ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Рубрики: МАРКЕТИНГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Малое предпринимательство играет ведущую роль в развитии экономики любой страны. Его динамика влияет на экономический рост, научно-технический прогресс, насыщенность рынка качественными товарами. Кроме того, малый бизнес выполняет важнейшие для национальной экономики функции: внедряет инновации, поддерживает оптимальную конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, противодействует монополизму и расширяет потребительский спрос.

Ключевые слова:
мониторинг, малый бизнес, предпринимательство, инновации.
Текст

Модернизация экономики требует ориентирования на мировой класс качества изготавливаемых  товаров,  своевременного  улучшения  продукции  и  высокой заинтересованности  в  применении  нововведений;  максимальной  инновационной активности на основе собственного развивающегося потенциала. При этом мировая практика показывает, что развитие инновационной деятельности необходимо, в особенности на уровне отдельных предпринимательских структур [1, с. 621].

Развитие малого и среднего производственного предпринимательства является одним из приоритетных направлений реформирования экономики. Значимость малого производственного бизнеса обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность достаточно быстро гибко реагировать на все изменения конъюнктуры рынка. На смену сырьевого направления развития и активной реализации инновационной политики, которое обеспечивает развитие диверсифицированной высокотехнологичной экономики на всех уровнях управления, должны прийти приоритетные направления формирования российской инновационной системы.

Становление и функционирование бизнеса в России – сложный процесс, так как в  ряде негативных тенденций в области развития предпринимательства отмечается недостаточная поддержка государства и неэффективная реализация комплексных государственных программ по развитию бизнеса.

Несформированность государственной политики негативно сказалась на развитии предпринимательства в России. Направления развития современной науки и практики особенно остро обнаруживаются при рассмотрении важных теоретических вопросов и практических задач развития хозяйственных систем. Обеспечение долговременных преимуществ при функционировании организаций должно обеспечиваться мерами по организации процедур экономического мониторинга функционирования хозяйственных систем в направлении оценки уровня благоприятности условий для федерального, регионального и корпоративного бизнеса.

На заседании Правительства РФ от 30.01.2017 г. принято решение об утверждении распоряжения о распределении субъектам РФ более чем 7,5 млрд руб. на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Указанные средства предоставляются регионам на реализацию четырех основных направлений:

  • оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим их инфраструктуру поддержки;
  • предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений;
  • содействие развитию молодежного предпринимательства;       
  • организация предоставления услуг по принципу «одного окна» для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Мероприятия, софинансируемые в рамках программы, традиционно демонстрируют высокий спрос со стороны субъектов РФ.

В рассмотрении и согласовании мероприятий, заявляемых к федеральному софинансированию, приняли участие 82 субъекта РФ, был рассмотрен 431 проект на общую сумму более 9 млрд руб. при установленном в рамках государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» объеме финансирования из федерального бюджета в размере 7,513 млрд руб.

В рамках направления по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим их инфраструктуру поддержки наиболее востребованными в 2017 г. со стороны стали «возвратные» меры поддержки, в т.ч. мероприятия по созданию и развитию микрофинансовых организаций и гарантийных фондов (поддержаны в размере 3,06 млрд руб.), мероприятия по поддержке монопрофильных муниципальных образований (0,74 млрд руб.), созданию и развитию информационно-консультационной поддержки (0,72 млрд руб.), инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляющей свою деятельность в области инноваций и промышленного производства (0,69 млрд руб.).

Экономический мониторинг представляет собой вид экономичес­кого наблюдения, предполагающий систематическое слежение за какими-либо хозяйственными процессами и явлениями, оценивание предполагаемых изменений, а также прогнозирование и выявление тех или иных экономических тенденций.

Экономический мониторинг позволяет предугадать будущие тренды и тенденции экономического развития и тем самым заранее подготовить при­нятие адекватных мер по исправлению и улучшению хозяйствен­ной ситуации.

Экономическая наука пока еще серьезно не­дооценивает  экономический мониторинг как вид наблюдения и прогнозирования или сводит его к получению одних лишь статистических данных. На самом же деле мониторинг представляет собой комплексный метод хозяйственного контроля, основанный на получении различ­ных видов информации, в т.ч. не только количественной, но и качественной.

Кроме того, сведения о научном и инновационном потенциале субъектов Российской Федерации систематически дополняются специальным образом подобранными и обработанными данными Росстата.

В настоящее время существует много препятствий и недоработок при планировании и прогнозировании регионального развития, связанного как раз с недостаточно качественными процедурами работы с информацией. Все это требует детальной проработки информационной базы, исследования вопросов, связанных с субъектами, работающими с информацией, каналов передачи информации, единством разрабатываемых прогнозов и планов и других аспектов этого важного вопроса [2, с. 58].

Основными приоритетами рассматриваемого экономического мониторинга являются раскрытие потенциала и повышение возможностей развития хозяйствующих систем на региональном, федеральном уровне и в сфере функционирования отдельных организаций. Основные экономические показатели деятельности организаций малого и среднего бизнеса представлены на рис. 1.

