г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
В статье представлен педагогический опыт и возможности интеграции программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, практики использования дистанционных технологий, расширяющих образовательное пространство сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.
учебные исследования, проекты, дополнительное образование, внеурочная деятельность, дистанционное сетевое взаимодействие, видеоконференцсвязь.
Актуальность программы определяет ее направленность на решение задач современного общего образования, взаимосвязь с социально-экономическими тенденциями развития общества [1].
С приоритетными задачами общего образования, прежде всего с нацеленностью современной школы на реализацию нового поколения образовательных стандартов, программу связывает ее ориентация на развитие компетенций выпускника средней школы, включающих владение навыками исследовательской деятельности, способность на практике продемонстрировать владение искусством слова, готовность к переработке и анализу освоенной образовательной информации, владение навыками коммуникации, в том числе на иностранном языке [3].
С социально-экономическими тенденциями развития программу связывает способ решения проблемы перехода к «обществу знаний» [2]. Переход к «обществу знаний» осмысляется, как готовность личности не только накапливать, но и оперировать знаниями как инструментом для познания, понимания, преобразования современного мира. Переход к эпохе «общества знаний» актуализирует владение личностью приемами исследовательской деятельности, которые становятся универсальным инструментом для социальных действий, залогом успешного решения личностных проблем.
Таким образом, важным смысловым элементом программы является осознание того, что владение навыками исследования, важны не только академически успешному, одаренному человеку, но и обычному гражданину.
При проектировании инновационной программы учитывалась мультикультурность современного мира, в котором владение языками межнационального общения «де-факто» превращается в составную часть функциональной грамотности.
Цель программы: создание модели интеграции форм дополнительного образования и внеурочной деятельности, обеспечивающих развитие навыков исследования, овладение культурой языковой коммуникации на родном и иностранном языках, как важнейших признаков образованности современного человека, повышающих степень его социализации, личностной успешности.
Условием реализации инновационной программы «Исследователи XXI века» и ее системообразующим инновационным продуктом является методический конструктор культурно-образовательных практик.
Методический конструктор культурно-образовательных практик, представляет собой систему программ и проектов, интегрирующих формы дополнительного образования (спецкурсы, семинары) и внеурочной деятельности (конкурсы, конференции, мастерские, проектные сессии).
Конструктор предназначен детям и подросткам, испытывающим интерес к различного рода исследованиям, желающим овладеть элементами научной работы, а также проявить себя в творческих формах создания и анализа текстов, развить опыт общения на иностранном языке.
Состав кейсов конструктора культурно-образовательных практик.
Кейс №1. Программа «Молодые исследователи».
Программа состоит из Всероссийской научно-практической конференции старшеклассников, обучающего модуля «Школа молодого исследователя», образовательных квестов и реализуется в сотрудничестве с социальными и педагогическими партнерами, а также посредством дистанционного сетевого взаимодействия на основе видеоконференцсвязи.
Кейс №2. Программа «Мастерская слова».
Программа включает в себя литературный конкурс с обучающим модулем «Мастерская слова» и социальный проект «Читать - это модно», способствующий привлечению внимания к чтению. Основная идея программы: создание школьного, а потом и межшкольного события (проекта), способствующего привлечению внимания к чтению, а также творческой реализации учащихся, приобщение всех участников образовательного процесса (ученик, родитель, учитель) к культурному наследию человечества, развитие общекультурной эрудиции участников.
Обучающий модуль «Мастерская слова» предусматривает подготовку учащихся к литературному конкурсу «Каждый пишет, как он слышит», в том числе, к представлению работ по его номинациям: «буктрейлер», «эссе», «фанфик», «пародия», «рецензия», «я – автор». Занятия организуются как в очном режиме, так и дистанционно. Обучающий модуль является важным условием успешного участия в литературном конкурсе.
Кейс №3. Программа «English communicational workshop».
Программа предусматривает организацию разговорного клуба и практико-ориентированных курсов: «Гиды-переводчики», «Мастерская читателя» на английском языке. Итогом обучения на курсах является выполнением групповых проектов. Примеры проектов: тематическая экскурсия по родному краю, «буктрейлер» по произведению английской классики. Лучшие проекты рекомендуются к участию в научно-практической конференции и (или) литературном конкурсе.
Программа является сетевой и организуется при участии Фонда поддержки образования и Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ СПб). Занятия обучающих модулей реализуются в рамках совместной программы ГБОУ гимназии № 11 , Фонда поддержки образования и НИУ ВШЭ СПб «Молодые исследователи» в режиме видеоконференцсвязи [4]. Постоянными участниками видеоконференций являются более 20 учреждений Санкт-Петербурга, различных регионов России, учащиеся из Казахстана, республик Башкортостан, Калмыкии, Карелии, Коми, Саха (Якутия). В 2016-2017 году обучение по программам, входящим в кейсы образовательных практик, прошли 308 учащихся из общеобразовательных учреждений России и Ближнего Зарубежья. Педагогическую поддержку участия в конкурсных мероприятиях программы оказали 183 педагога.
Педагогические результаты реализации программы.
1. Повышение интереса к проектной, исследовательской, творческой деятельности. Рост числа участников культурно-образовательных практик, участников ученических конференций, творческих конкурсов.
2. Повышение качества учебных исследований, проектов. Повышение уровня общей культуры, навыков коммуникации и взаимодействия, в том числе межкультурной коммуникации. Рост общего и читательского кругозора, готовности к творческому взаимодействию, коммуникации с различными группами участников процесса организации исследовательской, проектной, творческой деятельности.
3. Создание условий для развития образовательной среды, образовательного пространства средствами дистанционных технологий. Рост числа участников видеоконференций, расширение состава партнеров программы.
Результаты реализации программы могут быть распространены на семинарах, круглых столах, стратегических сессиях по проблемам внедрения образовательных стандартов, дистанционной и сетевой поддержке программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, модернизации системы внеурочной деятельности, представлены на образовательных форумах.
1. Багдасарян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе / Багдасарян Н.Г. // Педагогика. - 2008. - № 5. - С. 3-9.
2. Концепция «общества знания» в современной социальной теории: Сб. науч. тр. - РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. отд. социологии и социал. психологии / Отв. ред. Д.В. Ефременко. - М., 2010. - 234 c. - (Сер.: Теория и история социологии).
3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 280 с.
4. Школа молодого исследователя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spb.hse.ru/news/195415444.html
5. Литературный конкурс «Каждый пишет, как он слышит…» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gymn11vo.ru/rodit/litkon