Эта статья посвящена новейшей истории Европы, в частности, еврорегионам на границе Европейского cоюза и Республики Беларусь, их истории, проблемам и перспективам. Еврорегионами называются инициативы приграничных районов или других местных образований нескольких стран, не обязательно государств – членов Европейского cоюза, которые не имеют определенного статуса в Европейском cоюзе. Приоритетной целью еврорегионов является приграничное сотрудничество, в котором основное место занимают культурные аспекты, а также развитие туризма и других видов экономической деятельности.
новейшая история Европы, управление, право европейской политики сплочения, еврорегионы, трансграничная кооперация, местное самоуправление, принцип субсидиарности в праве Европейского союза, интеграция
Введение
Развитие европейской интеграции во второй половине ХХ в. открывало новые перспективы для сотрудничества между приграничными регионами. Государства искали возможности для развития экономики путем создания системы свободного передвижения товаров, услуг, работников и капиталов. Возможности безбарьерного сотрудничества стали импульсом для формирования новых экономических систем – трансграничных регионов, в которых приграничные территории разных государств объединялись для развития традиционных экономических связей, а также устранения изоляции по отношению к политическим и экономическим центрам.
Первым опытом трансграничного сотрудничества стал Euregio – немецко-нидерландский регион, который был образован в 1958 г. на территории немецкого Мюнстерланда, юго-западных районов земли Нижняя Саксония и восточных регионов Нидерландов. Опыт проекта Euregio оказался впечатляющим, после чего стали создаваться новые регионы трансграничного сотрудничества, которые стали называть «еврорегионами» по названию первого успешного проекта.
Несмотря на то, что в ходе развития европейской интеграции сотрудничество в форме еврорегионов получило широкое распространение, официального закрепления в учредительных документах Европейского союза эти формы трансграничной кооперации так и не получили.
Нормативное определение еврорегиона (как трансграничного сотрудничества) можно найти в Мадридской конвенции 1980 г., в ст. 2 которой трансграничное сотрудничество определяется как любые совместные действия, направленные на усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами или органами власти, которые находятся под юрисдикцией двух или нескольких сторон, а также составление с этой целью любых необходимых соглашений или достижение договоренностей [1].
Кроме того, определение еврорегиона (как Европейского объединения территориального сотрудничества / Groupement européen de coopération territoriale) можно найти в Регламенте № 1082/2006 Европейского Парламента и Совета от 5 июля 2006 г., в первой статье которого GECT определяется по совокупности признаков как долговременные образования, предназначенные для развития сотрудничества в приграничных районах между непосредственно соседствующими местными и региональными властями, расположенными вдоль общей государственной границы [2].
Для полноты понимания природы еврорегионов следует обратиться к доктринальным источникам. Так, доктор географических наук Владимир Александрович Дергачёв определяет еврорегион как приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемые на основе принципов субсидиарности [3]. Доктор социологии, профессор Уорикского университета Маркус Перкманн определяет еврорегионы как региональные образования, сформировавшиеся в пределах административно-территориальных единиц двух и более стран на основе реализации совместных программ и соглашений [11].
Таким образом, еврорегионом является любой европейский регион трансграничного сотрудничества, созданный местными властями для укрепления и развития традиционных экономических и культурных связей, при этом какой-либо единой правовой формы, отвечающей понятию «еврорегион», не существует. Это может быть «общее соглашение о партнерстве», «сообщество с правами юридического лица», «сообщество по интересам» [5] и др.
Рассуждая о целях еврорегионов, следует согласиться с тем, что общей целью еврорегионов является развитие сотрудничества на всех уровнях участвующих регионов посредством активизации, прежде всего, культурного взаимодействия и экономического сотрудничества. Тем не менее, каждый еврорегион вправе устанавливать собственные цели, которые могут быть связаны с задачами Европейской региональной политики. Важно понимать, что цели и задачи еврорегионов должны принимать во внимание ряд факторов, среди которых наиболее значимы географические, культурные и экономические.
