионального роста и развития, психолог учреждения получает представление о содержании процесса, формах и динамике соотношения личностных и профессиональных качеств в процессе профессиональной адаптации, возможной дезадаптивной роли в развитии специалиста – профессионала получаемых знаний и сформировавшихся умений и навыков.
Выявленные с помощью психодиагностических методов, проблемных аспекты социально-психологической адаптации молодых сотрудников с учетом уровне профессиональной мотивации дают возможность психологу учреждения разработать адресный план вхождения в должность и рекомендации наставнику, позволяя смягчить процесс адаптации молодого сотрудника к условиям исправительного учреждения, а также решить задачу психологического сопровождения «групп риска», «групп повышенного внимания» специалистом - психологом.
В процессе психологического сопровождения необходимо целенаправленно формировать профессионально-личностный образ сотрудника пенитенциарной системы при помощи специально организованных психологических условий. Создавать условия для повышения успешности адаптации, профессионального и личностного развития, обращения за психологической помощью.
1. Гаврина Е.С. Психологические особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность: автореферат диссертации…кандидата психологических наук. - Рязань, 2004. - 21 с.
2. Латкова И.А. Педагогические вопросы успешной адаптации молодых сотрудников и создание условий для их закрепления в коллективах органов внутренних дел // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел (по материалам научно-практической конференции). - М., 1992. - С. 39-46.
3. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010. - С.28.
4. Поздняков В.М Проблемы в профессиональном личностном росте руководителей ОВД и психологическая помощь при их разрешении: научно-практическое пособие [Текст]. / В.М. Поздняков, И.Е. Реуцкая. - М.: ВНИИ МВД России, 2005. - 160 с.
5. Романов В.Л. Улучшение морально-психологической подготовки сотрудников ИТУ // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел (по материалам научно-практической конференции). - М., 1992. - С.63.
6. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. «Об утверждении Концепции развития УИС РФ до 2020 года» от 14.10.2010 № 1772-р.
7. Сафронова И.Н. Показатели адаптации сотрудников к профессиональной деятельности в экстремальных условиях пенитенциарных учреждений: автореферат диссертации…кандидата психологических наук. - Томск, 2002. - 22 с.
8. Соболев Н.Г. Адаптация выпускников высших образовательных учреждений ФСИН России к службе в уголовно-исполнительной системе: Монография. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. - С.19.
9. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2003. - 320 с.
10. Ушаков А.А. Социально-психологические аспекты адаптации сотрудников к условиям службы в системе лесных ИТУ // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел (по материалам научно-практической конференции). - М., 1992. - С. 91-98.
11. Ушатиков А.И., Ковалев О.Г., Семенов В.А. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях. - Рязань, 1997. - С. 54.
12. Чечкова A.B. Социально-психологическая адаптация сотрудников к организационной культуре исправительных учреждений: автореферат диссертации...кандидата психологических наук: 19.00.06. - Рязань, 2001. - 24 с.