ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ В УНИВЕРСИТЕТАХ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из источников экономической эффективности является трансфер технологий. Мировая практика продемонстрировала высокую результативность трансфера технологий через специализированные центры на базе высших учебных заведений. В статье рассмотрена практика организации инновационной деятельности и трансфера технологий в вузах некоторых европейских стран. Подтвержден тезис о том, что создание и внедрение механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности и трансфера технологий в университетах требует значительного финансирования, которое, ориентируясь на конечный продукт, должны осуществлять бизнес и государство.

Ключевые слова:
инновационная деятельность, трансфер технологий, университеты, центр трансфера технологий, финансирование, государство, бизнес-сообщество.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. На сегодняшний день уже ни у кого не вызывает сомнения, что экономику XXI века будут определять новейшие наукоемкие технологии и информатизация общества, как результат глобальной информационной революции. Поэтому актуальной стратегической задачей становится разработка и освоение новых наукоемких и информационных технологий и ускоренное формирование рыночных отношений в промышленности для получения отечественной конкурентоспособной продукции и обеспечения интересов национальной экономической безопасности [7].

Одним из эффективных источников экономической независимости в настоящее время является трансфер технологий, который представляет собой последовательную передачу знаний и опыта для реализации научно-технических процессов, направленных на создание новых технологий, продуктов и материалов, усовершенствованных форм организации управления и доведение их до практического использования. Процесс трансфера может осуществляться в следующих условиях: в университетах, от университетов в бизнес, от крупных компаний в малые и средние предприятия и филиалы, от правительства в бизнес.

Мировая практика показывает высокую эффективность трансфера технологий через специализированные центры. Наиболее распространены подобные центры на базе научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Эффективность работы любого центра трансфера технологий (далее – ЦТТ) подразумевает наличие доступа к источникам научных разработок, кадровый потенциал и выход на потенциальных пользователей научных разработок. Анализ зарубежных и отечественных исследований и публикаций показывает важность формирования в высшем учебном заведении управленческой структуры, ориентированной на решение полного комплекса задач по коммерциализации интеллектуальной собственности вуза [2, 3, 5, 18, 20, 21]. ЦТТ, в какой бы форме они не учреждались, призваны способствовать решению главной задачи: обеспечить связь между инвесторами (государственными и частными), владельцами технологий (исследователями, исследовательскими подразделениями вуза, малыми инновационными предприятиями) и потребителями технологий (крупным бизнесом, государством). [10]

Методология. При подготовке статьи в качестве объекта исследования была выбрана предпринимательская деятельность современных университетов. Предметом исследования выступает организация инновационной деятельности и трансфера технологий в вузах некоторых европейских стран. При проведении исследования были использованы статистические и аналитические материалы, а также научные разработки российских и зарубежных вузов.

Основная часть. В Европе и США первые ЦТТ в составе государственных образовательных и научных учреждений появились в сороковых-пятидесятых годах прошлого века с целью обеспечить коммерциализацию военных технологий и технологий двойного назначения путем создания на их основе широкого спектра гражданской продукции. Организация и спектр решаемых задач зависит от особенностей национального законодательства, уровня развития самоуправления вузов и местных традиций. Это могут быть подразделения вузов на правах отделов, равно как и самостоятельные хозяйствующие субъекты с частичным или полным участием университета. Сравнительный анализ различных организационных структур, в частности, приведен в исследовании Anne S. York, Mark J. Ahn [19].

В отличие от многих зарубежных стран, доля вузовской науки в общей системе генерации научных знаний в современной России невелика (см. табл. 1), но в последние годы доля вузов, участвующих в выполнении НИОКР, увеличивается.