Среди основных задач создания еврорегионов следует отметить такие, как а) облегчение и упрощение механизмов сотрудничества территориальных сообществ и органов местного самоуправления, государственных органов; б) организация взаимного обмена опытом и информацией о планировании и результатах совместных проектов с учетом специфики приграничного сотрудничества; в) обмен информацией о планировании и результатах осуществления региональных проектов; г) исследования, формулирование и представление пограничных региональных проектов по принципу субсидиарности; д) содействие обмену сотрудниками административного управления и повышения их квалификации в сфере приграничного сотрудничества; е) организация работы, направленной на убеждение населения в необходимости приграничного сотрудничества, укреплении солидарности европейских наций; ж) культурный обмен, а также забота и сохранение общекультурного наследия [5].
С развитием европейской интеграции и расширением Европейского союза на восток еврорегионы становятся частью европейской политики соседства, которая представляет собой политику Европейского союза по отношению к соседним странам с целью укрепления отношений и сотрудничества в различных сферах. Роль еврорегионов в политике сплочения состоит, в первую очередь, в создании совместных еврорегионов, в которые входят административные единицы государств – членов Европейского союза и государств-соседей Европейского союза. На современном этапе существуют еврорегионы на границах Европейского союза с Албанией, Черногорией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Сербией, Норвегией, Россией, Беларусью, Украиной, Швейцарией, Молдовой. Кроме того, был создан еврорегион «Днепр», не имеющий границы с государствами Европейского союза (Гомельская область Беларуси, Черниговская область Украины и Брянская область Российской Федерации); на современном этапе данный еврорегион не работает.
С середины 1990-х годов на территории, по которой сегодня проходит граница Беларуси и Европейского союза, были созданы четыре еврорегиона (Польша, Литва и Латвия вступили в Европейский союз в 2004 г.). Данные еврорегионы различны по своим целям и составу участников, тем не менее, они представляют собой необходимый опыт сотрудничества между местными и региональными властями. Далее каждый из этих еврорегионов будет рассмотрен отдельно.
1. Еврорегион «Буг»: преобразование трехстороннего проекта в двусторонний польско-украинский.
Первым из еврорегионов, в котором принимают участие белорусские территории, стал еврорегион «Буг», созданный в 1995 г. С польской стороны в данный проект включены территории, входящие после реформы 1999 г. в Люблинское воеводство, с украинской стороны – Волынская область. Брестская область присоединилась к проекту в 1997 г.
Следует сказать, что проработка идеи создания еврорегиона на границах Беларуси, Украины и Польши велась уже с 1992 г. Основным преимуществом еврорегиона «Буг» является выгодное географическое положение, так как через территории приграничных административных единиц Польши, Беларуси и Украины проходят важнейшие коммуникации, соединяющие страны Западной Европы с азиатскими государствами, в регионе развита система транспортных перевозок. Кроме того, в данном регионе находятся пассажирские и товарные пограничные переходы европейского значения [12].
Основными направлениями деятельности еврорегиона «Буг» являются содействие развитию контактов между соседними регионами в сферах экономики, коммуникации, транспорта, связи, территориального планирования, сотрудничества органов местного самоуправления и контактов простых людей [12].
На базе еврорегиона «Буг» работает несколько рабочих групп по территориальному планированию, коммунальной сфере, туризму, спорту, окружающей среде, развитию контактов местного самоуправления [7, c. 35–37].
Среди основных проектов еврорегиона «Буг» можно отметить следующие:
- Расширение сети небольших межгосударственных пограничных переходов.
- Развитие инфраструктуры международных пограничных переходов европейского значения («Варшавский мост», «Козловичи»).
- Совместный проект Платформа «ТРИК: трансграничная информация и контакты Брест – Бяла-Подляска» в рамках программы TACIS «Содействие развитию трансграничного сотрудничества».
- Проект для Бреста – «ТРИК-Регги». Его цель: создание на уровне местных органов управления взаимосвязанного регионального территориального планирования в приграничной зоне со стороны Польши и Беларуси (по опыту совместного территориального планирования в приграничном районе Германии и Франции).
