Екатеринбург, Россия
В статье рассмотрены актуальные вопросы развития кластеров в регионе. Представлены пути формирования кластерной системы. В статье отмечается, что совершенствование управления кластерной системой определяет инновационность развития всей российской экономики. Развивая возможности использования кластерного подхода к организацинно-экономическому развитию управленческих функций в современных условиях, можно сделать вывод о возможности использования кластерного подхода для совершенствования системы управления собственностью на федеральном, региональном и местном уровнях.
управление собственностью, система управления собственностью, отношения собственности, федеральная собственность, субфедеральная собственность, кластер.
Проблема эффективного управления собственностью сейчас актуальна как никогда. Важно обозначить такие ее аспекты: выявление стратегических интересов управления собственностью на трех уровнях –государственном, региональном и муниципальном; использование собственности для повышения деловой и инвестиционной активности; разработка механизмов для актуализации вопросов управления собственностью малому бизнесу и т.д. Данные вопросы являются центром внимания во многих работах А. Михеева, являющегося специалистом в вопросах управления собственностью как в теоретическом плане (Алексей является автором немалого числа работ по управлению собственностью [2-24]); и практиком, занимающим должность в Комитете по приватизации РФ в Росимуществе.
Особый интерес в числе его работ применительно к теме статьи имеют такие, как: «Структура и принципы формирования системы мониторинга региональной собственности», «Функции системы управления собственностью в регионе», «Эффективное управление собственностью как фактор экономического роста региона», «Об оценке эффективности управления собственностью в регионе», «Принципы формирования эффективной системы управления в регионе», «Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки», «Индустриальный кластер как инструмент стратегического управления отраслью» [9, 13, 15, 16, 17, 19, 20]. А также его новая монография «Управление региональной собственностью и приватизация в России» [1, с. 104]. Управление собственностью и создание специальной системы ее управления в регионе для Алексея Михеева является приоритетной задачей в перспективе экономического роста страны. Поэтому ей он и посвятил свое новое исследование. Мы согласны с исследователем, что для достижения эффективной системы управления собственностью на уровне региона будет способствовать повышению, как активности отношений собственности, так и защите прав собственности [1, с. 122].
По мнению Михеева, в развитии экономики региона большую роль играют институциональные реформы и отраслевая политика, направленная на создание новых форм организации и кооперации труда. К таким формам относятся кластеры – группы связанных между собой отраслей, комплексы предприятий на базе территориальной концентрации. Кластер способствует улучшению кадрового обеспечения предприятий, создает инфраструктуру для научных исследований и разработок, формирует особую конфигурацию прав собственности, способствует более эффективному управлению ею. Благодаря кластеру формируется особый тип собственности – «на трансферт, перенос технологий из одной области в другую» [13]. Кластерный подход, рассматриваемый ранее автором как стратегическое направление комплексно, остается важным инструментом и при создании системы управления собственности в регионе. Алексей Михеев замечает, что кластеры эффективны в структуре управления при совершенствовании организационных структур, обеспечивая единый, технологически замкнутый процесс производства и реализации продукции: «Кластеризация не обходит стороной ни одну отрасль хозяйственной деятельности экономики страны и является стратегическим фактором устойчивого развития региональных экономик» [9, с. 34].
Эффективность кластерного подхода будет зависеть от того, насколько в регионе эффективно применяют меры прямого и косвенного государственного регулирования отношений собственности. Прямым регулированием в данном случае Михеев называет определение условий доступа тех или иных субъектов к определенным экономическим благам, наделение или признание за конкретным субъектом прав собственности. Например, ограничение прав собственности на землю между федеральным, субфедеральным и местным уровнями публичной власти; ограничение прав иностранных лиц и компаний (в том числе транснациональных) на возможности приобретения ими права собственности или конкретных общественных благ. Косвенное регулирование отношений собственности при создании кластеров подразумевает совокупность управляющих воздействий государства на поведение субъектов прав собственности с помощью налогового, финансового, экологического и иных видов государственного регулирования экономики [13].
