РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ И ПРОЦЕДУР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблемам аналитического обеспечения хода мониторинга реализации программ модернизации производственного капитала компаний реально сектора экономики. В статье раскрывается содержание мониторинга текущих и итоговых результатов проекта, приводятся принципы, которыми необходимо руководствоваться при обосновании и разработке программ модернизации производственного капитала. Формируются требования к информационно-аналитической системе, которая была бы способна адекватно обеспечивать потребности управления процессами модернизации и запросы ключевых стейкхолдеров. Предлагаются методы и процедуры решения задачи аналитического обеспечения мониторинга хода реализации программ модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики.

Ключевые слова:
модернизация, принципы, мониторинг, проект, информационно-аналитическое обеспечение
Текст

В современных условиях хозяйствования наиболее актуальной становится задача обеспечения экономического роста, который не может быть достигнут без активизации воспроизводственных процессов, базирующихся на движении, развитии, модернизации и обновлении основного капитала. 

Модернизация представляет собой усовершенствование эффективности находящихся в эксплуатации активов путем внесения в их конструкции изменений (переоборудования, замены элементов), повышающих производительность, технические, экономические и прочие показатели использования, способствующие росту товарооборота, снижению издержек, конкурентоспособности организации, в результате чего увеличивается первоначальная стоимость модернизируемого объекта. В том числе модернизация основана на необходимости обеспечения способности обобщать и синтезировать передовые научно-технические идеи, внедрять результаты научно-исследовательских разработок и при необходимости переводить производственный процесс на использование передовых и инновационных технологий и обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции.

Политика модернизации компаний реального сектора экономики должна обеспечивать решение следующих проблем: 

  • формирование целей, задач и основных направлений проведения модернизации; 
  • выявление управляющих и идентификация регулирующих механизмов процесса модернизации; 
  • обеспечение ресурсной базы для проведения модернизации. 

Целями модернизации предприятий являются: 

  1. производство качественно новой продукции и/или продукции с улучшенными (инновационными) характеристиками; 
  2. повышение результативности работы технологического оборудования компаний; 
  3. снижение трудоемкости производственных процессов, оптимизация численности работающих; 
  4. уменьшение длительности операционного и финансового цикла; 
  5. сокращение производительных и непроизводительных потерь; 
  6. снижение себестоимости продукции (благодаря применению более прогрессивных видов технологий, материалов, экономии на энерго- и трудовых ресурсах); 
  7. необходимость модернизации логистической инфраструктуры;
  8. выбор новой технологии или модернизация существующей; 
  9. выбор состава технологического оборудования; 
  10. проектирование и изготовление специальных устройств. 

Реализация совокупности направлений модернизации экономического субъекта как единого комплекса требует разработки и реализации единой стратегической программы модернизации для каждого его подразделения. Модернизация компаний должна, прежде всего, должна быть направлена на  повышение эффективности производства и конкурентоспособности производимой продукции. Она должна выявить потенциальные возможности организаций; обеспечить решение стратегической задачи достижения эффективности рыночной экономики.

В российской социально-экономической действительности перед экономическими субъектами всех форм собственности встает проблема формирования информационно-аналитической системы, которая была бы способна адекватно обеспечить запросы заинтересованных информацией, необходимой для определения направлений дальнейшего инновационного развития и решения текущих проблем, связанных с процессами модернизации основного капитала. В этих условиях особое внимание должно быть направлено на создание информационно-аналитической базы для обеспечения своевременного реагирования менеджмента компании на смену текущих обстоятельств и предвосхищения возможных критических ситуаций в организации, которая бы явилась основой для оперативного и стратегического управления.

В рамках реализации программ модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики мониторинг можно рассматривать как совокупность мер, включающих контроль, инспектирование и непрерывное отслеживание с помощью специально сформированной системы поступающей от заинтересованных лиц информации о готовности компании к реализации проекта, соблюдению нормативных процедур и требований к его проведению и достижению целей проекта с учетом социальных и экологических последствий и эффектов. 

В процессе реализации проекта по модернизации капитала мониторинг должен обеспечивать выполнение следующих функций:

  • констатирующую, заключающуюся в выявлении хода и результатов реализации проекта в любой из необходимых моментов времени;
  • корректирующую, обеспечивающую возможность выявления недостатков и отклонений в ходе реализации проекта и своевременного проведения мер по коррекции; 
  • прогностическую, позволяющую обеспечить накопление информации с целью выстраивания прогнозов социальных и экологических последствий и эффектов от реализации проекта.

Мониторинг программ модернизации производственного капитала компании реального сектора экономики должен проводиться по единым методикам сбора и обработки информации. 