- Проект «Развитие Брестского трансграничного инфоцентра», цель которого – разработка стратегии развития инфоцентра на примере аналогичного центра «Инфабест» в приграничном немецко-французском регионе Памина.
- Проект по восстановлению водного пути Днепр – Висла – Одер.
- Международная выставка-ярмарка «Брест. Содружество».
- Сотрудничество в сфере контроля качества приграничных вод бассейна реки Западный Буг.
- Организация совместных заказных территорий («Прибужское Полесье») и развитие их на основе экологического туризма.
- Контакты служб по чрезвычайным ситуациям.
- Проект «Люблинский регион – место сотрудничества органов самоуправления Востока и Запада» [12].
Одним из результатов существования еврорегиона «Буг» стало создание на территории Брестской области свободной экономической зоны «Брест», где зарегистрировано более 100 предприятий, в том числе с участием иностранного капитала.
Тем не менее, на современном этапе участие Беларуси в еврорегионе «Буг» минимизировано и этот проект фактически превратился в двусторонний польско-украинский [10, c. 84]. Брестская область не принимает активного участия в еврорегионе «Буг» по различным причинам, прежде всего, это безынициативность местного руководства и недостаток финансирования. Кроме того, следует отметить отсутствие соответствующей государственной политики по организации трансграничного сотрудничества. Косвенным результатом внутренней политики белорусского руководства, которая привела к замораживанию отношений с Европейским союзом, является отсутствие профессиональных кадров, которые были бы способны осуществлять эффективное управление проектной деятельностью в соответствии с требованиями европейских доноров.
Одной из причин фактического неучастия белорусских регионов является отсутствие механизма софинансирования проектов трансграничного сотрудничества. Размер софинансирования из средств ЕС обычно не превышает 90% общего бюджета каждого проекта, остальную часть должен представить партнер с белорусской стороны [6].
Также необходимо отметить низкий уровень участия в трансграничном сотрудничестве некоммерческих организаций с белорусской стороны. Деятельность негосударственных организаций, которые должны быть основными инициаторами трансграничных проектов, ограничена из-за государственной политики в отношении развития гражданского общества в стране. Препятствия также включают сложные процедуры получения иностранной технической помощи некоммерческими организациями.
Cайт еврорегиона [15] демонстрирует наибольшую заинтересованность в этой проекте польской стороны, которая является инициатором большинства проектов; делопроизводство ведётся на польском языке. Изучение бюджетов за 2013 и 2014 г. позволяет сказать, что белорусская сторона не участвует в формировании бюджета еврорегиона, кроме того, в отчёте за 2013 г. нет ни одного трёхстороннего проекта.
Тем не менее, в названии еврорегиона по-прежнему присутствуют три государства, так что белорусские участники могут возобновить полноценное участие при возникновении такой инициативы у местных властей.
2. Еврорегион «Нёман»: проблемы трансграничного сотрудничества.
Вторым регионом трансграничного сотрудничества, созданном при участии белорусских территорий, стал еврорегион «Нёман», созданный в 1997 г. Данный регион объединяет Подляское и Варминско-Мазурское воеводства Польши, Алитусский, Вильнюсский и Мариямпольский уезды Литвы, Гродненскую область Беларуси и Калининградскую область России.
Среди основных проектов еврорегиона «Нёман» следует отметить такие, как:
• Открытие туристских фирм (филиалов) на территориях регионов, входящих в еврорегион «Нёман», в целях развития приграничного туризма в районе Августовского канала.
• Развитие туризма в еврорегионе «Нёман».
• Развитие выставки-ярмарки еврорегион «Нёман» [12].
Гродненская область является частью еврорегиона «Нёман» и имеет опыт в реализации малых и больших проектов в рамках программы ТАСИС. Самым крупным для Гродненской области был проект приграничного сотрудничества 1997 г. «Региональное развитие и охрана природы в еврорегионе «Нёман», который охватил местных и региональных участников из Гродненской области, а также партнеров из Польши и Литвы. Гродненская область являлась бенефициаром отраслевого проекта охраны окружающей среды «Чистый Неман», который начался в 2001 г. и завершился в сентябре 2003 г. Крупные инвестиции по программе ТАСИС для строительства нового пограничного пункта пропуска в Каменном Логе на границе с Литвой были выделены в 2001 – 2002 гг. [9].
