В статье представлен обзор актуализированного в соответствии с профессиональным стандартом педагога, законом «Об образовании в РФ от 2015 г., обновленным вариантом ГОС ВО по программе магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование (2014) учебника «Менеджмент в образовании» Корзниковой Г.Г.
менеджмент, образование, педагогический менеджмент
Формирование у будущих специалистов профессиональных и общекультурных компетенций неукоснительно требует практико-ориентированное преподавание / изучение учебных дисциплин. Менеджмент в образовании рассмотрен с двух позиций: как практическая учебная дисциплина и как вид отраслевого менеджмента. В первом издании данная публикация [1] имела статус учебного пособия под грифом «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социально-экономическое образование» в области образования и педагогики». Во втором издании (переработанном и дополненном) учтены такие нововведения, как: «Профессиональной стандарт педагога» (2015 г.), закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2015 г.), обновленный вариант ГОС ВО по программе магистратуры по направлению подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование» (2014 г.), что послужило основой для увеличения объема практических работ, усиления рефлексивной составляющей заданий, актуализации деятельности по формированию компетенций [2]. Автор работал над данной проблемой, опубликовал ряд научных статей [3-5].
В учебнике смоделирован познавательный процесс, который соединяет в себе в неразрывной целостности само содержание по теории менеджмента, подлежащее усвоению, средства преподавания и средства усвоения данного содержания студентами, их умственного развития и воспитания. Знания по менеджменту в образовании рассматриваются не только как отражение познания действительности и формирования научной картины мира, но и как инструмент этого познания; раскрываются практические умения и навыки накапливать и формировать знания как инструмент познания. Выявление особенностей содержания образования по менеджменту и его специфики в образовательной отрасли осуществляется путем раскрытия процессуального блока знаний в ходе преподавания / усвоения студентами теории и практики менеджмента. Данная идея получает свое развитие во времени (эволюция развития управленческой мысли, прикладные вопросы стратегического менеджмента) и в пространстве (педагогический менеджмент в комплексе различных типов отраслевого менеджмента и пр.).
Содержание учебника согласовано с примерной рабочей программой дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Учебный курс «Менеджмент в образовании»рекомендован для цикла профессиональных дисциплин, включенныхв общую программу подготовки магистрантов. Отбор компетенций, за формирование и развитие которых отвечает данный учебный предмет, произведен в соответствии с видами профессиональной деятельности,к осуществлению которых идет подготовка будущих специалистов по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Учебник адресован студентам-магистрантам педагогических вузов по направлению подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование».
Учебник будет полезен:
- аспирантам и начинающимспециалистам образовательной отрасли;
- слушателям образовательных программ на уровне дополнительного (поствузовского) образования;
- руководителям образовательных организаций;
- педагогам-практикам в целях самообразования;
- преподавателям, читающим курсы по менеджменту в сфере образования.
В учебнике раскрывается прикладной характер менеджмента, который ориентирован на формирование и развитие компетенций по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) и представлен практическими заданиями, обеспечивающими готовность к деятельности по решению проблем управления, их конкретизации в практике функционирования и развития системы образования.
Методическая новизна учебника заключается:
- в выявлении особенностей содержания образования по менеджменту и механизмов его усвоения;
- в расширении практической направленности менеджмента как учебной дисциплины;
- в раскрытии процессуального блока знаний в освоении теории и практики менеджмента и рассмотрении механизмов его формирования в области управленческой деятельности;
- в выделении способности рефлексии субъектного потенциала (резервов и возможностей), необходимой для осуществления управленческой деятельности;
- в расширении возможностей более глубокого усвоения знаний по ме-неджменту на основе их сопоставления и сравнения, установления специфики использования знаний в различных ситуациях (на различных уровнях иерархии управления, в различных направлениях педагогической деятельности и т.п.).
Содержание издания раскрывается в трех взаимосвязанных и логически последовательных главах.