По объектам проведения мониторинга целесообразно осуществлять: мониторинг готовности субъектов к реализации проекта (аналитическое обоснование программ модернизации реального сектора экономики), мониторинг соблюдения правильности реализации конкретных процедур в рамках проектов модернизации производственного капитала и мониторинг текущих и итоговых результатов проекта. 

Таким образом, целью мониторинга может послужить выявление и корректировка состояния процесса реализации проекта, обеспечение выполнения достижения целей и сроков реализации отдельных мероприятий в рамках проекта в соответствии с установленными нормативными и заданными плановыми показателями, а также анализ и оценка достижения целей реализации проекта и его возможных социальных и экологических последствий и эффектов.

При осуществлении мониторинга реализации процедур проекта модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики, содержание мониторинга должно включать следующие основные элементы:

  • мониторинг соблюдения процедур и сроков реализации проекта модернизации; 
  • мониторинг распространения опыта лучших практик бизнеса и анализа полученных эффектов; 
  • финансовый мониторинг выполнения сроков и исполнения обязательств по контрактам; 
  • мониторинг возникающих организационных, социальных и экологических рисков и других негативных последствий реализации проекта, а также разработка мер по их предотвращению и минимизации;
  • мониторинг процедур качества контроля за ходом реализации проекта на уровне экономического субъекта. 

При этом вне зависимости от отрасли хозяйствования к основным показателям, используемым для мониторинга хода реализации программы модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики, можно отнести  соответствие процедур проведения конкурсов содержанию нормативных требований федеральных и региональных документов; степень оперативности и полноты информирования заинтересованных пользователей и общественности о ходе реализации проекта; эффективность и результативность проведения общественной экспертизы в рамках реализуемого модернизационного проекта, которая может быть подтверждена признанием справедливости оценок в профессиональной среде и среди общественной; своевременность и полнота выплат денежных вознаграждений и обеспечение финансовой поддержки участников процесса; наличие и характер возникших конфликтных ситуаций. 

Методы проведения мониторинга целесообразно строить на анализе документации; проведении социологических опросов; мониторинговом инспектировании при выезде на площадку, мониторинге в процессе проведения рабочих совещаний и семинаров. При этом мониторинг текущих и итоговых результатов и последствий реализации проекта модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики ставит перед собой целью анализ и оценку достижения целей реализации проекта и его возможных социальных и экологических последствий и эффектов.

При этом содержание мониторинга текущих и итоговых результатов реализации проекта состоит из следующих основополагающих пунктов:

 

  • мониторинг выполнения плановых показателей реализации проекта модернизации производственного капитала компании;
  • мониторинг реализации целей стимулирования системных изменений в развитии организации; поддержки развития менеджмента; 
  • мониторинг социальных и экологических последствий и эффектов от реализации проекта.
  • Выстраивание системы мониторинга хода реализации программ модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики, на наш взгляд, должно реализовываться с учетом следующих основных принципов:
  • Системный подход, который предусматривает возможность увязывания процессов мониторинга хода реализации программы, принятия тех или иных управленческих решений в сфере инновационного развития компании, формирование и адаптация системы мотивации персонала организации, участвующего в реализации модернизационной программы, актуализации программ инновационного развития бизнеса.
  • Полнота и достоверность информации, необходимой для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по результатам мониторинга проекта. Состав и объем данных (в т.ч. степень детализации информации), получаемых в рамках мониторинга модернизационного проекта, должны отвечать требованиям ключевых стейкхолдеров. Данный принцип продиктован необходимостью получения достоверных и надежных данных, которые позволят провести анализ хода реализации проекта. В рамках реализации данного принципа предполагается обеспечение непосредственного участия экспертов в проведении мониторинга в процессе осуществления мониторинговых визитов на площадки, а также формализацию и легкость проверки запрашиваемых от субъектов модернизационного процесса данных и конкретностью получаемой информации для реализации основных функций мониторинга информации.
  • Сопоставимость результатов мониторинга хода реализации программ инновационного развития компаний, которые функционируют в одном и том же секторе экономики.
  • Регулярность мониторинга предполагает предусмотрение различных режимов предоставления сведений (подробный мониторинг — с ежегодной периодичностью, мониторинг по основным показателям — в ежеквартальном режиме и т.д.).
  • Интеграция в систему стратегического и инвестиционного развития бизнеса посредством встраивания в стратегические, финансовые, инвестиционные и другие планы компании.
  • Адекватность. Данный принцип предполагает проведение анализа и оценки воздействия на ход реализации модернизационного проекта различных внешних политических, социально-экономических и др. условий, а также ряда специфических факторов, которые обусловлены наличием различий в региональных условиях. Интерпретация полученных информационно-аналитических параметров и данных должна проводится с их учетом. Оценка влияния факторов должна включаться в диагностические методики, опросы и рекомендации для экспертов при проведении мониторинговых поездок на площадки.  
  • Прогностичность предусматривает получение данных, которые позволяют спро¬гнозировать основные тенденции и выявить возможные социальные и экологические последствия и эффекты от реализации программы модернизации компании. Данный принцип обеспечивается содержанием получаемой информацией и способом проведения процедур ее анализа. 