 

Таблица 1

Количество и удельный вес образовательных организаций высшего образования,               выполнявшие исследования и разработки*

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Число организаций, выполнявших исследования и разработки, всего,

в т.ч. образовательные организации высшего образования;

в % от общего числа организаций

 

3492

 

617

17,7

 

3682

 

696

18,9

 

3566

 

662

18,6

 

3605

 

762

21,1

 

3604

 

777

21,6

 

4175

 

1124

26,9

Численность персонала, всего,

в т.ч. образовательные организации высшего образования;

в % от общей численности персонала

736540

 

53240         

7,2

735273

 

59454

8,1

726318

 

59469

8,2

727029

 

59116

8,1

732274

 

62400

8,5

738857

 

63870

8,6

*Составлено авторами на основании данных Росстата [17]

 

 

Тем важнее для нас представляется изучение опыта организации трансфера технологий за рубежом (в первую очередь в европейских стран).

Так, например, научно-исследовательская система Германии включает в себя множество разнообразных учреждений, организаций, обладающих большой степенью автономности, с различными формами кооперации. При этом отсутствует центральный механизм организации и регулирования научной деятельности. Законодательством ограничено влияние органов власти на выбор целей и направлений исследования, что дает возможность развития различных подходов и расширенное сотрудничество науки, промышленности и бизнеса.

Государство применяет различные инструменты для содействия в развитии НИР и НИОКР. Финансирование производится целенаправленно и рассчитано на кратко-, средне-, и долгосрочные исследования. Перспективные исследования зачастую получают более индустриальное направление на основе государственного и других видов финансирования. Однако долевое участие государства в исследовательских организациях и институтах запрещено (в отличие, например, от США) [11].

Трансфер технологий в Германии успешно осуществляется не только благодаря эффективной работе «тройной спирали», но и множеству промежуточных звеньев: научных обществ, совместных исследовательских консорциумов промышленных компаний. Благодаря этому также поддерживается высокий научный и технический потенциал страны. Система исследований и разработок объединяет следующих участников: высшие учебные заведения, промышленные предприятия и общественные объединения научно-исследовательских институтов.

Поскольку основным объектом нашего исследования является организация трансфера технологий в вузах, рассмотрим первую группу.

Система высшего образования в Германии отличается многообразием типов вузов. Всего в Германии около 400 вузов, причем частных среди них сравнительно немного – около 15 %. Большая же часть вузов – государственные и субсидируются правительством [4]. Высшие учебные заведения в ФРГ финансируются из бюджетов Федеральных земель, а также из различных программ Министерства образования и исследований. В то же время они не могут получать дополнительное финансирование из госбюджета Германии.

Старейшее техническое высшее учебное заведение в Германии (четвертое место среди европейских заведений) – Технологический институт Карлсруэ (KIT) – является одним из создателей и активных участников Объединенных исследовательских центров. Данные центры созданы с целью проведения долгосрочных исследований, выходящих за рамки дисциплин и структурных подразделений. [8]

Самыми крупными организационными единицами KIT являются пять Центров, созданных к настоящему времени: Энергия (Energy); НаноМикро (NanoMikro); Физика элементарных частиц и астрочастиц (Elementary Particle and Astroparticle Physics); Климат и окружающая среда (Climate and Environment); Системы мобильности (Mobility Systems). KIT является активным создателем и участником Объединенных исследовательских центров (Collaborative Research Centers – Sonderforschungsbereiche – SFB). Центры SFB могут создаваться одним университетом или несколькими (SFB/Transregio). Финансирование осуществляется Немецкой Исследовательской Ассоциацией Deutsche Forschungsgemeinschaft на период до 12 лет.

Большинство высших учебных заведений имеют структурные подразделения, занимающиеся трансфером результатов исследований в промышленность, и содействуют образованию малых и средних предприятий.  Такое развитие предпринимательства, исходящего из стен высших учебных заведений, поддерживается программой Федерального министерства образования и исследований «EXIST». В поддержке участвуют и другие организации, например, Фонд содействия созданию малых предприятий в сфере высоких технологий.

