Улан-Удэ, Россия
Россия
В данной работе рассматриваются основные вопросы проведения выездных налоговых проверок. Автором выделены основные субъекты налоговых правоотношений, подпадающие под обязательный контроль налогового органа в рамках выездной налоговой проверки, а также определены максимальные сроки выездной налоговой проверки. Проанализированы причины качественности выездных налоговых проверок с применением статистических материалов в Республике Бурятия. В статье рассматриваются: общее поступление налогов и сборов, прирост налоговых поступлений, динамика поступлений налоговых платежей в Республике Бурятия за 2015 г., а также выявляется связь данных показателей с подходами к проведению выездных налоговых проверок. Значительное внимание уделено вопросу сбора доказательственной базы налоговыми органами для отстаивания своей позиции в суде. Автором указаны причины отрицательной и положительной судебной практики, касающейся выездных налоговых проверок. В заключении автором предлагаются пути совершенствования и модернизации выездных налоговых проверок.
выездная налоговая проверка, проведение выездной налоговой проверки, судебное рассмотрение выездных налоговых проверок, результативность выездных налоговых проверок, методика проведения выездных налоговых проверок, пути совершенствования выездных налоговых проверок.
Сведения о руководителе студента при написании статьи: Алексеева Елена Сергеевна, старший преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического факультета Бурятского государственного университета, канд. юрид. наук.
В настоящее время, когда государство приводит в исполнение поставленную задачу Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, направленную на снижение административных барьеров и уменьшение давления на бизнес, методика проведения проверок налоговыми органами становится более чем актуальной. Несомненно, особый интерес вызывают именно выездные налоговые проверки, которые являются на порядок более сложными, чем камеральные, как в организационном, структурном, финансовом, так и психологическом плане.
Главным предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Отбор налогоплательщиков, которые будут подвержены выездной налоговой проверке, происходит путем проведения предпроверочного анализа, осуществляющимся специальным отделом налогового органа – отделом предпроверочного анализа и истребования документов. При этом анализируется деятельность предприятия в целом. Если в ходе проведения данного анализа в деятельности налогоплательщика выявляются факты сокрытия своих доходов, ухода от налогообложения, занижения показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, то он включается в план проведения выездных налоговых проверок. План проведения выездных налоговых проверок утверждает вышестоящая организация, т.е. Управление территориальной налоговой инспекции, в которой будет проводиться проверка.
В первую очередь, выездной налоговой проверке должностных лиц налоговых органов подвергаются в следующих случаях:
– организации, неоднократно изменявшие финансовое положение, что влияло на отрицательный финансовый результат;
– налогоплательщики, многократно нарушавшие законодательство о налогах и сборах, что было обнаружено и доказано при проведении предыдущих проверок;
– предприятия, систематически уклоняющиеся от представления отчетности или обладающие более тремя расчетными, текущими счетами;
– обнаружены факты, вызывающие подозрения в подлинности налоговых расчетов и бухгалтерских отчетов.
В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах [1, абз. 2 п. 1 ст. 82], предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст. 90-98 НК РФ в период проведения проверки налоговый орган правомочен использовать материалы, полученные в результате осуществления различных мероприятий налогового контроля.
Что касается сроков проведения выездной налоговой проверки организации, то они не превышают двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке. Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырёх месяцев, а в исключительных случаях этот срок продлевается и до шести месяцев. Также выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать 6-ти месяцев. Таким образом, максимальный срок выездной проверки с учетом продления и приостановлений может составить двенадцать месяцев.
Перейдём к анализу контрольной работы налоговых органов Бурятии. Так, по данным УФНС России по Республике Бурятия в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Бурятии в 2015 г. поступило налогов и сборов в сумме около 27.0 млрд руб. Общий прирост налоговых поступлений составил 23,0% или около 5,0 млрд руб. Без учета инфляции реальная динамика поступлений налоговых платежей составила 107,5% [2].
На протяжении последних лет налоговая служба в Республике Бурятия существенно изменила подходы к организации контрольной работы. Теперь цель контрольных мероприятий – не проверить всех, а выйти на проверку туда, где предпроверочный анализ выявил схемы минимизации налогов.
Более того, с проверкой приходят только тогда, когда налогоплательщику была доведена суть претензий налогового органа, и он отказался их признать, либо не согласился с предъявленной позицией. Такое построение работы приводит к точечноcти и обоснованности налоговых проверок, и является важнейшим резервом пополнения доходной части бюджета.
При сокращении на 11% количества выездных налоговых проверок в 2015 г. (в 2015 г. – 142, в 2014 г. –159, в 2013 г. – 221) уровень доначислений по результатам контрольной работы не только сохранился на прежнем уровне, но и увеличился на 1,0% благодаря росту доначислений по выездному контролю (1039,4 против 1027,4 млн руб.).
В среднем эффективность 1 выездной проверки увеличилась в 2,5 раза с 2,5 до 6,3 млн руб.
По результатам работы непосредственно налоговых инспекторов, консолидированный бюджет пополнился почти на 900 млн руб., в том числе 374 млн руб. в консолидированный бюджет Республики Бурятия [3].
Что касается судебных рассмотрений споров, связанных с проведением выездных проверок, то на сегодняшний день ситуация в Республике Бурятия не однозначная. Налоговому органу для доказывания неоспоримости вынесенного им решения необходимо выстроить чёткую схему доказательственной базы в соответствии с действующим законодательством. Чаще всего налоговые органы проигрывают суды, если налогоплательщики проявляют должную осмотрительность, требуя у контрагентов следующее:
– учредительные документы, лицензии, информационные письма об учете в Статрегистре Росстата, копии паспортов руководителей;
– представляют при проведении проверки рекламу, отзывы клиентов, прайс-листы, скриншоты сайта, приказы о назначении руководителей и главных бухгалтеров;
– удостоверяются в наличии надлежащих полномочий у лиц, действовавших от имени контрагентов (доверенности), и идентифицируют лиц, подписывавших документы от имени руководителей указанных контрагентов.
