В статье рассматривается проблематика развития творческих качеств у субъектов образовательной деятельности в контексте стратегической задачи инновационного и социально устойчивого становления российского общества. Обосновывается, что социокультурное образовательное пространство и социокультурная образовательная среда – это результат сотворчества педагога и обучающегося на событийном уровне рассмотрения творческой деятельности. Делается вывод о том, что рассматриваемые понятия различают только коннотации. Эксплицируется понятие социокультурной образовательной среды в его микро-, макро-, мегауровневой структурной представленности. В связи с этим понятие «социокультурное образовательное пространство» акцентирует внимание при осуществлении моделирования на устоявшихся распределённо-временнх проявлениях элементов культуры, включая все сложнейшие процессы генезиса, распространения, порядка расположения и функционирования. Понятие же «социокультурная образовательная среда» – на изменчивых явлениях, прежде всего межличностных взаимосвязях, ситуативных особенностях образовательной деятельности на основе отношений открытости, нелинейности, иерархичности.
социокультурное образовательное пространство, социокультурная образовательная среда, творчество, сотворчество, инновация, педагог, обучающийся
Задача развития творческого потенциала общества в рамках системы образования обусловлена не только и даже не столько фигурой обучающегося, что чаще всего становится ракурсом внимания гуманитарных исследований, сколько педагога. Существенное изменение профессионально-личностных качеств педагога, его творческого потенциала является в современных условиях развития страны, возможно, первостепенной задачей, главным фактором реализуемости возлагаемых на образование надежд. Ведь творческие качества обучающегося в учебном заведении формируются, прежде всего, в результате сотворчества с педагогом. Нетворческий педагог не способен сформировать творческие качества обучающегося, организовать и реализовать соответствующие условия его развития.
Творческий педагог также не является достаточным фактором развития творческих качеств индивида. Непреодолимые препятствия для этого может создавать, например, педагогическая система, частью которой он является. В связи с этим сложно не упомянуть практику реформирования образования, для которой свойственны кратно возросшая регламентированность образовательной деятельности, значительно увеличившаяся учебная нагрузка, бумаготворчество, а также многие дестабилизирующие социально-психологические факторы: существенное сокращение вузов, оптимизация сельских школ, переход к системе эффективного контракта с педагогическими работниками, усложнение системы оценки качества образования, привлечение работодателей к участию в управлении образованием, ужесточение требований к уровню квалификации и ее повышению, низкий уровень оплаты труда и др.
1. Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л.А. Барановская. - Чита, 2012. - 42 с.
2. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества [Текст] / Г.С. Батищев. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
4. Боровская Е.Л. Средовой подход в воспитании как инструмент педагогического познания и использования среды в педагогическом процессе [Текст] / Е.Л. Боровская // Региональные ресурсы развития культурно-образовательной среды - ведущее условие самореализации личности: Сб. материалов межд. науч.-практ. конф. - Смоленск: СОИ-РО, 2011. - С. 75-81.
5. Буданов В.Г. Методология и принципы синергетики [Текст] / В.Г. Буданов // Філософія освіти. - 2006. - № 1. - С. 143-172.
6. Войенкова О.Б. Категориальное определение инновационного пространства [Текст] / О.Б. Войенкова, В.И. Лячин // Вестник СибГАУ. - 2015. - Т. 16. - № 4. - С. 1014-1021.
7. Дмитриева Т.Б. Психическое здоровье и национальная безопасность - вызовы XXI в. [Текст] / Т.Б. Дмитриева // Экология психического здоровья: взаимодействие образования, науки и практики в современной психиатрии: материалы всероссийской научно-практической конференции. Архангельск: ГБУЗ «АКПБ» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.talagi.ru/news_2.htm (дата обращения: 03.10.2014).
8. Евсикова Н.И. Влияние вариативной образовательной среды на эмоционально-личностное развитие учащегося в полном цикле школьного обучения [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.И. Евсикова. - М., 2009. - 28 с.
9. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Текст]: монография / Т.А. Жданко, О.Ф. Чупрова. - Иркутск: ИГЛУ, 2012. - 184 с.
10. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.В. Игнатова. - Красноярск, 2000. - 365 с.
11. Колокольникова З.У. Событийная организация образовательного процесса при подготовке педагогов [Текст] / З.У. Колокольникова, А.К. Лукина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/ru/issue/view?id=119 (дата обращения: 23.01.2016).
12. Кочетков М.В. Целостное профессиональное саморазвитие преподавателя в сотворческой педагогической деятельности [Текст]: монография / М.В. Кочетков. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 288 с.
13. Крапивенский С.Э. Социальная философия [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.Э. Крапивенский. - М.: Владос, 1998. - 416 с.
14. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах [Текст] / С.В. Кривых // Известия Алтайского гос. университета. - 2010. - № 1-2. - С. 14-18.
15. Кулюткин Ю. Образовательная среда и развитие личности [Текст] / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. - 2001. - № 1. - С. 6-7.
16. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст]: автореф. дис.... д-ра пед. наук / Ю.С. Мануйлов. - М., 1997. - 193 c.
17. Ненахова Е.Н. Теоретико-методологические подходы к формированию социокультурного пространства образовательного учреждения [Текст] / Е.Н. Ненахова // Народное образование. - 2010. - № 128. - С. 172-180.
18. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков. - М.: ИЭТ, 2013. - 268 с.
19. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф.Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
20. Профессиональная педагогика [Текст]: учебник / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - 3-е изд., перераб. - М.: Профессиональное образование, 2010. - 456 с.
21. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Текст] // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. № 38993.
22. Соловьев Г.Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике [Текст] / Г.Е. Соловьев // Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. - Ч. 2. - Ижевск, 2006. - С. 24-26.
23. Сулима И.И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования [Текст] / И.И. Сулима // Вестник высшей школы (Almar mater). - 2010. - № 7. - С. 36-39.
24. Творчество как принцип антропогенеза [Текст]; отв. ред. Н.И. Киященко. - М.: Гуманитарий ИФ РАН, 2006. - 480 с.
25. Томюк О.Н. The Understanding of Creativity and its Criterions in lassical and Non-Classical Philosophy [Текст] / О.Н. Томюк // Журнал Сибирского федерального университета. - 2014. - № 7. - Т. 7. - С. 1128-1136.
26. Усманов Б.Ф. Социальная инноватика [Текст]: учеб. пособие / Б.Ф. Усманов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Социум, 2009. - 518 с.
27. Философия: Энциклопедический словарь [Текст]; под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
28. Флоренский П.А. Исследование по теории искусства. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии [Текст] / П.А. Флоренский. - М.: Мысль, 2000. - 446 c.
29. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский, А.В. Мороз. - М.: МГТА, 2001. - 301 c.
30. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности [Текст]: учеб. пособие / И.К. Шалаев. - Барнаул: БГТУ, 2004. - 318 с.
31. Шилова О.Н. Сущность и взаимосвязь понятий «информационно-образовательное пространство» и «информационно-образовательная среда» [Текст] / О.Н. Шилова // Интернет и современное общество: Труды XIII Всероссийской объединенной конференции. - СПб., 2010. - 264 с.