С целью дальнейшего развития государственно-частного партнерства в области науки и экономики (в том числе для проведения высокорискованных исследований и создания инноваций) по инициативе Федерального министерства образования и исследований был создан «Исследовательский кампус» (Forschungscampus). Он имеет целью дальнейшее развитие государственно-частного партнерства в сфере науки и экономики, особенно при проведении комплексных исследований с высоким исследовательским риском и/или при создании открывающих инноваций. В такое партнерство вовлекаются предприятия, высшие учебные заведения и исследовательские организации, причем стратегию каждого исследовательского кампуса его участники вырабатывают самостоятельно.

Инновационная деятельность в Великобритании финансируется государством двумя способами. Во-первых, посредством единовременных субсидий университетам и научным лабораториям на НИОКР в соответствии с приоритетными направлениями их деятельности. Научные исследования и разработки поддерживает Министерство по вопросам бизнеса, инноваций и профессионального образования. При этом распределение средств должно осуществляться на основе конкурса и является прозрачным.

Во-вторых, финансирования инновационных проектов осуществляет Департамент инноваций, университетов и компетенций. Деятельность Департамента направлена на увеличение темпов экономического роста государства. Департамент инвестирует в науку и образование, способствует повышению инновационной активности предприятий, оказывает поддержку малому и среднему бизнесу [8].

Стоит, однако, отметить, что уровень расходов на НИОКР в Великобритании (2,3 %) является средним для стран Европейского союза (2 %). К 2016 году на НИОКР было затрачено в совокупности 4 575 906 фунтов стерлингов [12, 13].

Развитие инновационной деятельности, включая передачу знаний и технологий и коммерциализацию результатов НИОКР, осуществляется через институты двух видов: одни создаются по требованию бизнеса при разработке и реализации технологий, другие обеспечивают кооперацию участников инновационного процесса для осуществления трансфера в определенном сегменте рынка или экономической сфере.

Поддержку предприятий страны обеспечивает National Enterprise Network (Национальная сеть предприятий), которая является посредником между членами сети и государством, оказывает поддержку при создании новых малых и средних компаний. NEN может представлять интересы своих участников, оказывать помощь в продвижении результатов деятельности и устанавливать необходимые связи с целью обеспечения коммерческих успехов [4].

Государственная политика на национальном и региональном уровнях направлена на создание условий для кооперации академического сектора и бизнеса. С этой целью система трансфера технологий в Великобритании включает следующие элементы [14]:

- Европейская сеть предприятий -– The Enterprise Europe Network (система, действующая на территории Европейского союза, призванная оказывать помощь бизнесам в области законодательства, доступа к национальным сетям, логистики и др.);

- инновационные центры (осуществляют всестороннюю поддержку инновационных предприятий);

- научные парки (являются частью инфраструктуры для поддержания взаимодействия бизнеса, промышленности, науки). В настоящее время в стране действуют более 100 научных парков, объединяющих в общей сложности почти 4000 компаний и организаций;

- кластеры (изначально были созданы как консорциумы из научных институтов, учебных заведений, лабораторий и промышленных компаний для проведения исследований и укрепления связей);

- технологические брокеры (выступают посредниками между разработчиками и компаниями, заинтересованными в инновациях);

- ЦТТ при университетах (имеются во многих университетах страны и обеспечивают коммерциализацию разработок своих учебных заведений);

- партнерства в области передачи знаний (их деятельность направлена на извлечение выгоды одним бизнесом от знаний другого бизнеса; часто образуются за счет государственных грантов, реже – малым и средним бизнесом);

- интернет-порталы (в большинстве своем они ориентированы на определенный сектор экономики для обмена идеями).

В настоящее время завершается пилотный проект Британского правительства, направленный на создание специальных зон, объединяющих бизнес и высшие учебные заведения, - University Enterprise Zones. Проект реализуется с 2014 года, финансируется государством (15 млн. фунтов стерлингов до 2017 года) и университетами (2 фунта на каждый фунт, предоставленный государством). Четыре пилотных проекта находятся в Брэдфорде, Бристоле, Ливерпуле и Ноттингеме. По окончании 4 лет будет произведена оценка деятельности четырех пилотных зон и решена дальнейшая их судьба, а также принято решение о создании дополнительных зон.