Тем не менее, как проанализировал Михеев, несмотря на множество позитивных эффектов для развития экономики и системы управления собственностью, в регионах России не используется в достаточной степени потенциал кластеров. Алексей Михеев предлагает конкретные пути повышения эффективности использования кластерного подхода. В первую очередь, это обучение чиновничьего персонала и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода. Во вторую – создание целостного научно-методического и кадрового обеспечения процессов внедрения и развития кластеров в регионах. В третью, повышение уровней субконтракции и аутсорсинга [13]. Основную работу по пути повышения эффективности использования кластеров исследователь видит в деятельности региональных органов власти. Регионам Михеев предлагает разработать специальные программы развития кластеров, которые должны опираться на детальный анализ экономики региона с привлечением всех заинтересованных сторон. Для этого автор предлагает следующее:
- расширить научно-образовательную базу и доступ к государственным НИОКР;
- стимулировать кооперацию образования и производства в регионе и на местах;
- создать условия для развития инноваций через рост бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон;
- включить программы развития кластеров в стратегию развития региона;
- обеспечить инфраструктуры кластеров, а именно: бюджетное строительство современных автомобильных дорог, железнодорожных полотен, аэропортов, новых энергетических систем и т.п. А уже сами кластеры способны обеспечить появление нового уровня инфраструктуры в регионе.
Каковы сами механизмы формирования кластера в регионе, согласно Алексею Михееву? Первое. Это важность наличия (или создание) научных лабораторий в регионах, способных создавать новые технологии, проводить эксперименты и апробирование.
Второе. Наличие (создание) промышленно-технологических групп, осуществляющих серийное производство определенного вида товаров или группы товаров. Привлечение специалистов для их создания.
Третье. Деятельность специальных маркетинговых групп, способных анализировать рынок и обеспечить продвижение товара, сформировать устойчивый спрос.
Четвертое. Стимулирование формирования на основе научно-практического подхода особых управленческих структур, состоящих из трех советов: инвесторов, экспертов и директоров.
Пятое. Не обходит молчанием А. Михеев и конкретные возможные мероприятия властей по созданию кластеров в регионе. В числе таких мероприятий: создание условий для конструктивного диалога бизнеса и власти в регионе и на федеральном уровне, усилении кооперации и кооперативных форм, стимулирование спроса путем формирования потребительских предпочтений в регионе, поддерживание родственных секторов экономики, поиски путей получения госзаказа. А также создание благоприятных экономических, институциональных, других условий в регионе.
Шестое. Развитие системы специализированного образования с целью формирования необходимых компетенций в регионе. К сожалению, Алексей не раскрывает механизм выполнения данной задачи. Тем не менее, считаем ее едва ли не ключевой. Экономика образования в настоящее время приобретет все более ключевое значение при реализации программ управления собственностью в том числе [26]. Именно квалифицированные бакалавры и магистры могли бы ее реализовать. Для этого в регионах уже на уровне среднего и начального профессионального образования следует ввести особые программы экономического и юридического характера по обучению основам бизнеса, с практическими занятиями, с построением моделей кластеров. Подобные программы обучения, по нашему мнению, могут создаваться, в том числе в кластерных системах образования (более подробно см. Рябков О.А. – [25]).
Таким образом, как показал анализ вышеперечисленных работ А. Михеева, создание благоприятных экономических, институциональных и других условий в регионе, а также продуманная политика создания и поддержки кластеров в регионе, может стать действенным инструментом повышения конкурентоспособности как региона, так и роста экономического благосостояния страны в целом. Все вместе – это действенные инструменты обеспечения устойчивости, стабильности и экономической независимости России в условиях глобализации и роста ТНК.
1. Михеев А.А. Управление региональной собственностью и приватизация в России [Текст] / А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2017.
2. Михеев А.А. Управление региональной собственностью в России [Текст] / А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2017.
3. Михеев А.А. Власть и государственно-частное партнерство в фокусе российских приватизационных практик [Текст] / А.А. Михеев // Власть. - 2016. - № 3. - С. 110-124.
4. Михеев А.А., Ваганов Д.А. Долгосрочные программы развития компаний с государственным участием: предварительные итоги разработки стратегических документов с применением ключевых показателей эффективности [Текст] / А.А. Михеев, Д.А. Ваганов // Журнал новой экономической ассоциации. - 2015. - № 1 (25). - С. 190-197.
5. Михеев А.А. Корректировка подходов к распоряжению госимуществом как один из резервов модернизации экономики России в условиях кризиса [Текст] / А.А. Михеев // Российское предпринимательство. -2015. - Т. 16. - № 9. - С. 1229-1258.
6. Михеев А.А. Долгосрочная мотивация членов органов управления в компаниях с государственным участием [Текст] / А.А. Михеев // Акционерное общество: Вопросы корпоративного управления. - 2015. - № 9. - С. 60.
