г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрены нормативно-правовые документы по организации и проведению всероссийских студенческих олимпиад, определены направления их совершенствования с учетом приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики, потребностей работодателей. Предложены мероприятия по стимулированию развития олимпиадного движения в системе высшего образования Российской Федерации; проведения конкурсов, интеллектуальных соревнований, профессиональных состязаний с учетом их интеграции с олимпиадами школьников; образовательных организаций, ответственных за проведение олимпиады; студентов, проявляющих выдающиеся способности в период освоения соответствующей образовательной программы.
Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО), образовательная организация, студенты, конкурсы, интеллектуальные соревнования, профессиональные состязания, работодатель, стимулирование, талантливая молодежь, выдающиеся способности
В Российской Федерации ежегодно проводится более трехсот различных международных, всероссийских и региональных интеллектуальных состязаний, таких как традиционные теоретические и практические олимпиады, творческие конкурсы, конкурсы проектов и научных работ, конкурсы конструкторскотехнического инженерного моделирования, конкурсы профессионального мастерства, деловые и симуляционные игры и их сочетания в различных формациях, что в совокупности является неотъемлемой составляющей общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Основная их часть — это Всероссийская студенческая олимпиада образовательных организаций высшего образования (далее — Всероссийская студенческая олимпиада), которая проводится ежегодно Минобрнауки России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 3251 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 3112.
Основные цели Всероссийской студенческой олимпиады заключаются в привлечении талантливой молодежи к исследованиям по перспективным научным направлениям, формировании кадрового резерва для высокотехнологичных отраслей экономики, определении соответствия качества профессионального образования актуальным и перспективным потребностям науки и производства, создании условий для самореализации талантливой молодежи как личности в современном обществе, стимулировании ее творческого роста и интереса к профессиональной деятельности.
Всероссийская студенческая олимпиада проводится ежегодно начиная с 2006 г. в среднем по 110 направлениям в три этапа: вузовский, региональный и заключительный всероссийский, и охватывает все образовательные организации высшего образования Российской Федерации. Число олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО по федеральным округам Российской Федерации в динамике 2006–2013 гг. в системе ранжирования от наивысшего значения к наименьшему представлено в табл. 1 [5].
____________
1Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».
2Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи».
1. Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И., Егорова А. Б. Роль Всероссийских студенческих олимпиад в адаптации обучающихся к профессиональной деятельности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. № 2, 2013. С. 3-9.
2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения: 25.06.2013).
3. Официальный сайт Всероссийской студенческой олимпиады (ВСО) Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО): https://vso-mon.ru (дата обращения: 25.11.2013).