Активную работу для объединения знаний, навыков и ресурсов проводит организация Innovate UK (рабочее название Совета по технологическому развитию действует с 2014 года). Они применяют такой подход к инновациям, когда происходит перенаправление деятельности государственных ведомств для решения социальных проблем в стимулировании инновационной деятельности бизнеса [9].

Инструменты и программы, предлагаемые организацией, включают Совместные исследования и разработки, Инициативу по исследованию малого бизнеса, Партнерства по трансферу технологий, программы «Smart», «Launchpad», «Catapult», Сеть трансфера знаний. В настоящее время Innovate UK финансирует проекты по разработке беспилотных авиасистем «InView», программного обеспечения автономных транспортных средств «Oxbotica», «PushPull» и другие [14].

С целью повышения конкурентоспособности страны в технологической области правительство Швеции используют различные методы и инструменты, а инновационная среда характеризуется следующими факторами [1]:

-во-первых, научно-исследовательская деятельность обладает независимостью от государственных структур (при необходимости оказывается поддержка наиболее перспективным НИОКР);

- во-вторых, научно-техническая база страны поддерживается на высоком уровне для обеспечения научной и производственной деятельности;

- в-третьих, инновационное развитие обеспечивается за счет тесного взаимодействия заинтересованных сторон.

Значительная доля финансирования науки в Швеции осуществляется за счет частных фондов и иных некоммерческих организаций, доля промышленности в финансировании науки составляет сегодня 67,7 %. Что касается исследований непосредственно в рамках университетов, то здесь доля финансирования со стороны частных компаний и некоммерческих организаций составляет 15 %. Государственная поддержка осуществляется преимущественно в оборонной сфере, на которую выделяется примерно 13 % совокупных госрасходов на НИОКР [15].

Государственная политика направлена на стимулирование развития приоритетных направлений науки, формирование эффективной системы обучения и подготовки кадров, а также на кооперацию науки и промышленности. Приоритетными направлениями исследований в высших учебных заведениях являются медицина и здравоохранение, биология и биотехнологии, информационные системы, экология, климат, устойчивое развитие и социальное обеспечение.

С 2001 года в Швеции функционируют три научных совета и Шведское государственное агентство инновационных систем. Основная цель этих организаций – координация развития инноваций. Особое внимание также уделяется вопросам финансирования науки, благодаря чему происходит постоянное наращение соответствующих фондов. В последние годы Швеция держится в пятерке лидеров по доле расходов на НИОКР в ВВП. В 2016 г. Швеция занимает 3-е место по этому показателю (4,3 %) [12, 13].

В стране развито и венчурное финансирование. Для поддержания процесса трансфера технологий путем коммерциализации результатов инновационной деятельности оказывают помощь различные организации. Венчурное финансирование на государственном уровне проводит Промышленный фонд, Агентство по инвестициям отвечает за поступление в страну иностранного финансирования. Помощь в коммерциализации и финансировании НИОКР на предпосевной стадии проектов оказывает компания The Innovation Bridge – Инновационный мост [16].

Основными участниками трансфера технологий являются бизнес-сообщество, государство и высшие учебные заведения. В Швеции сложилась достаточно четкая система научных обществ, ассоциаций и иных некоммерческих организаций с государственным и частным участием, направленная на поддержку и стимулирование научно-исследовательского сектора экономики. Это советы, фонды, агентства, выступающие в качестве экспертных организаций для выработки перспективных научных направлений, осуществляющих долевое финансирование НИОКР. Координирует работу указанных организаций Министерство образования и науки [11].

Слабым местом в инновационной модели Швеции является низкая наукоемкость производства в целом по отраслям, за исключением небольшого числа транснациональных компаний. Однако следует отметить, что высочайший уровень университетского образования, эффективная инновационная политика, уникальные достижения в ряде областей науки и техники характеризуют страну как одного из мировых лидеров [6].