В отличие от еврорегиона «Буг», в котором Брестская область фактически не участвует, еврорегион «Нёман» привлёк внимание региональных властей Гродненской области. Вместе с тем, белорусские участники важнейшим проектом в рамках еврорегиона считают ярмарку «Еврорегион «Нёман» [13], которую называют «республиканской». Представляется весьма странным такое понимание сотрудничества в рамках еврорегиона, как проведение республиканской ярмарки с привлечением иностранных гостей, поскольку любая ярмарка в крупном городе может предполагать присутствие иностранных гостей. Таким образом, Гродненская область использует еврорегион «Нёман» как способ привлечения иностранных инвесторов; местные власти демонстрируют непонимание идеи и задач транграничного сотрудничества. Еврорегион является площадкой, в рамках которой сотрудничают местные власти, коммерческие и некоммерческие организации исторически и географически связанного региона, разделённого современными государственными границами. Разумеется, привлечение иностранных инвестиций не является чем-то отрицательным, однако идея и задачи еврорегиона состоят не этом, а в создании и реализации совместных трансграничных проектов.
3. Еврорегион «Озерный край»: присоединение к литовско-белорусско-латышскому проекту Эстонии и России.
Еврорегион «Озерный край» был образован в 1998 г., в него вошли 5 районов Витебской области Беларуси: Браславский, Верхнедвинский, Глубокский, Миорский и Поставский, 4 уезда Литовской Республики: Игналинский, Швенчёнский, Утенский, Зарасайский, а также город Висагинас, 4 района Латвийской Республики: Даугавпилсский, Краславский, Прейльский и Резекненский районы, а также города Даугавпилс и Резекне.
4 сентября 1998 г. в Браславе было подписано положение о Совете по трансграничному сотрудничеству приграничных районов трех государств, а 29 января 1999 г. в г. Игналина Совету придан статус еврорегиона, определены структура, направления сотрудничества, подписана заявка на членство в Ассоциации европейских приграничных регионов. Высшим органом управления является Совет, который собирается не менее трех раз в год. Во всех странах-участницах созданы секретариаты. Они функционируют как координационные структуры [12].
В рамках еврорегиона «Озёрный край» действуют рабочие группы в сферах пространственного планирования, образования и спорта, социальной сферы, культуры, туризма и охраны природы, развития предпринимательства и инфраструктуры, решения проблем пересечения границы.
Среди основных проектов еврорегиона «Озерный край» важнейшими являются:
• Создание латвийско-белорусского информационного центра;
• Содействие развитию малых и средних предприятий на территории еврорегиона «Озерный край» с помощью трансграничного сотрудничества;
• Создание системы сельского туризма в рамках еврорегиона;
• Развитие приграничных территорий;
• Совершенствование кулинарных услуг в Латгалии на основе концепции кулинарного наследия;
• Ежегодные фестивали народного творчества «Двина – Даугава – Двина» [12].
В сравнении с рассмотренными еврорегионами «Буг» и «Нёман» еврорегион «Озёрный край» может являться положительным примером того, каким должно быть равноправное трёхстороннее сотрудничество в еврорегионе. Действительно, в программе развития еврорегиона «Озёрный край» на 2014–2020 гг. можно увидеть как понимание идеи еврорегиона и конкретные сферы сотрудничества, так и проработку этапов достижения целей. Вместе с тем, приходится констатировать, что ведущую роль в еврорегионе играет латвийская сторона, которая является локомотивом развития.
