Брянская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 61 Медицина. Охрана здоровья
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 44.07.01 Образование и педагогические науки
ББК 745 Профессиональное и специальное образование
Необходимость формирования у курсантов и слушателей вузов системы МВД России правового типа мышления, выработки умения самостоятельного принятия процессуальных решений в конкретных правовых ситуациях предполагает поиск преподавателем новых подходов к обучению, включая практическую отработку полученных теоретических знаний на условно-фактическом материале. В этом аспекте представляется целесообразным участие курсантов и слушателей в производстве виртуальных (учебных) следственных действий при проведении практических занятий по учебным дисциплинам уголовно-процессуального цикла и криминалистике. Отработка практических ситуаций в виртуальной форме позволит преподавателю продемонстрировать обучающимся процессуальный порядок и этапы производства следственных действий, научить их правовой оценке исходной фактической ситуации, привить практические навыки деятельности следователя, дознавателя, определить уровень теоретической подготовки курсантов и слушателей.
следственные действия, практические занятия, виртуальный осмотр места происшествия, криминалистический полигон, методика преподавания
Высокие требования к уровню подготовки современных юристов предусматривают не только формирование глубоких знаний по изучаемым правовым дисциплинам, но и нацеливают обучаемых на получение практических навыков, необходимых для правоприменительной деятельности, развитие правового типа мышления и умение юридически правильно излагать свои мысли, выработку самостоятельности в принятии решений в правовых ситуациях [3].
Для реализации этих задач необходимо искать новые подходы к обучению, включая практическую отработку полученных теоретических знаний на условно-фактическом материале. В этом аспекте представляется целесообразным участие курсантов и слушателей в производстве учебных (виртуальных) следственных действий при проведении практических занятий по учебным дисциплинам «Криминалистика», «Предварительное следствие в органах внутренних дел», «Дознание в органах внутренних дел», «Практикум по проведению отдельных следственных действий», «Учение», «Тренинг комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности» и др.
Значимость отработки конкретных практических ситуаций не вызывает сомнений и обусловлена тем, что это позволит продемонстрировать обучающимся отработать вопросы организации и производства различных следственных действий, научить их правовой оценке исходной фактической ситуации, привить практические навыки реализации полномочий профессиональными субъектами уголовного судопроизводства, а также позволить определить уровень теоретической подготовки курсантов.
Федеральные образовательные стандарты третьего поколения предусматривает индивидуализированный характер образования, позволяет учитывать возможности каждого конкретного обучающегося и способствовать его самореализации и развитию.
Актуальность данного вопроса возрастает по отношении к криминалистическому полигону – традиционному средству обучения вышеуказанным учебным дисциплинам.
С целью активизации профессионального обучения и формирования профессионально значимых компетенций сотрудника полиции у обучающихся, используется материально-техническая база не только кафедры уголовного процесса, но и всего филиала, в частности при проведении некоторых практических занятий используется криминалистический полигон.
Внутренняя обстановка полигона позволяет максимально приблизить моделируемую ситуацию расследования преступления к реальной ситуации профессиональной деятельности сотрудников полиции. Устройство смотровой площадки позволяет наблюдать, анализировать и комментировать действия курсантов и слушателей на всех объектах комплекса.
Типичными методами организации занятий на полигонном комплексе являются деловая игра, тренинг, а также кейс-метод (анализ ситуаций с выработкой решений). Данный вид занятий обеспечивает психологическую реальность воспринимаемых событий, которые близки к профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Обучаясь в рамках конкретной модели условий, аналогичных реальной деятельности, курсанты и слушатели учатся выполнять соответствующие функции, предписанными методами, с использованием штатных средств.
Полигонный комплекс является многопрофильным, предназначенным для организации занятий (в том числе и с привлечением практических работников правоохранительных органов) по всем прикладным учебным дисциплинам, используется как база для проведения междисциплинарных учений и практических занятий [1].
