В статье рассматривается феномен скрытого содержания образования в обучении иностранному языку в аспекте формирования коммуникативной компетентности. В качестве определяющей для ее становления рассматривается лингвосоциокультурная компетенция учащихся, формируемая лингвострановедческим компонентом обучения иностранному языку. На основе анализа имеющихся в литературе интер- претаций данного понятия автор предлагает собственный вариант его определения и структуры, разделяя скрытое содержание на институциональное и предметное. По его мнению, среди аспектов скрытого содержания в языковом образовании доминирующим является аксиологический, а главным каналом его реализации выступает дискурс языковых учебников. Автор указывает на то, что в дискурсе учебных материалов скрытое содержание образования репрезентируется комплексом семиотических средств, которые возможно выявить в процессе дискурсивного анализа учебных текстов.
скрытое содержание образования, дискурс, учебники, языковое образование, коммуникативная компетентность, лингвосоциокультурная компетенция, лингвострановедение.
Адекватное восприятие социокультурных концептов носителей изучаемого языка лежит в основе коммуникативной компетентности, формируемой в процессе обучения любому иностранному языку. «Успешное сотрудничество с зарубежными партнерами предполагает знание и оперирование такими понятиями, которые отражают видение мира и национальную культуру представителя того или иного народа» [2, с. 5]. Иными словами, можно утверждать, что успешность ведения межкультурной коммуникации прямо обусловлена степенью развитости лингвосоциокультурной компетенции коммуникантов, являющейся краеугольным камнем их коммуникативной компетентности. За формирование данной компетенции в обучении иностранному языку отвечает лингвострановедение, материализуемое в учебных материалах и реализующее пласт содержания образования, официально утвержденного в образовательных стандартах, планах и программах. Однако, на наш взгляд, тексты языковых учебников могут также реализовывать скрытое, официально не утвержденное содержание образования посредством влияния их дискурса на концептосферу обучающегося. В результате этого влияния возможна трансляция восприятия социокультурных концептов носителей языка обучающимся, а значит, трансляция их норм и ценностей. На макроуровне это потенциально может приводить к культурной экспансии через преподавание языка, особенно если изучаемый язык широко распространен, а вербализуемая им культура сильна и притягательна. По-видимому, в основе механизма вышеуказанной трансляции лежит создание не-нейтрального контекста, в котором осуществляется обучение, а само скрытое содержание репрезентируется комплексом семиотических средств, которые можно обнаружить в результате дискурсивного анализа учебных текстов.
1. Браславски С. Куррикулум [Электронный ресурс] / С. Браславски. - МБП-ЮНЕСКО, Женева, 2003. - URL: www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/archive/AIDS/doc/Braslavski_curriculum_RU.pdf
2. Воевода Е.В. Великобритания: история и культура = Great Britain: Culture across History: учеб. пособие по англ. яз. для студентов II курса ф-та МЭО [Текст] / Е.В. Воевода. - М.: МГИМО-Университет, 2009. - 221 с.
3. Краевский В.В. Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст] / В.В. Краевский, И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1983. - 352 с.
4. Овчаренко О.В. Концепция школьного куррикулума: У истоков теории и практики [Электронный ресурс] / О.В. Овчаренко. - URL: ht tp://intkonf.org/ovcharenko-vkontseptsiya-shkolnogo-kurrikuluma-u-istokov-teorii-i-praktiki.html
5. Окольская Л.А. От школы к фабрике (Пол Уиллис. Приобщение к трудовой культуре: как дети рабочих становятся рабочими). Археорецензия [Текст] / Л.А. Окольская // Отечественные записки. - 2006. - № 3. - С. 160-166.
6. Окольская Л.А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства [Текст] / Л.А. Окольская // Вопросы воспитания. - 2010. - № 1. - С. 25-33.
7. Окольская Л.А. Трудовые ценности и нормы в содержании учебников для начальной школы: сегодня и 20 лет назад [Текст] / Л.А. Окольская // Вопросы образования. - 2007. - № 2. - С. 68-85.
8. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
9. Тубельский А.Н. Уклад школьной жизни - скрытое содержание образования [Текст] / А.Н. Тубельский // Вопросы образования. - 2007. - № 4. - С. 177-180.
10. Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах [Текст] / И.Д. Фрумин. - Красноярск: Изд-во КГУ, 1999. - 256 с.
11. Шишлова Е.Э. Гендерный подход в образовании [Текст] / Е.Э. Шишлова // Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм: материалы науч. конф. (Москва, 15-16 ноября 2013 г.). В 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. Е.В. Воевода. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - С. 229-232.
12. Шишлова Е.Э. Репрезентация скрытого содержания образования в дискурсе учебных пособий по английскому языку [Текст] / Е.Э. Шишлова, И.А. Курицын // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 4. - С. 332-339.
13. Dewey J. Democracy and Education. Norwood, The Macmillan Company, 1916, 418 p.
14. Giroux H. Theory and Resistance in Education. London, Bergin & Garvey, 2001, 280 p.
15. Heinze T. Schülertaktiken. München, 1980, 276 p.
16. Henry J. Lernziel Entfremdung. Analysen von Unterrichtsszenen in Grundschulen // Der heimliche Lehrplan - Untersuchungen zum Schulunterricht. Weinheim, 1975, 173 p.
17. Jackson Ph. Life in Classrooms. New York, Teachers College Press, 1990, 183 p.
18. Perrenoud Ph. Curriculum: le formel, le réel, le cache. La pédagogie: une encyclopédie pour aujourd’hui. Paris, ESF, 1993, pp. 61-76.