7. Михеев А.А. Критерии определения способа приватизации государственной собственности в контексте специфики сделок по приватизации крупнейших компаний с государственным участием [Текст] / А.А. Михеев // Журнал новой экономической ассоциации. 2015. - № 1 (25). - С. 197-204.
8. Михеев А.А. Социальные проблемы урбанизации и сити-менеджмент на этапе постмодерна [Текст] / А.А. Михеев // Право и управление. XXI век. - 2015. - № 2 (35). - С. 73-78.
9. Меткин Н.П., Михеев А.А. Индустриальный кластер как инструмент стратегического управления отраслью [Текст] / Н.П. Меткин, А.А. Михеев // Право и управление. XXI век. - 2014. - № 1 (30). - С. 34-40.
10. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки [Текст] / А.А. Михеев // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3. - С. 355.
11. Михеев А.А. Экономико-правовые особенности приватизации муниципальных унитарных предприятий [Текст] / А.А. Михеев // Современные тенденции развития экономики, управления и права: сборник материалов Международной научной конференции. научный редактор: Е.В. Колесникова. - 2013. - С. 152-159.
12. Михеев А.А. Привлечение инвестиций как стратегическая функция развития муниципальных образований [Текст] / А.А. Михеев // Государство, власть, управление и право: история и современность: Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор: Омельченко Н.А. Редактор: Соколов Н.Н. - 2013. - С. 104-110.
13. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки [Текст] / А.А. Михеев // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 3. - С. 355.
14. Михеев А.А. Методология управления собственностью в экономической системе региона [Текст]: автореф. дис. д-ра экон.наук / А.А. Михеев. - СПб. Санкт-Петербургский государственно-экономический ун-т, 2009.
15. Михеев А.А. Структура и принципы формирования системы мониторинга региональной собственности [Текст] / А.А. Михеев // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2009. - № 1 (28). - С. 312-315.
16. Михеев А.А. Функции системы управления собственностью в регионе [Текст] / А.А. Михеев // Современный менеджмент: проблемы и перспективы III научно-практическая конференция: тезисы докладов. 2008. - С. 368-373.
17. Михеев А.А. Эффективное управление собственностью как фактор экономического роста региона [Текст] / А.А. Михеев //Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области - Петербургскому экономическому форуму 2008 года : сб. научных статей. отв. за вып. А. Н. Асаул. Санкт-Петербург, 2008. - С. 23-27.
18. Михеев А.А. Об оценке эффективности управления собственностью в регионе [Текст] / А.А. Михеев // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции межвуз. сб. науч. тр.. Юж.-Урал. гос. ун-т, С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т, Урал. ин-т оценки и маркетинга. Санкт-Петербург, 2008. - С. 301-304.
19. Михеев А.А., Максимов С.Н. Принципы формирования эффективной системы управления в регионе [Текст] / А.А. Михеев, С.Н. Максимов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2008. - № 1 (20). - С. 64-67.
20. Михеев А.А.Государственная корпорация как инструмент региональной экономической политики [Текст] / А.А. Михеев // Экономика и управление. - 2008. - № 6. - С. 125-129.
21. Михеев А.А. О методах управления государственным имуществом региона [Текст] / А.А. Михеев // Управление социально-экономическим развитием региона: сб. научных трудов. Федеральное агентство по образованию. Санкт-Петербург, 2007. - С. 174-178.
22. Михеев А.А. Приватизация государственных муниципальных предприятий ЖКХ [Текст] / А.А. Михеев // Социально-экономические проблемы регионального развития: сб. научных трудов профессорско-преподавательского состава факультета региональной экономики и управления. Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет». Санкт-Петербург, 2006. - С. 257-265.
23. Михеев А.А. Цели управления государственной собственностью [Текст] /А.А. Михеев //Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2006. - № 4 (13). - С. 386-390.
24. Михеев А.А. Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика [Текст]: дис. канд.экон.наук / А.А. Михеев. - М., 2003.
25. Рябков О.А. Кластерный подход к управлению образовательными некоммерческими организациями и оценка его эффективности / О.А. Рябков // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. - 2015. - №4. - С. 93-98.
26. Титова Е.Н. Экономика образования / Е.Н. Титова // Журнал экономических исследований. - 2016. - Т. 2. - № 2. - С. 1.