В главе 1 «МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ» раскрываются содержание образования по менеджменту как практическойдисциплины, вопросы становления и развития менеджмента в теории и практике управления образованием, особенности менеджмента в образовании как вида отраслевого менеджмента.
В главе 2 «ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ» раскрываются отличительные особенности стратегического и внутрифирменного видов управления, практический инструментарий стратегического менеджмента в сфере образования, виды стратегий и практика их использования в сфере образования.
В условиях непредсказуемости и нестабильности внешней среды важными факторами эффективного управления образовательной организацией выступают практические умения и навыки концептуального видения ее развития. Актуальными здесь становятся умения и навыки, идущие в логике от будущего к настоящему. Исследование внешней среды как объекта управления ведется наравне с исследованием организации (в отдельных случаях внешней среде как объекту управленияотдается предпочтение по сравнению с самой организацией). Если определенные умения и навыки управления в отношении организации (предприятия) у магистрантов уже сформированы, то в отношении такого объекта управления, как внешняясреда, данные умения и навыки практически отсутствуют (а если сформированы, то слабо). В данной главе этот пробел компенсируется тем, что внешняя среда становится полноправным и самостоятельным объектом стратегического управления.
В главе 3 «ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ» конкретизируются практические умения и навыки управления на уровне учителя и руководителя образовательной организации. Управление рассматривается как фактор развития образовательного процесса, раскрываются условия обеспечения реализованности педагогических целей образовательного процесса (технологический аспект) и социально-педагогическая направленность деятельности образовательной организации.
Каждая глава построена в логике познания от теории к результату и включает практические работы, темы сообщений, рефератов и курсовых работ. Результат обучения должен быть выражен и в подвижках самой личности, изучающей учебную дисциплину, в конкретных приращениях опыта, совершенствовании деловых и профессиональных качеств и свойств, обеспечении готовности войти в профессию и реализовать себя в ней. В целях актуализации самостей будущих специалистов предложена рубрика «Рефлексия общекультурных и профессиональных приращений в ходе формирования и развития компетенций», в которой предлагается соотнести результаты личностных изменений (или тенденций к этому), установленных на основе рефлексии, с элементами общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
В Приложении сформулированы задания по курсу «Менеджмент в образовании»для выполнения во время педагогической практики.
В Интернете на сайте www.znanium.com размещены следующие дополни-тельные материалы [6]:
- примерные темы выпускных квалификационных работ;
- программы реализации педагогических целей учебного занятия;
- педагогическое обеспечение развития психических процессов: цели и программы реализации психолого-дидактических аспектов учебного занятия.
Для использования данного сайта специального программного обеспечения не требуется.
Идеи учебника могут иметь дальнейшее продолжение в следующих направлениях:
- раскрытие механизмов перевода теоретических знаний в процессуальную составляющую профессиональной подготовки специалиста;
- расширение рефлексивной составляющей познавательной деятельности в условиях самообразования;
- реализация критериального подхода в ходе формирования и закрепления компетенций на базе реализации самостей познающей личности как субъекта образовательного процесса и как заказчика образовательных услуг.
1. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс [Текст] / Г.Г. Корзникова.- М.: Академия, 2008.
2. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании : учебник / Г.Г. Корзникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 352 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com].
3. Задорожный В.Н., Корзникова Г.Г. К вопросу практической направленности преподавания / изучения учебных дисциплин по менеджменту [Текст] /В.Н. Задорожный, Г.Г. Корзникова // Образование и наука. 2008. №6. С. 31-40.
4. Корзникова Г.Г., Подкина К.Ю., Чикова О.А. Маркетинг в сфере высшего педагогического образования Уральского региона: поэтапное содержание деятельности / Г.Г. Корзинкина, К.Ю. Подкина, О.А. Чикова // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 126-132.
5. Корзникова Г.Г., Чикова О.А. Моделирование процесса оценки уровня овладения / Г.Г. Корзникова, О.А. Чикова // Педагогическое образование в России. 2016. №8. С. 96-103.
6. Znanium.com - электронно-библиотечная система [Электронный ресурс] //http://znanium.com/bookread2.php?book=554181