Возможно, именно потому, что основным игроком еврорегиона стала латвийская Латгалия, еврорегион «Озёрный край» стал площадкой сотрудничества не только для перечисленных выше районов Латвии, Литвы и Беларуси, что можно увидеть на примере реализуемых проектов [14]. Так, в проекте «Aqua Life», цель которого состоит в повышении привлекательности приграничной территории для улучшения состояния среды природных и искусственных публичных водоёмов, участвуют Латвия, Эстония и Россия. В проекте «ESTLATRUS TRAFFIC», направленном на повышение устойчивости, доступности и конкурентоспособности транспортной системы в приграничных регионах как сферы национальных интересов с помощью визуальных решений безопасности движения и развития транспортной инфраструктуры, также участвуют Латвия, Эстония и Россия. В проекте «GreenMan», который создан, чтобы создавать более зелёную и привлекательную среду приграничных городов, как для их жителей, так и для посетителей, в соответствии с политикой «зелёного управления», для хорошей практики и зелёных инноваций, также участвуют Латвия, Эстония и Россия. В проекте «NATURE THERAPY», который призван содействовать устойчивому развитию социальной среды и усовершенствовать среду равных условий жизни, используя природную терапию как инновационный и эмпирический подход, таким образом, повышая доступность и целостность приграничного региона, также участвуют Латвия, Эстония и Россия. В проекте «EDUCATE FOR BUSINESS» по развитию платформы сотрудничества профессиональных образовательных учреждений и предприятий участвуют Латвия и Литва. И лишь в двух реализуемых на современном этапе проектах участвуют три государства – основателя еврорегиона «Озёрный край»; это проекты «3rd step», призванные содействовать интегрированному, координированному и гармоничному социальному и экономическому развитию и укреплять совместное стратегическое развитие и планирование в приграничных регионах и «Move for life», который имеет целью поднять качество жизни местных жителей и увеличить привлекательность приграничных территорий, развивая инфраструктуру активного образа жизни. Таким образом, в 4 из 7 проектов еврорегиона участвуют государства, чьи административные единицы не входят в данный регион. Такая ситуация свидетельствует о том, что еврорегион «Озёрный край» превратился в площадку сотрудничества Латвии со всеми желающими соседями, и, к сожалению, Беларусь не проявляет инициатив в развитии таких совместных проектов.
4. Еврорегион «Беловежская пуща»: успешный опыт экологического сотрудничества.
Последним по времени создания еврорегионом на границе Беларуси и Европейского союза является еврорегион «Беловежская пуща».
Первоначально в мае 2002 г. в городе Гайнувка (Польша) было создано общественное объединение «Беловежская пуща», которое в том же году было зарегистрировано в министерствах иностранных дел Польши и Беларуси. Впоследствии данное объединение было преобразовано в еврорегион «Беловежская пуща», который объединяет Каменецкий, Пружанский и Свислочский районы с белорусской стороны, с польской – Гайнувский повят. Еврорегион «Беловежская пуща» демонстрирует стремление к взаимовыгодному трансграничному сотрудничеству на территориях Беларуси и Польши, где находится уникальный комплекс реликтовых лесов Беловежской пущи. Руководящим органом является Секретариат еврорегиона «Беловежская пуща» [12].
Основные цели еврорегиона связаны с сохранением природного наследия в регионе, в том числе охраной природных ресурсов, развитием экологического и культурного туризма, а также научным и образовательным сотрудничеством на территории еврорегиона для изучения и охраны комплекса реликтовых лесов. С 2003 г. представители еврорегиона работают в составе белорусско-польской межправительственной комиссии по трансграничному сотрудничеству.
Среди основных проектов еврорегиона «Беловежская пуща» следует отметить следующие:
• Открытие туристического перехода «Переров – Беловежа».
• Проект «Укрепление трансграничного сотрудничества для регионального развития района «Беловежская пуща». Главная цель проекта – экологическое образование и развитие экологического и аграрного туризма.
• Обучение школьных учителей, преподающих экологические дисциплины, сотрудничество между приграничными школами и проведение выставок школьных образовательных проектов в рамках программы «Повестка на ХХI в.».
• Разработка трансграничных туристских маршрутов, обучение персонала гостиничных комплексов, маркетинг экотуризма.