На криминалистическом полигоне Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя курсанты и слушатели оттачивают свое мастерство и приобретают практические навыки проведения таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, выемка, проверка показаний на месте, следственный эксперимент. Помещение криминалистического полигона состоит из импровизированных жилой комнаты, магазина, банка, бара, места дорожно-транспортного происшествия, места взрыва. Полигон оснащен необходимыми технико-криминалистическими средствами, в которые входят: криминалистические чемоданы, фотоаппараты, дактилоскопические наборы, средства для фиксации следов ног и др.
Однако следует отметить, что «традиционными» криминалистическими полигонами разнообразие практик обучения курсантов и слушателей не исчерпывается. Все большую популярность и распространение приобретают компьютерные средства для виртуального ситуационного моделирования, позволяющие могут значительно расширить инструментарий для обучения будущих сотрудников органов предварительного следствия, дознания, криминалистов: от моделирования самих следственных действий до специальных характеристик их хода.
Так, компанией-разработчиком специализированного программного обеспечения «Фундаментальные системы анализа» разработаны интерактивные тренажеры для подготовки специалистов сферы общественной безопасности, в том числе учебно-методические комплексы «Виртуальный зал судебных заседаний», «Виртуальный осмотр места происшествия», «Виртуальный обыск (выемка)», «Виртуальный следственный эксперимент». В настоящее время обучение с применением виртуальных криминалистических полигонов стало интересным опытом для профессорско-преподавательского состава и хорошо зарекомендовало себя среди курсантов и слушателей Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева, поскольку инструментарий Кримтехлаборатории ВУЗа стал гораздо шире: традиционные криминалистические полигоны дополняются множеством «виртуальных» полигонов (включая и «общественные места», типа вокзала, дворовой территории и др.) [2].
Следует отметить, что в ходе производства виртуальных следственных действий при проведении практических занятий по дисциплинам уголовно-процессуального цикла и криминалистики обучающимся предоставляются широкие возможности:
- возможность моделирования «места происшествия» из готовых библиотек объектов и локаций;
- возможность обучения на основе созданных моделей, сохраненных в виде обучающих интерактивных симуляторов – «игр-квестов», в ходе которого усваивается тактика производства следственного действия, приемы и методы выявления, фиксации, изъятия и упаковки следов преступления, а также приобретаются навыки правильного оформления протокола следственного действия.
Программное обеспечение позволяет моделировать «места происшествий» в различных условиях: в частных домах, квартирах, подъездах, во дворах, в гаражах, на улицах, вокзалах в подземных переходах и пр. Преподаватель может использовать библиотеку различных объектов (предметы интерьера, различные следы, орудия преступления и пр.), используя которую, возможно различное размещение объектов в созданной модели. При этом к любым объектам в модели следственного действия могут добавляться необходимые текстовые, фото- и видеоматериалы, которые помогут обучающимся получить максимальный объем информации о необходимых следственных действиях и возможностях решения тех или иных задач.
Наконец, преподаватель может также добавлять к созданным моделям тесты с различными вариантами ответов, которые обучающиеся проходят по окончанию производства следственного действия.
Представляется, что вышеуказанный опыт будет интересен профессорско-преподавательскому составу, курсантам и слушателям нашего Университета.
1. Горач Н.Н. Методическое обеспечение проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам уголовно-процессуального цикла в условиях реализации компетентностного подхода // В сборнике: Реформирование законодательства в сфере противодействия преступности и проблемы его применения. Материалы межвузовского научно-практического семинара. Ответственный редактор: М.Г. Жилкин. 2015. С.47.
2. Обзор тренажера «Виртуальный осмотр места происшествия» // http://beltube.by/video/2v2cGExVpFc.
3. Селедникова О.Н. Формы обмена опытом преподавания учебных дисциплин кафедры уголовного процесса. - Материалы межведомственной научно-практической конференции «Проблемы досудебного производства по УПК Российской Федерации». - Руза, 2013. С 144.