 

Совокупность указанных действий в сочетании с процедурами жесткого контроля процесса модернизации производственного капитала позволят обеспечить своевременность выполнения поставленных задач и, в конечном итоге, будут способствовать достижению главной цели – «существенному повышению качества жизни граждан России».

Мониторинг состояния и хода реализации проектов по модернизации главной целью преследуют наблюдение за состоянием внешней и внутренней среды, бизнес-процессами, контролируемыми организацией и внешними по отношению к компании процессами, имеющими принципиальное значение для успешного выполнения модернизационных программ развития. Мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа информации. Сбор исходной информации производится по показателям, которые характеризуют выполнение производственных и модернизационных программ, а также состоянием производственных систем. Результаты мониторинга должны представляться в виде показателей и индикаторов, значения которых получают посредством обработки информации (исходных данных) менеджерами компании.

Любое существенное отклонение от ранее определяемых через «облако индикаторов» целевых значений ключевых индикаторов эффективности и результативности должно предполагать анализ последствий таких отклонений. Механизм анализа отклонений и вероятных последствий достаточно хорошо изложен в научно-практических публикациях ряда авторов. Перспективным направлением является применение рефлексивного мониторинга при наблюдении за сложными экономическими системами [2].

Показатели и индикаторы, используемые для оценки реализации модернизационных процессов предприятий реального сектора экономики, дифференцируются в зависимости от объектов мониторинга на уровне экономического субъекта и в зависимости от отрасли хозяйствования.

Система оценочных показателей для оценки эффективности и результативности программ модернизации деятельности должна удовлетворять следующим основным требованиям:

 

  • сбалансированности, т.е. содержать количественные и качественные, финансовые и нефинансовые, прогностические и диагностические индикаторы состояния и развития процесса по каждому проекту по модернизации и по всему их портфелю;
  • прозрачности, что предполагает открытость регламентов обоснования и расчета планово-целевых и формирования в учете фактических отчетно-диагностических показателей, доводимых до объекта управления, а также его возможность напрямую влиять на их достижение;
  • гибкости, что позволяет их корректировать в случае изменения требований заинтересованных сторон и условий развития, корпоративных целей и модели бизнеса;
  • комплексности, что обеспечивается моделированием связей между различными уровнями модернизационной деятельности во времени и пространстве, позволяющей учитывать происходящие изменения во внутренней и внешней бизнес-среде, интегрированием оценок экономической, научно-технической, социальной и экологической эффективности модернизационных проектов;
  • ориентации на интересы различных групп стейкхолдеров, что ограничивает риски, связанные с неприятием потребителями, деловыми партнерами, собственниками, инвесторами и регуляторами. Тем самым, обеспечивается баланс интересов между внешними и внутренними выгодоприобретателями бизнеса, а также балансировка стоимости риска и прогнозов доходности;
  • система показателей должна оказывать стимулирующее влияние на  развитие компании на основе драйверов стоимости [2].  

 

Основополагающим элементом системы анализа и оценки эффективности и результативности модернизационной деятельности должен стать учет ряда особенностей деятельности конкретной коммерческой организации. К ним можно отнести: цели развития компании и основные области применения в процессе оценки; особенности бизнес-модели организации и риск-аппетит инвесторов и собственников; стратегию развития компании; размеры бизнеса и организационную культуру фирмы; отраслевые условия и особенности организации инвестиционного и модернизационного процесса. Применение системы комплексного анализа в практике контроллинга мониторинга хода реализации программ развития компаний реального сектора экономики будет способствовать устойчивому развитию компании в условиях систематических конъюнктурных колебаний на рынке.