Но, несмотря на это, налоговые органы успешно отстаивают свои позиции, если:
– анализ договоров, доверенностей и накладных не подтверждает факт доставки;
– выявлена взаимозависимость руководителей контрагентов, заведено уголовное дело на руководителя (в прошлом);
– у сотрудников организаций установлена минимальная заработная плата (сопоставимая с региональным МРОТ);
– осуществлялся перевод внутри холдингов в другие организации без заявлений работников;
– отсутствует «деловая репутация» у контрагентов (нет отзывов на соответствующих сайтах).
Также важно отметить, что и к спорным вопросам, которые разрешаются в судах, относится определение правильности применения налоговых вычетов, использование права на применение ставки в размере 0% по НДС, экономическая обоснованность принятия к вычету различных расходов для целей исчисления налога на прибыль, применение правил определения места реализации при расчете НДС, а также освобождений по этому налогу.
Налоговые органы выигрывают дела в судах с учетом следующих оснований:
– нарушения в документальном оформлении операций;
– учет расходов или заявление вычетов по фиктивным операциям;
– отсутствие у контрагента лицензии;
– невозможность совершения операции по техническим или организационным причинам;
– нереальность сделки, подтвержденная опросами.
Таким образом, налоговые органы работают над улучшением методов планирования и проведения выездных налоговых проверок. На сегодняшний день методология планирования проведения выездных проверок далека от идеала, на наш взгляд, это связано с постоянным внесением изменений в законодательство о налогах и сборах и иных нормативных актов.
Подводя итоги, необходимо отметить, что пути совершенствования проведения выездных налоговых проверок заключаются в следующем:
1) совершенствование налогового законодательства. Сегодня уже устранена часть несоответствий и неотработанных норм налогового законодательства и значительно упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, так как в итоге совершенствование налогового законодательства, как на федеральном, так и региональном уровне, позволят свести к минимуму вероятность непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров в связи с неправильным пониманием закона;
2) создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, которые дадут возможность выбрать оптимальное направление использования ограниченных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной эффективности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
3) необходимо продолжать проведение налоговыми органами совместных проверок с правоохранительными органами, и на законодательном уровне урегулировать чёткое взаимодействие данных структур. Результативность таких проверок, как показывает практика, очень высока и приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет;
4) усиление мер юридической ответственности за особо опасные общественные налоговые правонарушения в случае неоднократного выявления выездной налоговой проверкой грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематического несвоевременного и неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. Как показывает практика, ответственность за такие нарушения, особенно для крупных налогоплательщиков, не велика, что и приводит к повторным нарушениям, это поправимо, мы считаем, ужесточением санкций налогового законодательства;
5) снижение количества безрезультативных проверок. Руководители налоговых органов с этой целью должны проводить анализ причин каждой бузрезультативной проверки (возможные причины: необоснованный отбор объекта для проверки; плохо проведенный предпроверочный анализ, не выявивший перспективных направлений для проверки; некачественное проведение самой проверки). При этом к лицам, персонально ответственным за проведение безрезультативной проверки и, следовательно, непроизводительную потерю рабочего времени, должны применяться меры воздействия, в том числе дисциплинарные;
6) повышение качества подготовки кадров для налоговой службы. Сегодня повышению квалификации специалистов, занятых контрольной работой, уделяется особое внимание, причина – неоднократное изменение структуры налоговых инспекций, а также постоянное совершенствование налогового законодательства. Сегодня наряду с организацией обучения в высших учебных заведениях в системе ФНС России в ряде регионов функционируют учебные центры, которые ведут работу по повышению квалификации и переподготовке кадров (у ФНС есть свои институты повышения квалификации в г. Санкт-Петербург, Нижний Новгород);
7) информационное обслуживание граждан – потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях. Сегодня на сайте ФНС России достаточно много материалов и информации, которые описаны доступным языком для простого обывателя, также можно активно пользоваться интернет-сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который позволяет налогоплательщику: получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом; контролировать состояние расчетов с бюджетом; получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей; оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи через банки – партнеры ФНС России; обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию и т.д.
Но, несмотря на все выше перечисленные рекомендации, несомненно, первоочередным важнейшим и прогрессивным фактором повышения результативной работы налоговой службы является совершенствование действующих процедур налогового контроля, а именно:
– использование системы оценки работы налоговых инспекторов;
– система отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
– форм и методов налоговых проверок.
Данные направления, на наш взгляд, способны качественно изменить порядок проведения и организации выездных налоговых проверок, но предлагаемый перечень путей совершенствования не является исчерпывающим и требует последовательного уточнения и расширения в соответствии с развитием рыночных отношений, а также политической, экономической, социальной сферой в целом. С развитием системы налогообложения необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговых органов.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ: (ред. от 28.12.2016 № 475-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2016) .- Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
2. Поступления налогов и сборов с территории Республики Бурятия по итогам 2015 года [электронный ресурс]: официальный сайт ФНС - Режим доступа:https://www.nalog.ru/rn03/news/activities_fts/5955424/. - (Дата обращения: 18.02.2017 г.).
3. Итоги контрольной работы налоговых органов по Республике Бурятия за 2015 год [электронный ресурс]: официальный сайт ФНС - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn03/news/activities_fts/5955461/. - (Дата обращения: 20.02.2017 г.).