Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Одной из стратегических задач школ является стимулирование педагогических работников к профессиональному развитию на основе усиления объективности, открытости и публичности оценки их труда. Статья раскрывает новые подходы к оценочным процедурам в системе учительского роста на основе учета оценок выпускников школ. Авторами представлен материал, подготовленный в рамках реализации мероприятий ФЦПРО, задачи «Развитие современных механизмов и технологий общего образования». В статье пошагово описана методика применения технологии учета результатов оценки педагогических работников выпускниками прошлых лет в общеобразовательных организациях. Технология позволяет выстраивать общественные рейтинги школьных учителей на основе оценок выпускников прошлых лет, принимать обоснованные решения о стимулировании, вознаграждении педагогических работников, поощрении, повышении в должности, направлении на обучение (повышение квалификации по конкретной программе, обеспечивающей устранение выявленных профессиональных дефицитов), планировании программ индивидуального профессионального развития педагогических работников.
учительский рост, оценка деятельности педагога, выпускники школ, модель учительского роста, весовой коэффициент, рейтинговая система, критерии, показатели.
Одной из важнейших стратегических задач школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, на современном этапе является повышение качества кадрового потенциала, стимулирование педагогических работников к профессиональному развитию.
1. Александров М.Н., Каландаришвили Ш.Н., Кобзарь А.И. Совершенствование системы управления качеством на основе сертификации профессиональных квалификаций // Технология машиностроения. - 2013. - № 1. - С. 69-71.
2. Анохина М.Е., Мочальников В.Н., Коростелев Д.Г. кластерные технологии в системе управления региональным развитием // Российское предпринимательство. - 2014. - № 9 (255). - С. 62-74.
3. Баирампас Т. Сертификация квалификаций: нормативно-правовое обеспечение // Качество образования. - 2014. - № 9. - С. 14-17.
4. Болотова Е.Л. Профессиональная сертификация и аттестация педагогов // Народное образование. - 2014. - № 5. - С. 46-51.
5. Бреслав Е.П. Практика независимой оценки и сертификации квалификаций «как есть» // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2014. - № 6-7 (12). - С. 59-64.
6. Головина И.В.Профессиональный стандарт педагога как основа проектирования образовательной программы // В сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - 2015. - С. 264-268.
7. Горшкова О.В. Профессиональные стандарты, сертификация персонала, общественно-профессиональная аккредитация: место и роль в развитии кадрового потенциала страны // Власть и управление на Востоке России. - 2012. - № 3. - С. 98-104.
8. Горьковенко Н.А. Институт сертификации квалификаций в системе оценки и формирования специализированных профессиональных компетенций работника // Научное обозрение. - 2013. - № 2. - С. 189-193.
9. Горьковенко Н.А. Сертификация квалификаций как инструмент непрерывного совершенствования квалификаций трудовых ресурсов // Инженерный вестник Дона. - 2013. - Т. 27. - № 4. - С. 75.
10. Горьковенко Н.А. Специализированные компетенции в системе сертификации квалификаций на транспорте // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО «АР-Консалт». - 2014. - С. 117-121.
11. Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Применение нормативных актов, регламентирующих социально-трудовые отношения в организации, с учетом внедрения профессионального стандарта. Методические рекомендации. - Барнаул, - 2015. - С. 37-44.
12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 74-82.
13. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Монография- Москва, 2011.
14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. - № 1662-р.
15. Кузьмин А.И. Мониторинг и оценка программ. http: // processconsulting.ru/doc/monitor.pdf
16. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Изд-во, 2004.
17. Панасюк В.П. Системы обеспечения и оценки качества общего и непрерывного педагогического образования // Учебно-методическое пособие для слушателей программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного профессионального образования / Санкт-Петербург, 2013.
18. Рохлина Е.К. Проблемы повышения квалификации научно-педагогических работников // Система ценностей современного общества. - 2016. - № 44. - С. 186-195.
19. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. - Выпуск 1. - М.: ФИРО, 2010.
20. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие / В.А. Ядов. - 4-е изд. Стер. - М. Издательство «Омега-Л», 2009. - 567 с. - С. 43
21. Шкляева Н.А. Оценить директора. Исследование // Директор школы. - 2013. - № 2 (175). - С. 36-41.