Выводы. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  1. В настоящее время в европейских странах преобладают тенденция к инновационному развитию всех сфер деятельности.
  2. Широкое распространение получила модель «тройной спирали» (взаимодействие университетов, бизнеса и власти), в рамках которой высшие учебные заведения обязаны, кроме академической деятельности, вести также предпринимательскую (включая создание офисов трансфера технологий).
  3. Создание и внедрение механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности и трансфера технологий в университетах требует значительного финансирования, которое, ориентируясь на конечный продукт, должны осуществлять бизнес и государство.

*Работа выполнена в рамках Программы развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г. Шухова

Список литературы

1. Абдурахимова Э.Н., Колесникова К.С., Иващенко Н.П. Современные подходы трансфера технологий и коммерциализации инноваций // Экономические науки. 2015. № 6. С. 49-56.

2. Балыхин М.Г. Развитие предпринима-тельства в высшем учебном заведении на основе коммерциализации результатов интеллектуальной собственности. Автор. дис. док. экон. наук. С-Пб., 2016. 41 с.

3. Владыка М.В Развитие и реализация инновационного потенциала вуза // Автор. дис. док. экон. наук. Белгород, 2010. 50 с.

4. Дмитриенко В.В., Сайбель Н.Ю. Транс-фер технологий в России и за рубежом // Экономика и управление. 2016. № 2. С. 104-105.

5. Дорошенко Ю.А., Малыхина И.О., Оспищев П.И. Интеллектуальный капитал как фактор успешного формирования инновационной структуры вуза // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2015. № 2. С. 192-195.

6. Ильин П.В. Зарубежный опыт трансфера технологий - в российскую практику // Молодые исследователи. 2015. № 1. С. 2016-2012.

7. Селиверстов Ю.И. Экономическая при-рода интеллектуальной собственности и ее роль в инновационном развитии. Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. 123 с.

8. Шадиева Д. Анализ мировых тенденций финансирования инновационной деятельности // Мировое и национальное хозяйство. 2016. № 2. С. 120-127.

9. Александров Ю.Д. Трансфер технологий - национальные особенности //Молодежный научно-технический вестник [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://sntbul.bmstu.ru/doc/793707.html

10. Балыхин М.Г. Центр трансфера технологий как основа механизма коммерциализации интеллектуальной собственности вуза // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru 2014/06/5315 (дата обращения: 26.05.2017)

11. Батырева Р.Д. Национальная инновационная система Германии: основные черты и тенденции развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11248

12. Глобальный инновационный индекс 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2016/article_0008.html

13. Глобальный инновационный индекс 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2017/article_0006.html

14. Инновации в мире: США, Япония, Ве-ликобритания, Германия, Швеция. [Электрон-ный ресурс]. Режим доступа: URL: http://innovation.gov.ru/ru/page/2328

15. Итоги Петербургского экономического форума «ПМЭФ 2017» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://promdevelop.ru/news/itogi-peterburgskogo-ekonomicheskogo-foruma-pmef-2017/

16. Российская сеть трансфера технологий Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rttn.ru index.php

17. Россия в цифрах, 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135075100641

18. Alexandre Ardichvili, Richard Cardozo, Anthony Strauss. Effectiveness of university technology transfer: An organizational population ecology view of a maturing supplier industry // Journal of Technology Transfer. 2011. Vol. 36. № 2. Pp. 173-202

19. Anne S. York, Mark J. Ahn. University technology transfer office success factors: a comparative case study // Int. J. of Technology Transfer and Commercialisation 2012. Vol. 11. №.1/2. Pp. 26-50.

20. Claudia Curi, Cinzia Daraio, Patrick Llerena.University technology transfer: how (in)efficient are French universities? // Cambridge Journal of Economics Camb. J. Econ. 2012. Vol. 36 №3. Pp. 629-654

21. Jos L. Gonzlez-Perna, Graciela Kuechle, Iсaki Peсa-Legazkue. An Assessment of the Determinants of University Technology Transfer // Economic Development Quarterly January. 2013. №9.


Войти или Создать
* Забыли пароль?