Екатеринбург, Россия
В статье рассмотрен основной категориальный аппарат описания трудового поведения работника. Показана сущность трудового поведения и его основных видов: институциональное — неинституциональное; профессиональное — непрофессиональное; творческое — исполнительское; рутинное — инициативное; предпринимательское поведение; конструктивное — деструктивное поведение; консервационное поведение; мотиваторы трудового поведения; сравнение как мотиватор поведения. Каждому виду поведения дана его интерпретация, необходимая для адекватного его понимания. Статья может быть полезной для линейных руководителей, специалистов в области управления персоналом, а также для студентов и аспирантов, изучающих вопросы современного менеджмента и социальных проблем трудового поведения работников в качестве теоретической основы для разработки социальной технологии управления поведением персонала: диагностики, оценки и оптимизации.
трудовое поведение, виды трудового поведения, предпринимательское поведение, конструктивное и деструктивное поведение, консервационное поведение, мотиваторы трудового поведения, сравнение как мотиватор поведения.
Технология работы с персоналом требует четкого понимания основного категориального аппарата, который описывает данный процесс. Одними из важнейших понятий здесь являются понятия «поведение» и «трудовое поведение».
Поведение, с одной стороны, преобразует объект, с другой — характеризует деятельность, придает ей индивидуальную окраску, целостность и устойчивость. Как и в индивидуальном характере человека, в поведении проявляются состояния, его привычки и манеры, склад ума и свойственные ему эмоциональные переживания, направленность и установки. Нельзя не согласиться с выражением В.А. Ядова, что поведение человека — это «форма деятельности» [12, с. 17]. Действительно, в поведении деятельность как активность абстрактного уровня приобретает индивидуально-специфическую форму. В.И. Верховин, определяя поведение, подчеркивает, что в нем «отражены свойства основных субъектов социальной жизни», которые производны от социальной среды, преломленной в индивидуальной активности. «Социальное поведение является проекцией социокультурных матриц и предписаний, доминирующих в определенной социальной и производственной среде» [3, с. 25]. Он называет поведение сложнейшей системой «адаптации и приспособления личности к разнообразным условиям», способом функционирования в экономической системе конкретного социума. Это рассуждение следует дополнить еще одной важной особенностью: поведение — не только способ реализации экономических интересов человека, но и способ самопреобразования, самреализации личности. «Каждый человек живет как личность, с личным самоопределением. Последнее, конечно, не всесильно и изменяет условия жизни не по существу, а по мере. Но в каких бы условиях зависимости ни находился человек, он сохраняет свое духовное существо. И если это отметить, экономический материализм теряет свое страшное значение. Человек, с одной стороны, сам себе закон, а с другой — он становится как бы исполнителем извне наложенного на него закона: здесь он действует типически закономерно (по законам хозяйственной жизни); там — индивидуально» [1, с. 137].
1. Булгаков С. Христианская социология [Текст] / С. Булгаков // СоцИс. - 1993. - № 10. - С. 120-149.
2. Вебер М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер. - М., 1990.
3. Верховин В.И. Содержание, структура и функции трудового поведения [Текст] / В.И. Верховин // СоцИс. - 1991. - № 11.
4. Верховин В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение [Текст] / В.И. Верховин. - М.: МГУ, 1992.
5. Верховин В.И. Феномен предпринимательского поведения [Текст] / В.И. Верховин, С.Б. Логинов // СоцИс. - 1995. - № 8. - С. 62-68.
6. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе [Текст] / Т. Котарбинский. - М.: Экономика, 1975.
7. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера. Труд и экономика [Текст] / А.И. Кравченко. - М.: На Воробьевых, 1997.
8. Мизес Л.Ф. Антикапиталистическая ментальность [Текст] / Л.Ф. Мизес. -Нью-Йорк: Телекс, 1992.
9. Модель И.М. Предприниматель: культура богатства [Текст] / И.М. Модель, Б.С. Модель. - Екатеринбург: УрО РАН, Ин-т философии и права, 1996.
10. Психологический словарь [Текст]. - М., 1996.
11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей псилологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973.
12. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [Текст] / под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979.
13. Шаталова Н.И. Технология отбора и работы с резервом руководителей среднего звена [Текст] / Н.И. Шаталова, Н.М. Бурносов. - М.: Маршрут, 2003.
14. Шаталова Н.И. Методика конструирования культуры организации [Текст] / Н.И. Шаталова, Т.В. Окунева // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. - 2016. - № 3 (31). - С. 108-120.
15. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: ключевые понятия научного анализа [Текст] / Н.И. Шаталова // Кадровик. - 2013. - № 3. - С. 71.