ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Рубрики: РЕЦЕНЗИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В рецензии рассматривается содержание научно-методического пособия «Воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной социализации», автор Казначеева Наталья Николаевна, канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО». Пособие подготовлено в контексте реализации научно-исследовательской задачи по теме Плана фундаментальных исследований РАО «Современные парадигмы и практика духовно-нравственного воспитания детей в системе общего образования». В рецензии подчеркивается необходимость применения подготовленных материалов на уроках литературы в школе для решения задач по формированию ключевых компетентностей обучающихся (социальных, личностных и информационных).

Ключевые слова:
информационная социализация, литература, информационно-коммуникационные технологии, методики воспитания.
Текст

В научно-методическом пособии Казначеевой Натальи Николаевны, канд. пед. наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории развития воспитания и социализации детей, рассматриваются воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной социализации в контексте реализации научно-исследовательской задачи по теме Плана фундаментальных исследований РАО «Современные парадигмы и практика духовно-нравственного воспитания детей в системе общего образования». Пособие Н.Н. Казначеевой опубликовано в журнале «Воспитание школьников» (электронное приложение) в 2017 г. (см.: Казначеева Н.Н. Воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной социализации // Воспитание школьников. – М.: ООО «Школьная пресса», 2017. – № 2 (электронный ресурс)).

В работе отмечается тот факт, что информационное пространство, которое сегодня значительно влияет на растущего человека, не может рассматриваться изолированно от общего пространства социализации личности, оно входит в общую структуру поля социализации. Общий процесс влияния социокультурных факторов информационного пространства и информационной культуры на развитие человека, процессы спонтанного врастания личности в информационную среду, целенаправленной адаптации к существующим в ней ценностям, нормам, идеалам – все это обусловливает необходимость разработки новой методологии, новых методов исследования, технологий, средств, методов и методик воспитания.

Основной задачей развития системы воспитания в современной российской школе, как отмечает Н.Н. Казначеева, является приобщение школьников к культурным и национальным ценностям, традициям российского общества, народов России. В пособии актуализируется роль преподавателя отечественной литературы в школе, всего процесса воспитания на уроках литературы как чрезвычайно важного для развития духовно-нравственной, ценностной сферы личности. Сделан вывод о том, что сегодня в образовательной теории и практике важен поиск оптимального сочетания методов, направленных на формирование у школьников прочных знаний, а также методик, обеспечивающих их компетентностное развитие с учетом процессов информационной социализации.

В работе отмечается необходимость качественного анализа процесса восприятия литературных произведений современными школьниками. Сделан вывод о том, что осознанное целостное восприятие и отношение к литературному произведению в контексте всего литературно-исторического процесса, умение видеть единство содержания и формы художественного произведения; восприятие композиции как целостной системы, понимание авторского замысла, идейного и художественного многообразия произведения – все эти процессы возможно развить у личности, используя воспитательный потенциал отечественной литературы. Эти выводы автор пособия делает и в таких статьях, как «Воспитание личности на уроках литературы в условиях информационной социализации» [1], «Духовно-нравственное воспитание в процессе школьного литературного образования: проблемы и задачи» [2], «Проблемы детского чтения в информационную эпоху и пути их решения» [3], «Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации» [4], однако в рецензируемом пособии представленные теоретические выводы сопровождаются конкретным дидактическим материалом, что придает им особую ценность.

Ценностью работы является и то, что в ней представлены принципы отбора литературных произведений, технологии интерактивного обучения; отдельный параграф посвящен теоретико-методическим выводам о воспитательных возможностях информационных ресурсов.

В пособие также отмечается, что изучение литературного произведения сегодня сопряжено с рядом трудностей, прежде всего касающихся достижения уровня соответствия применяемых методических средств уровню восприятия подростками и юношами художественных образов. Делается вывод о том, что в школьном литературном образовании необходимо применение комплекса традиционных и инновационных методов и методик, учитывающих аудио-визуальный характер информационной социализации. При таком подходе возможно достичь наилучшего воспитательного эффекта, усилить эстетическое воздействие литературного произведения, включить подростков и юношей в активную творческую деятельность.

Особый интерес для теории и практики воспитания на уроках литературы представляет глава II «Использование информационных ресурсов на уроках литературы». В главе II на материале отдельных тем отечественной литературы XIX и XX в. рассмотрены возможные методические пути ее изучения. Особый интерес представляет рубрика «Знакомство с электронным ресурсом», в которой автор дает ссылки на представленный в Интернете материал по отечественной литературе. Материал представлен достаточно полно и на высоком методическом уровне, что повышает его ценность для современных преподавателей литературы в школе.

Следует отметить, что научно-методическое пособие Н.Н. Казначеевой отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного жанра. Данное научно-методическое пособие может широко использоваться в практической работе педагогов.

 

Список литературы

1. Казначеева Н.Н. Воспитание личности на уроках литературы в условиях информационной социализации [Текст] / Н.Н. Казначеева // Вест-ник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 2 (32). - С. 41-45.

2. Казначеева Н.Н. Духовно-нравственное воспитание в процессе школьного литературного образования: проблемы и задачи [Текст] / Н.Н. Казначеева // Воспитание школьников. - 2015. - № 1. - С. 44-54.

3. Казначеева Н.Н. Проблемы детского чтения в информационную эпоху и пути их решения [Текст] / Н.Н. Казначеева // Воспитание школьников. - 2016. - № 8. - С. 35-42.

4. Казначеева Н.Н. Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации [Текст] / Н.Н. Казначеева // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - № 4. - Т. 22. - 2016. - С. 205-209.

Войти или Создать
* Забыли пароль?