• Участие в региональной программе ПРООН по развитию управленческого потенциала в области охраны среды в рамках проекта «Экологически устойчивое развитие региона «Беловежская пуща»: совмещение охраны природы и устойчивого развития» [12].
Еврорегион «Беловежская пуща» можно считать наиболее успешным еврорегионом с участием белорусских территорий. Во-первых, это проект экологического сотрудничества, осуществляемого в двух частях одного заповедного леса. Экологические проекты традиционно более успешны, поскольку не омрачены политическими вопросами и экономическими трудностями. Во-вторых, участники еврорегиона «Беловежская пуща» получают значительное финансирование из различных источников, как-то: Европейская Комиссия, Фонд малых проектов Республики Польша, региональная программа ПРООН по развитию управленческого потенциала в области охраны окружающей среды, а также местные бюджеты участников еврорегиона. В-третьих, данный еврорегион занимает самую маленькую площадь и имеет наиболее чёткие сферы сотрудничества, среди которых приоритетны система пограничных переходов и научное сотрудничество. Таким образом, еврорегион «Беловежская пуща» демонстрирует пример успешного еврорегиона, направленного на решение узких задач.
5. Причины невысокой эффективности еврорегионов на границе Беларуси и ЕС.
Развитие трансграничного сотрудничества является важным фактором в отношениях между Республикой Беларусь и Европейским союзом, призванном содействовать экономическому, культурному, научно-техническому, экологическому и гуманитарному взаимодействию, а также решению общих проблем в области борьбы с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, контрабандой, распространением наркотиков, торговлей людьми, незаконной миграцией на основе сотрудничества органов правосудия и внутренних дел, пограничных служб с учетом взаимных интересов и стремления к компромиссам при возникновении спорных вопросов [16].
Тем не менее, несмотря на почти двадцатилетний опыт работы в формате еврорегионов, результаты деятельности в сферах научного, экологического, экономического и культурного сотрудничества весьма незначительны. К сожалению, белорусские административные единицы – участники еврорегионального сотрудничества занимаются «только имитацией этой формы трансграничного сотрудничества, базирующейся на принципах самоуправления, трансграничной кооперации, равных полномочий сторон и соответствия внутреннего законодательству» [6].
По мнению исследователя Ростислава Дацкива, эффективность реализации проектов трансграничного сотрудничества зависит от состояния политико-правовой среды, как на уровне приграничных регионов конкретного государства, так и на международной арене [4]. С этой точки зрения современная система государственного управления, а также система местного самоуправления в Беларуси, законодательное обеспечение приграничного сотрудничества и региональная политика не соответствуют европейским принципам трансграничного сотрудничества, что не способствует эффективному решению задач, которые ставятся во время основания еврорегионов. Кроме того, белорусским субъектам трансграничного сотрудничества на сегодняшний день доступна возможность получения технической помощи Европейского союза через ряд программ трансграничного и транснационального сотрудничества, однако используются белорусской стороной в недостаточной степени [6].
Отдельно хотелось бы отметить, что участие Беларуси инициативе «Восточное Партнёрство» создает благоприятные условия для белорусских приграничных регионов по привлечению дополнительных средств на увеличение своей конкурентоспособности и решению проблем регионов, поскольку среди направлений деятельности «Восточного Партнёрства» важное место занимает содействие развитию межрегиональных связей.
Говоря о трудностях трансграничного сотрудничества и причинах невысокой эффективности еврорегионов, следует отметить, что для полноценного сотрудничества органы самоуправления приграничных регионов соседних стран должны иметь одинаковый уровень компетенций, что требует унификации законодательства в сфере местного самоуправления. Во многом унификации законодательства о местном самоуправлении способствовало принятие европейскими странами Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве и Хартии местного самоуправления, где закреплены гарантии политической, административной и финансовой независимости муниципальных образований. Все соседние с Беларусью государства присоединились к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве (вступила в силу для Украины в 1993 г.; для Молдовы – в 2000 г.; для Российской Федерации – в 2003 г); похожая ситуация и с Европейской Хартией местного самоуправления Совета Европы 1985 г., в которой развиты положения Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве, которая вступила в силу для Украины, Молдовы и Российской Федерации в 1998 г. и которую Беларусь пока не подписала. Несмотря на то, что Беларусь не является членом Совета Европы, она может присоединиться к Хартии и Рамочной конвенции.
