В статье представлена авторская профилактическая программа, направленная одновременно на формирование профессиональных навыков студентов направления «Туризм» и на поддержание психического здоровья как самих студентов – её исполнителей, так и старшеклассников, чей возраст и статус предполагают множество стрессов, всегда сопровождающих определение своего призвания. Целью программы является вовлечение в расширяющую кругозор деятельность, возможность которой предоставляет туризм. Согласно убеждению автора, туризм потому обладает столь мощным рекреационным потенциалом, что способствует стимулированию большинства сенсорных каналов восприятия действительности и именно поэтому может стать заменой пассивного времяпрепровождения молодых людей возле компьютера. Кроме того, студенты получат замечательную практику по организации образовательно-оздоровительных туров. Однако этот проект реализуем только при наличии продуманного алгоритма действий, который может быть осуществлён посредством выработки системы взаимодействия молодых людей разного возраста. Автор статьи руководствуется тем, что детям свойственно с особым доверием относиться к информации, исходящей либо от ровесников, либо от лиц незначительно старше себя: «Школа юного путешественника» включает в себя три вектора профилактической работы студентов со школьниками: интерактивные программы, реализуемые студентами под патронажем преподавателей и опытных инструкторов; программы, обеспечивающие общественно-полезную занятость подростков; программы, реализуемые студентами для людей старшего поколения. Идея «Школы» продиктована потребностью молодых людей в самосовершенствовании, нахождении своего жизненного пути, преодолении столь свойственной юности тревоги о будущем и коренящейся в ней депрессии. Автор статьи утверждает, что предлагаемый проект обладает мощным потенциалом профориентации, позволяет создать каналы коммуникации между университетом, имеющим направление обучения «Туризм», и школьной аудиторией, которая находится в состоянии выбора стези своей будущей профессиональной реализации. Проект обладает высокой практической значимостью, он может быть осуществлён на базе многих вузов, входящих в Ассоциацию образовательных учреждений в области туризма и сервиса.
образовательно-оздоровительные туры, компьютерная аддикция, депрессия, психическое здоровье, социализация подростков, социально-значимые качества, личностный рост, стрессоустойчивость, зона социальных контактов, система ценностей, рекреация, туристские технологии
1. Адлер А. О нервическом характере. СПб.: Университетская книга, 1997. 338 с.
2. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Сахарчук Е.С. Направления деятельности в рамках социального партнёрства в про- фильном туристском образовании: актуальность и содержание //Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 3. С. 44-53. DOI: 10.1273712529.
3. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003. 304 с.
4. Богачёва Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 1. С. 94.
5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Наркотизм. Природа и преодоление. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, НПО «Модэк», 2006. 432 с.
6. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции /2-я Рос. конф. по экол. псих. Тезисы. (Москва, 12-14 апр. 2000 г.). М.: Экопсицентр Росс, 2000. С. 251-253.
7. Калугин А.Ю., Волочков А.А. Ценностная направленность личности студентов-гуманитариев// Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 28.
8. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Направления исследований креативности в социальном взаимодействии// Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 118.
9. Митина О.В., Сорокина В.В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2015. № 1. С. 42.
10. Молчанова Н.В. К вопросу о подготовке кадров туристской индустрии в региональных вузах//Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 1. С. 21-26. DOI: 10.1273717732.
11. Нечаев М.П. Основные направления актуализации и развития воспитывающего потенциала туристской деятельности в общеобразовательной организации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 1. С: 38-43. DOI: 10.1273717734.
12. Остренкова М.Е. Психологические закономерности процесса формирования характера человека в течение всей его жизни (на основании возрастной периодизации Э. Эриксона) //Известия Российской академии образования. 2016. № 1 (37). С. 113.
13. Смирнов П.А. Педагогический отряд в системе рынка услуг детского отдыха// Известия Российской академии образования. 2016. № 2 (38). С. 85.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
15. Фромм Э. Здоровое общество//Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: 1995. С. 275.
16. Чернышева Т.Л. Событийный туризм. // Виды и тенденции развития туризма: учеб. пособие. Новосибирск: Изд- во НГТУ, 2014. С. 145-168.
17. Чеснокова М.Г. Понятие здоровья в контексте ключевых категорий культурно-деятельностного подхода// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 2. С. 23.
18. Bayley, A. Volunteer Tourism: Powerful Programs or Predisposed Participants?// Journal of Vocational Education and Training, London, 2012, 54 (3), P. 343.
19. Pritchard, A. The critical turn in tourism studies: Innovative Research methodologies. Elsevier: Oxford. 2011, P. 12.
20. Wilson, E., Small, J., Harris C. Editorial Introduction: Beyond the Margins? The Relevance of Critical Tourism and Hos- pitality Studies. //Journal of Hospitality and Tourism Management. 2012, № 19, P. 4.