Для построения системы аналитического обеспечения хода реализации программ модернизации производственного капитала в организациях реального сектора экономики, функционирующих в отрасли электронной промышленности, рекомендуем использовать ряд показателей и индикаторов, к которым целесообразно отнести:

 

  • Достигаемый технологический уровень электроники, микрометры (мкм)
  • Доля радиоэлектронных изделий на мировом рынке, проценты
  • Доля радиоэлектронных изделий компании на внутреннем рынке, проценты
  • Рост производительности труда (по отношению к базисному периоду, в сопоставимых ценах), проценты
  • Количество создаваемых высококачественных рабочих мест (нарастающим итогом), чел.
  • Темп выпуска отечественной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции (по отношению к базисному периоду, в действующих ценах), проценты
  • Доля обновленных и новых основных производственных фондов, проценты
  • Объем экспорта продукции, тыс. руб.
  • Рост среднемесячной заработной платы по отношению к базисному периоду, раз.

 

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть уточнен в соответствии с конкретной программой модернизации основного капитала компании.

Полученные результаты оцениваются путем сопоставления позиций интересов ключевых стейкхолдеров по оценке ожидаемых производственно-технологических, финансово-экономических, социальных и экологических последствий формирования и реализации той или иной программы модернизации или портфеля программ.

Предложенный набор показателей и индикаторов оценки хода реализации программ модернизации не является исчерпывающим и может быть скорректирован (расширен, уточнен) контроллерами компании с учетом запросов ключевых стейкхолдеров организации.

Таким образом, предложенный нами подход позволяет охватить все этапы модернизационного процесса, начиная от сбора, обработки и анализа информации на первом этапе (ресурсы и идеи) – аспект экономичности, оценки механизмов преобразования идей и ресурсов в продукт посредством конкретных процессов – аспект продуктивности, т.е. конверсия ресурсов в продукты, и реализации результатов через призму удовлетворения потребностей стейкхолдеров – аспект результативности.  Таким образом, предложенная нами модель базируется на оценке динамики между начальными и конечными стадиями процесса разработки и реализации программ модернизации в реальном секторе экономики и наблюдение за их состоянием. Динамическая оценка изменений в полной мере отвечает современному взгляду на фактор времени, как наиболее ценный и ограниченный ресурс в любом бизнесе [1]. Мониторинг таких областей оценки модернизационного процесса, как стратегия развития компании, состояние критических факторов успеха, управление идеями, необходимо проводить в режиме реального времени. Мониторинг продуктов и результатов (финансовых, технологических, социальных и экологических) требует некоторого периода накопления данных и, таким образом, предполагает применение «запаздывающих» показателей и индикаторов. В этой связи в системе аналитических индикаторов оценки преобладают опережающие показатели, которые, наряду с запаздывающими (диагностическими), составляют панель управления менеджера.

Таким образом, эффективный процесс реализации программ модернизации производственного капитала включает в себя также умелое решение задач по применению оптимальной комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов, по своевременному управлению изменениями организационной структуры.

Завершающим этапом процесса разработки и реализации программ модернизации производственного капитала предприятий становится этап стратегического контроля. Он представляет собой процедуру отслеживания хода реализации и исполнения стратегии, идентификацию проблем и «узких мест», изменение исходных условий, на которых базируется разработанная программа, а также предполагает своевременную их корректировку.

В практике осуществления стратегии контроля модернизационных процессов в компаниях целесообразно применять четыре основных метода стратегического управления:

 

  • стратегическое наблюдение;
  • контроль исходных условий;
  • контроль непредвиденных обстоятельств;
  • оперативное реагирование на изменение условий внутренней и внешней бизнес-среды.

 

Предложенные меры по совершенствованию процедур мониторинга хода реализации программ модернизации производственного капитала организаций реального сектора экономики позволят вывести на качественно-новый уровень систему информационно-аналитического обеспечения мониторинга модернизационных процессов в компаниях, повысить уровень информационной поддержки субъектов модернизационного процесса, что в свою очередь позволит отечественным производителям стать более конкурентоспособными и жизнестойкими в современной конкурентной экономике и создаст благоприятные условия для обеспечения необходимого уровня социального развития в будущей перспективе.

Список литературы

1. Бариленко В.И. Информационно-аналитические методы оценки и мониторинга эффективности инновационных проектов [Текст] / В.И. Бариленко [и др.].- М.: Русайнс, 2015.- 164 c.

2. Бердников В.В. Рефлексивный мониторинг - эффективный инструмент контроллинга инновационно-инвестиционных проектов [Текст] /В.В. Бердников// Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №5. - С. 285-291.

3. Гавель О.Ю. Аналитическое обоснование риск-ориентированных бизнес-стратегий развития агробизнеса [Текст] /О.Ю. Гавель // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 5. - С. 54-75.

4. Хэмел Г. Борьба за будущее[Текст]: пер. с англ. / Г. Хэмел, К. Прахалад. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 213 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?