Пенитенциарный дискурс как объект речеведческого исследования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Специфика пенитенциарного дискурса обусловливает проблемный характер речевого взаимодействия, потенциально конфликтное общение. В качестве основной причины возникновения коммуникативных проблем рассматриваются особенности личности заключенного как коммуникативной личности. Целью исследования пенитенциарного дискурса с позиций речеведения является подготовка теоретической базы для программы опытного обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы, чья профессиональная деятельность рассматривается как относящаяся к сфере повышенной речевой ответственности и требующая высокого уровня сформированности коммуникативной компетенции. В системе коммуникативной подготовки курсантов и слушателей вузов Федеральной службы исполнения наказаний России отмечается недостаток профессионально ориентированных коммуникативных знаний. Теоретической основой профессионально ориентированной коммуникативной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы могут стать знания о типичных речевых ситуациях возникновения затруднений в общении, конфликтном и проблемном общении, осужденном как коммуникативной личности, источниках, разновидностях, маркерах коммуникативных проблем.

Ключевые слова:
пенитенциарный дискурс, общение, коммуникативные проблемы, личность осужденного, коммуникативная личность.
Текст

Пенитенциарный дискурс как разновидность институционального дискурса обладает набором существенных характеристик, определяющих особенности общения. При этом наиболее значимыми являются статусно-ролевые позиции участников речевого взаимодействия, их психологические и культурные особенности, строгая регламентация ситуации общения, так называемый контекст (вербальный, ситуативный, культурный) протекания коммуникации [8, с. 148]. В целом пенитенциарный дискурс отличается приоритетом статусно ориентированного общения, вместе с тем не исключается и личностно ориентированное речевое взаимодействие. Участниками общения в пенитенциарном дискурсе являются сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), осужденные и подследственные, родственники лиц, заключенных под стражу, представители общественных организаций и т.д. Согласимся с позицией О.А. Никишиной, исследовавшей пенитенциарный дискурс на основе анализа речевых высказываний англоязычных художественных произведений литературы и кинематографа, в
том, что «за базовую пару участников коммуникации в рамках тюремного дискурса принимается пара “служащий пенитенциарной системы — заключенный”, так как именно их взаимодействие наиболее сильно регулируется установленными в данном социуме правилами, нормами» [8, с. 149]. Речевое взаимодействие сотрудника УИС и осужденного в Российской Федерации, действительно, регламентировано нормативными документами, поэтому ситуации и цели общения, типичные жанры, речевые формулы и клише заданы обеим сторонам базовой пары участников коммуникации. Соблюдение этих норм очень важно для пенитенциарной системы как социального института, потому что именно они направлены как на обеспечение карательной функции уголовного наказания, безопасности общества, так и на соблюдение конституционных прав осужденных, подследственных. Вместе с тем личностно ориентированное общение в пенитенциарном дискурсе не может быть исключено. Для сотрудников УИС необходимость наладить личностно ориентированное взаимодействие диктуется нормативными документами (в части достижения исправительной цели уголовного наказания), задачей обеспечить эффективное функционирование учреждения УИС (например, за счет организации трудовой занятости, проведения оперативно-розыскных мероприятий для обеспечения безопасности осужденных, подследственных и иных лиц и т.д.). В свою очередь, осужденными и подследственными личностно ориентированное общение может рассматриваться как возможность выхода за рамки предельно регламентированной жизни, с одной стороны, позволяющая нейтрализовать психологическое напряжение, вызванное условиями несвободы, с другой, создающая условия для нарушения установленных законом запретов и ограничений. В силу относительной продолжительности и регулярности, ограниченности местом речевого взаимодействия возникновение личностно ориентированного характера общения
представляется практически неизбежным.

Список литературы

1. Антонян Ю.М. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование [Текст]: монография / Ю.М. Антонян. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 368 с.

2. Вершинина Г.Б. Культура речи или педагогическая риторика? (К вопросу о содержании вузовской подготовки бакалавров и магистров образования) [Текст] / Г.Б. Вершинина // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 86-89.

3. Горобец Л.Н. Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 50. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ritoricheskie-umeniya-kak-bazovyykomponent-ritoricheskoy-kompetentsii-uchitelya (дата обращения: 20.09.2017).

4. Дворцов В.Б. Характеристика активных форм обучения и внеаудиторной работы курсантов высших образовательных организаций ФСИН России как организационно-педагогические условия формирования готовности выпускника к обеспечению режима в пенитенциарных учреждения [Текст] / В.Б. Дворцов // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 3. - С. 186-193.

5. Ерохина Е.Л. Определение понятия «коммуникативная культура»: риторический подход [Текст] / Е.Л. Ерохина, О.Ю. Князева // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: Сборник материалов XХI Международной научной конференции по риторике, 1-3 февраля 2017 г. / Отв. ред. В.И. Аннушкин. - М., 2017. - С. 149-152.

6. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст]: монография / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

7. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. - URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-FSIN-RF-ot-11.01.2012-N-5 (дата обращения: 04.09.2017).

8. Никишина О.А. Реализация статусно-ориентированного речевого общения в англоязычном пенитенциарном дискурсе [Текст] / О.А. Никишина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 8. - Ч. 3. - C. 148-152.

9. Сиротинина О.Б. Риторика и культура речи в вузовской системе обучения [Текст] / О.Б. Сиротинина, А.В. Дегальцева // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: Сборник материалов XХI Международной научной конференции по риторике, 1-3 февраля 2017 г. / Отв. ред. В.И. Аннушкин. - М., 2017. - С. 416-422.

10. Смелкова З.С. Педагогическая риторика в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская. - М.: Прометей, 2011. - 254 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/8289.html. ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 04.09.2017).

11. Соболев Н.Г. Юридическая психология [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Г. Соболев. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. - 188 с.

12. Стернин И.А. Практическая риторика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Стернин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

13. Тимофеева Е.А. Профессиональная подготовка сотрудников пенитенциарной системы в зарубежных странах [Текст]: монография / Е.А. Тимофеева. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. - 250 с.

14. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст].

15. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]. Ст. 43, п. 2.

16. ФГОС ВО по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1424 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/400502

17. ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция (уровень бакалавриата)» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1511 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/400301(дата обращения: 04.09.2017).

Войти или Создать
* Забыли пароль?