Рис. 1. Показатели деятельности малого и среднего предпринимательства

 

Таким образом, данные свидетельствуют, что число малых предприятий в 115 раз превышает численность средних, при этом их оборот также превышает оборот средних предприятий более чем в 4 раза. В структуре активов на малых и микро предприятиях также наблюдается превышение  стоимости оборотных средств в десятки раз от стоимости основного имущества. Стоимость капитала и резервов также имеет преимущественную величину по малым предпринимательским структурам.

В современных экономических условиях одним из важнейших обстоятельств развития деятельности хозяйственных систем становится освоение инноваций. Динамика инновационной активности по субъектам Российской Федерации представлена на рис. 2.

Рис. 2. Инновационная активность организаций по субъектам Российской Федерации, %

 

По данным рис. 2 можно отметить тенденцию инновационной активности организаций практически по всем федеральным округам к росту. Тем не менее в направлении реализации данной задачи имеется ряд проблем. Отечественные организации предпочитают выбирать те сегменты, на которых им спокойно и привычно функционировать. Свежие сегменты в большинстве случаев занимает импорт. Предприниматели не считают себя виновными в инновационной неактивности, в слабом уровне менеджмента, в слабой квалификации, а выбирают политику ориентирования на внешние факторы – плохое финансирование, малую государственную поддержку, увеличение цен на сырье и др. Исходя из этого, решение вопросов развития инноваций, создания результативной инновационной инфраструктуры заслуживают особенного внимания.

Общим условием для развития всех подсистем и объектов инновационной инфраструктуры, является совершенствование нормативно-правовой среды, регулирующей деятельность и взаимодействие между собой всех объектов инновационной инфраструктуры, а также осуществление контроля и мониторинга деятельности объектов инновационной инфраструктуры.

Ключевым мероприятием, направленным на развитие инновационной деятельности в российских регионах является формирование и развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей «технологический коридор» прохождению инноваций [3, с. 232].

В результате мониторинга функционирования предпринимательских структур по Российской Федерации  можно определить следующие выводы:

  • имеется  недостаточное количество  трудовых ресурсов, которое вызвано общественным спадом интереса в ведении бизнеса;
  • отмечена высокая зависимость предпринимательских структур от  внешней среды: влияние множества факторов, замедляющих их эффективное развитие (государственные, региональные, организационные, факторы материально-технического обеспечения, юридические,  финансовые сложности и др.) [3, с. 622];
  • существует актуальная потребность в регламентировании законодательства для укрепления государством позиций предпринимательства в России.  При этом особое внимание со стороны государственной поддержки должно быть выделено  формированию результативной инновационной инфраструктуры.

В национальном масштабе повышение конкурентоспособности человеческого капитала, зависимость от иностранных инноваций, создание конкурентной инновационной продукции предприятиями инновационных кластеров, объединенных сетью инфраструктурного взаимодействия с поставщиками научных знаний и потребителями результатов инновационного производства, неразрывно связано с развитием эффективной российской инновационной системы.  Все это приведет к  экономической независимости и конкурентоспособности национальной экономики.

 

Список литературы

1. Кузовлева И.Ю. Инновационная инфраструктура предпринимательской деятельности: содержание, классификация и факторы развития // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: www.science-education.ru/121-18240 (дата обращения: 10.12.2016).

2. Кузовлева И.Ю. Развитие региональной инфраструктуры на основе разработки коммуникационной системы стратегического планирования и прогнозирования [Текст] / Л.В. Овешникова, И.Ю. Кузовлева // Известия ЮЗГУ. Серия. Экономика. Социология. Менеджмент, - 2014. - № 4. - С. 57 - 65.

3. Лукашева Н.А. Результаты мониторинга деятельности объектов инновационной инфраструктуры в Центральном федеральном округе [Текст] / Н.А. Лукашева // Наука и современность.- 2015. - № 38. - С. 231 - 237.

4. Лукашевич А.Б. Специфика применения упрощенной системы налогообложения: преимущества и недостатки. / Экономика и предпринимательство - № 12 (ч.4) 2015. - С. 866-869.

5. Лукашевич А.Б. Упрощенная система налогообложения: преимущества и недостатки / Материалы VIII Международной научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития»19-20 февраля 2016 года. Книга 2. - Москва, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». С. 223-22

6. Малых Н. И. Статистика в 2 т. Т. 2. Социально-экономическая статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. И. Малых. - М.: Юрайт, 2016.

7. Овешникова Л.В., Проданова Н.А., Малых Н.И. Кластерный анализ рыночной инфраструктуры регионов РФ / Человек. Общество. Инклюзия - № 3(27) - 2016 Часть 1 - с. 108-115.

8. Проданова Н.А., Малых Н.И., Молчагина А.С. Проблема финансового бизнес-планирования для предприятий малого бизнеса России / Финансовый менеджмент. - 2016. - № 2. - С. 54-68.

9. Шевченко С.С. Анализ конкурентоспособности предприятия малого инновационного бизнеса // В сборнике: Синергия учета, анализа и аудита в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства Сборник материалов II международной межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Петровой В.И. и проф. Баканова М.И. - 2016. - С. 318-323.

Войти или Создать
* Забыли пароль?