Кроме проблемы самоуправления, связанной с возможностью региональных и местных властей решать проблемы на ближайшем к населению уровне, а не через центральные органы власти, существуют также экономические трудности в реализации еврорегионов с белорусским участием, связанные с тем, что в Беларуси, в отличие от соседних государств Европейского союза, существует государственное регулирование экономики. Идея еврорегионов такова, что трансграничное сотрудничество в условиях рыночной экономики имеет две экономические задачи: 1) выравнивание уровня развития приграничных регионов соседних европейских стран и 2) преодоление диспропорций в развитии регионов в рамках одного национального государства. Смысл региональной политики заключается не в поддержке периферийных депрессивных регионов за счёт регионов-доноров, а создании условий для использования местных ресурсов (интеллектуальных, природных) для решения местных проблем с наилучшим результатом [8]. Белорусские же участники трансграничного сотрудничества склонны воспринимать участие в еврорегионах как способ получения донорской помощи.
Нельзя не принимать во внимание также политико-правовой фактор, связанный с сотрудничеством Беларуси и Европейского союза. В 2003 г. Европейский союз выступил с инициативой «Расширенная Европа – Добрососедство: новые рамки взаимоотношений с нашими восточными и южными соседями» (Wider Europe – Neighbourhood: New Framework for relations with our Eastern and Southern Neighbours). С практической точки зрения данная инициатива направлена на совместную работу с соседними странами для улучшения условий свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также развития зоны процветания и дружественного добрососедства [9]. Кроме того, Комитет по иностранным делам предложил рассматривать Европейскую политику соседства для укрепления верховенства права в приграничных с Европейским союзом государствах. Поскольку Республика Беларусь весьма болезненно относится к попыткам анализа работы государственных органов, реализации принципов верховенства права со стороны иностранных государств, желание Европейского союза в лице Комитета по иностранным делам развивать сотрудничество в этой сфере может настораживать Республику Беларусь при трансграничном сотрудничестве (здесь также важен уровень полномочий местных властей, о чём говорилось выше) и препятствовать полноценному сотрудничеству.
Таким образом, неэффективность еврорегионов на границе Европейского союза и Беларуси имеет комплексный характер и связана с такими особенностями, как неучастие Беларуси в Хартии местного самоуправления и фактическое отсутствие местного самоуправления, а также сохранение элементов плановой экономики.
6. Перспективы развития еврорегионов.
Исходя из определённых выше основных проблем, которые возникли к настоящему времени в участии белорусских территорий в еврорегионах, можно сделать выводы о перспективах развития имеющихся еврорегионов.
В первую очередь, импульс развития еврорегионов может быть связан с развитием местного самоуправления в Республике Беларусь, самым первым шагом для чего может стать подписание Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве Европейской Хартии местного самоуправления Совета Европы 1985 г. Построение местного самоуправления на тех же принципах, на которых выстроено местное самоуправление в соседних государствах, поможет наладить полноценное двустороннее сотрудничество с участниками еврорегионов по другую сторону границы, и, что самое главное, сформирует схожий уровень ответственности у представителей белорусских регионов.
Во-вторых, оживление деятельности еврорегионов напрямую может быть связано с оживлением сотрудничества Беларуси с соседними государствами, например, в рамках «Восточного Партнёрства». Входящие в Европейский союз соседи Беларуси являются активными участниками «Восточного Партнёрства»: так, Польша являлась одним из инициаторов создания этого проекта, Литва принимала саммит «Восточного Партнёрства» в 2013 г. Осознание важности трансграничного сотрудничества может стать значимым шагом для реализации экономических, экологических и культурных проектов.
