аспирант
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 61 Медицина. Охрана здоровья
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 44.06.01 Образование и педагогические науки
ББК 745 Профессиональное и специальное образование
В статье речь идет о возможности внедрения современных педагогических технологий в процесс обучения курсантов системы МВД с целью совершенствования подготовки курсантов и оптимизации процесса обучения.
образование, обучение, вузовская практика, управление качеством процесса обучения, моделирование процесса обучения, управление образовательными аспектами
С расширением международных контактов в сфере правоохранительной деятельности, участием россиян в миротворческих операциях под эгидой ООН, вступлением России в Интерпол и другими прагматическими аспектами, обусловленными переходом страны к новым социально-экономическим отношениям, появилось осознание необходимости искать пути совершенствования под¬готовки курсантов вузов МВД России.
Это открывает новые горизонты в работе преподавателей, требует серьезного осмысления с точки зрения организационных и методических проблем, касающихся определения содержания обучения, оптимальных методов формирования навыков и умений в различных видах учебной деятельности.
Оптимизация процесса обучения посредством возможного использования более совершенных технологий сравнительно новое направление в педагогике высшей школы, которое занимается обоснованием, разработкой, конструированием оптимальных систем образования, проектированием и моделированием различных педагогических процессов, направленных на профессиональную подготовку обучающихся.
Современные педагогические технологии, применяемые в процессе обучения, обладают рядом специфических особенностей, среди которых следует отметить следующее.
Многообразное понимание педагогической технологии, рассмотрение ее сущности и содержания в различных представлениях и понятиях. Педагогическая технология рассматривается как:
- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящие своей задачей оптимизацию формообразования (ЮНЕСКО).
- область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеются связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).
Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологий: двуединый характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и курсанта; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса; наличие комфортных условий. Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается управленческий аспект.
В основе педагогической оптимизации профессиональной подготовки курсантов лежит идея полной управляемости процессом обучения, проектирования образовательного цикла, направленного на их подготовку к профессиональной деятельности.
Педагогические технологии процесса обучения вузов занимают промежуточное место между теорией педагогической науки и практикой процесса профессиональной подготовки курсантов вузов.
Посредством оптимизации педагогических технологий реализуется содержание профессионального обучения и профессионального воспитания курсантов, осуществляется целенаправленная совокупность педагогических процедур в ходе образовательного процесса в вузе. Поэтому под педагогической технологией процесса обучения курсантов вузов понимается совокупность способов реализации ее содержания, представляющая систему форм, методов и средств обучения и воспитания, и обеспечивающая наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Особенностью педагогической технологии процесса обучения курсантов в вузе является то, что она не может быть предоставлена как единственная и универсальная, с одной стороны, оптимизироавать можно и необходимо любые многообразные процессы в обучении, а с другой стороны, классификация педагогических технологий в обучении тоже многообразна, и в зависимости от выбранного основания эта классификация может быть расширена и возможно переориентирована.
В педагогической технологии обязательно должно быть: указание на совместную деятельность обучающего и обучаемого, что означает фактическое отрицание программирования только субьектом учебного процесса конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности обучаемого по их достижению.
Каждая педагогическая технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий обучающего и курсанта; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
В общем и целом педагогическую технологию характеризуют следующие признаки:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический вымысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);
- технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- действие технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и курсанта на основе добровольного договора с учетом индивидуальных и дифференцированных принципов, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
- планирование педагогической деятельности по этапам и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны, с одной стороны, воспроизводится любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми курсантами;
- определяющей частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Поиск новых педагогических возможностей приводит к выводу о необходимости внедрения удаленного обучения как одного из наиболее перспективных и современных. Данное обстоятельство играет положительную роль в процессе формирования личности будущего сотрудника ОВД. При введении режима дистанционного обучения эта ситуация может измениться в лучшую сторону.
