В статье представлены результаты метатеоретического исследования предмета клиентского капитала, на основе которых синтезировано соответствующее категориальное понятие. Клиентский капитал идентифицирован как система устойчивых, взаимовыгодных отношений хозяйствующих субъектов, покупателей, потребителей и персонала предприятия, образующих структуру эффективного со- трудничества, способствующего получению компаниями добавочных ценностей, что обеспечивает повторные обращения клиентов и привлечение новых, повышает конкурентное преимущество и капитализацию предприятий. Выявлена необходимость поиска новых форм клиентского капитала, содержащего элементы искусства, что будет способствовать предложению потребителям услуг, о которых они мечтают. С учётом результатов метатеоретических исследований, сформулировано понятие потребительных ценностей искусства, которые побуждают потребителей жаждать их проявления вновь и вновь. Показателем потребительной ценности элемента искусства является величина дополнительной прибыли, получаемой благодаря талантливому художественному самовыражению. Клиентский капитал целесообразно совершенствовать, акцентируя внимание на реализации востребованной театрализованной услуги, обеспечении результативного её продвижения с использованием агрессивных методов прямого маркетинга и личных продаж. Дифференциацию услуг клиентского капитала потребительными ценностями искусства следует производить, принимая во внимание увлечения, вкусы, предпочтения целевых клиентов, их ценительское отношение к определённому стилю искусства. Дифференциация продукции элементами искусства одухотворяет жизнь людей. Талант, доброта, духовность чувств, мыслей, поступков художника должны быть направлены на использование случающихся в жизни проблесков красоты для её осмысленного творческого расцвета в производственной продукции.
клиентский капитал, услуга, системный анализ, синтез, дифференциация, экономика знаний, целевой клиент, искусство, потребительная ценность
1. Беквит Т. Продавая незримое: руководство по современному маркетингу услуг. М.: Аль- пина Паблишерз, 2011. 224 с.
2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001. 228 с.
3. Гордейко С.Г. Контроль качества обслуживания как часть управления клиентским портфелем // Клиентинг и управление клиентским портфелем. 2013. №3. С. 162-171.
4. Деккер Я. РИМА-А. Маркетинг: теория и практика / Под общ. ред. Г.Л. Азоева и Л.Н. Деревягиной. М., 2004.
5. Дьяченко А.В. Искусство в повышении потребительных ценностей услуг // Сервис в Рос- сии и за рубежом, 2013. №7 (45). С. 114-123.
6. Дьяченко А.В. Театрализация гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. 2013. №7(45). С. 27-35.
7. Дьяченко М.А. Формирование интеллектуального капитала специалиста в императивах экономики знаний: препринт. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. 32 с.
8. Зизин А.С. Эволюция научных взглядов на понятие «клиентский капитал» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: www.science-education.ru/107-8529 (Дата обращения: 14.04.2015).
9. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 107 с. 10.Маркс К. Критика политической экономии. М., 1978. 62 с.
10.
11. Поль В. Всеобщее определение искусства / Об искусстве. М.: Искусство, 1976. 43 с. 12.Пэйн Э. Руководство по CRM: Путь к совершенствованию менеджмента клиентов. Минск: Гревцов Паблишер, 2007. 384 с.
12.
13. Соколов К.О. Роль маркетинга в формировании клиентского капитала предприятия // Вестник ОГУ. 2011. №6(125). С. 74-77.
14. Соловьев В.С. Общий смысл искусства / Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 73-89.
15. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 15. С. 41-221.