В-третьих, говоря о сферах, в которых в будущем может развиваться сотрудничество в рамках еврорегионов, следует сказать, что еврорегионы на границе Беларуси и Европейского союза имеют значительный потенциал для внутреннего развития и повышения своей эффективности. В частности, перспективной является реализация проектов, связанных с территориальным планированием, развитием малого и среднего бизнеса, инфраструктуры, коммунальной сферы, транспорта и связи, охраной и улучшением окружающей среды, информационным взаимодействием, сотрудничеством между организациями и отраслями хозяйства, в сфере образования, культуры, спорта и туризма, между органами местного самоуправления, расширением человеческих контактов [16].
Таким образом, предположение о неэффективности еврорегионов следует считать преждевременным, поскольку проекты трансграничного сотрудничества имеют значительный потенциал для развития, требующий, однако, определённых усилий со стороны местных и региональных организаций.
1. Мадридская конвенция 1980 года о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
2. Règlement (CE) № 1082/2006 du Parlement Européen et du Conseil du 5 juillet 2006 relatif à un Groupement Européen De Coopération Territoriale (GECT) <http://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/HTML/?uri=CELEX:32006R1082&from=FR > - Дата доступа: 21 апреля 2016 г.
3. Вовенда А.В., Плотников В.А. Еврорегионы как фактор успешной международной интеграции в современных условиях // Балтийский регион, 2011, №4.
4. Дацків Р. М. Транскордонні економічні зв’язки карпатського єврорегіону та їх ефективність: автореф. дис... канд. екон. наук / Р. Дацків; Укр. акад. зовніш. торгівлі. - К., 1999.
5. Капарова А.Б. , Четверикова Ю.Н. Еврорегионы как инструмент региональной экономики <http://ego.uapa.ru/ru/issue/2014/02/08/ > - Дата доступа: 21 апреля 2016 г.
6. Кухлей З. Беларускія еўрарэгіёны: імітацыя еўрапейскіх мадэляў <http://nmnby.eu/news/analytics/2063.html>; - Дата доступа: 21 апреля 2016 г.
7. Лемешевский Л.А. Еврорегион «Буг» // Субрегиональное сотрудничество. Перспективы белорусских еврорегионов: Материалы междунар. науч. конф. Минск: ЮНИПАК, 2005.
8. Нагорна І. В. Транскордонне співробітництво як напрямок євроінтеграційних процесів в Україні / І. В. Нагорна // - Теорія та історія державного управління: Електронне наукове фахове видання, Національна академія державного управління при Президентові, - Київ, 2008. - № 2. <http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/tppd/2008-2/08nivepu.htm/odyframe.htm>; - Дата доступа: 21 апреля 2016 г.
9. Поздняк В. Европа регионов, Европейская политика соседства и Беларусь: в поисках "дорожной карты" < http://review.w-europe.org/9/1.html>; - Дата доступа: 21 апреля 2016 г.
10. Grajewski P. Belarus: The Unrecognised Challenge // Dov Lynch (ed.). Changing Belarus. Chaillot Paper No. 85. - Paris: European Union Institute for Security Studies (November 2005).
11. Perkmann M. Cross-border regions in Europe significance and drivers of regional cross-border co-operation <https://spiral.imperial.ac.uk/bitstream/10044/1/1407/1/Perkmann%20european%20urban%20regional%20studies%202003%20cross-border%20regions.pdf > - Дата доступа: 21 апреля 2016 г.
12. Беларускія еўрарэгіёны < http://www.centis.bsu.by/bel/info/euroreg_info.htm>; - Дата доступа: 21 апреля 2016 г.
13. Еврорегион «Нёман» < http://euroregion-grodno.by/>; - Дата доступа: 21 апреля 2016 г.
14. Еврорегион Озёрный край < http://www.ezeruzeme.lv/>;
15. Euroregion Bug <http://euroregionbug.pl/>; - Дата доступа: 21 апреля 2016 г.
16. Субрэгіянальнае супрацоўніцтва. Перспектывы беларускіх еўрарэгіёнаў <http://www.centis.bsu.by/bel/y2004/index_2004.htm#z6>; - Дата доступа: 21 апреля 2016 г.