С точки зрения организации и поддержки учебного процесса в параметрах дистанционного обучения можно выделить ряд проблем:
- наличие технологической базы;
- система преподавателей-консультантов и способов взаимодействия с обучаемыми;
- тестирование в системе дистанционного обучения;
- информационные технологии;
- способы передачи образовательной информации и коммуникации.
Одним из условий внедрения современных педагогических технологий в процессе обучения курсантов является формирование и развитие у преподавателей умений и навыков проектирования и внедрения передовых технологий обучения курсантов.
Важно обратить внимание, на формирование и развитие следующих основных умений:
- умения определять и задавать цели обучения: выделение цели деятельности; проектирование деятельности; определение уровня интеллектуального развития обучаемых; прогнозирование развития курсантов в процессе обучения; выделение задач, решаемых выпускниками вуза в ходе профессиональной деятельности и определение их предметно-специфического содержания; выбор обучающих воздействий, адекватных, общепознавательным и воспитательным целям обучения;
- умение определять содержание и объем учебного материала и составлять его в виде системы учебных элементов;
- умения развертывать содержание учебного материала в наиболее оптимальной последовательности: определение научного начала в содержании изучаемого предмета; логическая обработка учебного материала; моделирование изложения содержания; построение блок-схем изложения учебной дисциплины; анализ блок-схем изложения учебной дисциплины; анализ блок-схемы и выявление наиболее эффективных вариантов логики изложения учебного курса;
- умение организовывать системы учебно-познавательной деятельности курсантов: определение границ учебно-познавательной деятельности курсантов; организация системы самостоятельной работы; проведение консультационной работы в процессе обучения; осуществление анализа результатов учебно-познавательной деятельности;
- умения подготовить и провести все виды учебных занятий в соответствии с поставленной целью;
- умения выбирать способы и средства обучения, адекватные целям обучения: определять наиболее рациональную последовательность видов обучения; подготовка и использование в учебном процессе необходимых средств обучения; проектирование способов активизации мыслительной деятельности обучаемых;
- умения объективно оценивать достижение поставленных целей обучения: выделение учебных элементов, усвоение которых будет контролироваться тем или иным видом контроля; подбор заданий по склонности; определение назначения контролируемого уровня усвоения учебного содержания; чередование различных видов контроля для установления уровня подготовки и другое.
Постановка и решение второй задачи – активизация самосовершенствования преподавателей в области технологической подготовки.
Данным условием внедрения совершенных технологий обучения, повышения их значимости и эффективности, является целевая направленность технологий на формирование у курсантов системы качества знаний.
При определении элементов системы качеств знаний необходимо руководствоваться следующими принципами.
Принцип интерактивности. Данный принцип является наиболее слабо использованным в разработке системы качеств знаний, позволяет сделать вывод о том, что можно выявить качества, которые несут в себе интерактивные функции. Такие качества не являются результатом механического слияния входящих в них компонентов, а представляют собой результат интеграции их свойств. Первым таким элементом необходимо считать действенность знаний. Действенность проявляется в умении применять знания при решении практических задач в общественно полезном труде, в жизни учебного коллектива, в общении с членами учебного коллектива, т.е. задач коммуникативного характера.
Существенным качеством знаний является прочность, которую, как и действенность, можно считать интерактивным качеством, поскольку она представляет собой целостную совокупность таких качеств, как осознанность, развернутость и свернутость знаний. Прочность знаний понимается как сохранение знаний в памяти курсантов.
Прочность предполагает способность субъекта, с одной стороны, выразить знания компактно, уплотнённо, но так, чтобы они представляли видимый результат, а с другой – раскрыть систему шагов, ведущих к сжатию, свертыванию знаний.
Так же интерактивным качеством является системность знаний, которая характеризует наличие в сознании курсантов структурных связей строения знания внутри научной теории.
Системность знаний предполагает в качестве необходимого условия наличие у обучающихся систематических знаний.
Таким образом, системность знаний, как интерактивное качество есть результат взаимосвязи осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности.
Выделяют следующие функции знаний:
- знания служат основой представления о действительности. Поскольку все в мире системно, то и знания, описывающие многообразие форм окружающего мира, взаимосвязи и взаимообусловленность его компонентов, должны быть системными.
- знания выполняют роль ориентира при определении человеком направления своей деятельности – практической и духовной. Для этого знания должны быть действенными.
- знания служат базой формирования отношения к объектам действительности. Для выполнения этой функции необходима прочность знаний.
Выявленные качества знаний имеют тесные связи между собой. Система качеств знаний – система динамичная, так как ни ее компоненты, ни она сама не остаются неизменимыми в течение обучения курсантов.
Формированию у курсантов системы качества знаний будет способствовать комплексное применение различных технологий обучения. Необходимо сосредотачивать внимание на решение следующих очень важных учебных задач:
- постоянно ставить каждого курсанта в ситуации выбора из множества вариантов именно те, которые выражают сущность, составляют основу;
- учить курсантов умениям показать логику, динамику, направления изменения какого – либо явления или процесса;
- приобретать навыки и умения самостоятельного поиска и исправления ошибок в принятых решениях, ситуациях, определениях и т.д.
- учить курсантов умениям самостоятельного формулировать ответ на открытый вопрос;
- ставить курсантов в ситуации противоречивой направленности.
Необходимым условием успешного внедрения современных технологий в процесс обучения курсантов является то, что всякое нововведение должно быть научно обоснованным, чтобы преподавание профессиональных основ той или иной науки, дисциплины не было подчинено формальному признаку.
Следующим уровнем внедрения современных технологий в процесс обучения курсантов является интеграция[2] всех педагогических и учебных коллективов по разработке новых технологий обучения, выбор оптимальных путей их реализации в учебном процессе, всестороннее обеспечение (научное, методическое, дидактическое, материальное и др.) процесс внедрения современных технологий стратегии обучения курсантов в вузе. Научное прогнозирование процесса обучения курсантов обусловлено квалификационными характеристиками специалистов. Они включают в себя содержание основных видов профессиональной деятельности специалиста и банк профессиональных ситуаций, которые должен уметь разрешать специалист той или иной профессии [1,3,4,5,6,7,8,9].
Поэтому внедрение современных технологий в процессе обучения курсантов в вузе является важным путём совершенствования процесса обучения курсантов. Соблюдение условий по внедрению современных технологий в процессе подготовки курсантов позволяет протестировать и осуществлять технологическое обеспечение всех компонентов процесса профессионального обучения курсантов в вузе в соответствии с современными требованиями.
1. Аксенов К.В. Модульное структурирование содержания военно-профессиональной подготовки в ВУЗе / Тезисы докладов всероссийской научно-технической конференции «Актуальные вопросы разработки и внедрения высоких технологий в системы государственного и военного управления, образования, вооружения и военной техники. ЗРИ. -Ярославль, 2002. -С. 109-110.
2. Атутов П.Р. Интегрированная модель: возможности и преимущества // Школа. - 1995. - № 3. - С.74-79.
3. Ахметгареев Р.А. Интегративные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов высших военных учебных заведений: Дис. …канд. пед. наук. - Казань, 2000. -184с.
4. Быков А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Автореф. Дис. …канд. пед. наук. - М.: ВУ, 2000. -54с.
5. Горчакова В.Г. Формула профессионализма. - Челябинск, 1997. -С. 59-123.
6. Денисов А.Е. О технологии процесса обучения // Программированное обучении. -Киев, 1983. -С. 77-126.
7. Дитяткина Л.А. Конструирование межпредметных модулей обучения в процессе многоуровневой подготовки в учебных заведениях профессионального образования: СПб., 1998. 246с.
8. Закорин Н.Д. Некоторые подходы к реформированию высшего профессионального образования // Военная мысль. -1995. -№1.
9. Руденко Ю.С. Формирование содержания и структуры учебной дисциплины в вузе (на материалах курса «Военная психология и педагогика»): Автореф. Дис. …канд. пед. наук. - М.: ГА ВС, 1995. -27 с.