ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена рецензия на учебное пособие Е.Н. Титовой «Педагогическая система формирования гражданственности студентов в учебном процессе педагогического ВУЗа», обоснована актуальность данной темы в совокупности других исследований автора по проблеме, исследуются составные элементы системы формирования гражданственности в учебном процессе педагогического ВУЗа. Сформулированы условия реализации практикоориентированного подхода в воспитании личности.

Ключевые слова:
гражданственность, формирование гражданственности, воспитание личности, система.
Текст

               Вариативность возникновения, развития и проявления формирующегося государственно-общественного механизма России побуждает ее социальные институты к поиску инновационного и в то же время традиционного обновления форм, средств и методов соотнесения традиционных концепций и моделей самореализации специалиста с возникающими способами обеспечения необходимого личностного и профессионального результата. В этом процессе значительную роль играет нормативная позиция личности, выражающаяся в интегративной характеристике поведения человека – гражданственности. Наличие гражданственности  в самореализации человека – свидетельство сформированности его мировоззрения, умений, способностей, что является неотъемлемой чертой ментальности России. Именно это позволяет определить социально-педагогический аспект актуальности избранной темы. Автор данной темой занимается давно, имеет ряд исследований по ней [1, 3, 6, 8, 9]. Так или иначе, соотносятся с данным направлением и другие работы исследователя по педагогике [2,4,7].

          В пособии Е. Титова аргументировано ставит проблему, акцентирует внимание на том факте, что студенческий возраст – период активного формирования личности, осознания себя гражданином страны, поэтому назрела необходимость определения теоретико-педагогических и практических подходов к формированию гражданственности студентов, раскрытия перспектив и нахождения необходимых форм работы. Автор обосновывает принципы воспитания студентов в современных условиях [5, c. 7–8], раскрывает знания и умения, необходимые педагогу для формирования гражданственности студентов [там же, с. 8–11]. Репрезентативность научно-методического исследования взаимосвязана с методологической позицией автора, которая создает возможность глубокого теоретико-практического анализа проблемы, ее объективности.

       Достаточно полно представлены в пособии пути и методы формирования гражданственности в учебном пособии педагогического ВУЗа (гл. 2). В качестве возможного решения проблемы указаны:

– педагогически целесообразный отбор содержания учебных дисциплин в воспитательных целях;

– междисциплинарная интеграция в процессе формирования гражданственности студентов;

– использование активных форм обучения;

–  формирование гражданской активности и ответственности.

         Согласны с автором, что в процессе гражданского воспитания студентов и формирования гражданственности является важным препятствием недостаточная воспитательная направленность учебных дисциплин, особенно естественного и профессионально-технического цикла (а подобную направленность можно обусловить в любой учебной дисциплине).  Е.Н. Титова отмечает, что «в содержании учебных программ сегодня слабо представле­ны вопросы формирования мировоззренческих идей, играющих важную роль в развитии гражданского мышления»  [5, c. 10]. Справедливо, что воспитатель­ный материал не выделен в заданиях, поэтому не только студент, но и преподаватель не могут обозначить идеи, которые являются сквозными для всех предметов. Поскольку все дисциплины вносят вклад в решение задач формирования гражданственности, необхо­димо, чтобы мировоззренческие идеи были четко сформулирова­ны по каждой теме занятия каждой дисциплины. Лучшим путем для этого является долгосрочное планирование воспитательной деятельности, а одним из важнейших условий его эффективности – взаимосвязь планов вуза с планом.

      В вопросах междисциплинарной интеграции Титова предлагает: изучение одного и того же объекта в разных учебных дисциплинах, стремясь в данном случае к всестороннему изучению предметов и явлений, познанию их взаимосвязей; использование одного и того же научного метода в разных учебных дисциплинах (например, метод научного поиска и т.д.); использование одной и той же теории, концепции в разных учебных дисциплинах [5, c. 13].  

         Активные формы обучения, пожалуй, наиболее действенные способы и методы формирования гражданственности студентов в учебном процессе педагогического ВУЗа, обоснованные автором, потому что, если ставить цели творческого развития личности гражданина и специалиста, нужно предоставить ему реальные возможности гражданской инициативы в обучении и внеучебном процессе, равное право с преподавателем на иницитиавность, в том числе в целеполагании. В обосновании активных форм обучения в процессе формирования гражданственности личности студента, Титова опиралась на выводы А. Вербицкого о том, то «гражданский облик, убеждения и знания студента во многом определяются тем, в какие формы отливается его актив­ность, что он делает с содержанием обучения, интегрированным с исследовательской и практической деятельностью. Очевидно, что гуманистические условия обучения, демократические отношения ме­жду преподавателями и студентами, творческая обстановка межлич­ностного взаимоотношения и общения “производят” один тип личности, а авторитарно-бюрократическая технология “передачи” информации – существенно иной» [10, с. 67]. Титова обосновывает, что формирование гражданственности студентов педагогического вуза будет эффективным, если в учебном процессе используются следующие активные формы обучения:

  • лекции проблемного характера, лекции-визуализации;
  • лек­ции вдвоем, лекции с заранее запланированными ошибками;
  • семинарские занятия по принципу «круглого стола»;
  • семинары-дискуссии, семинары с использованием элементов «мозгового штурма», семинары-исследования;
  • деловые игры, ролевые и управленческие игры [5,c.13–14].

В процессе формирования гражданской активности и ответственности Титова обращает внимание на роль в этом коллектива, так как вопрос об отношениях личности и коллектива в условиях продвижения к гражданскому обществу является основным [5, c. 16]. «Научить студента демократическому общению в коллективе – значит научить его сосуществованию в гражданском обществе, основанном на участии всех его членов в формировании государ­ственной политики, преодолении конфронтации между отдельными группами и объединениями», – обозначает автор [5,c. 17].

       Выводы автора, по итогам работы, адекватны содержанию и цели. Принципиальным, по нашему мнению, является положение о том, что формирование гражданственности – процесс многоуровневый, в котором необходимо учитывать принцип единства взглядов, убеждений, поведения, а также определенную специфику, обусловленную длительностью, значительной вариативностью и неопределенностью результатов, являющихся следствием выявленных субъективных и объективных факторов социального характера.

 

Список литературы

1. Титова Е.Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического ВУЗа [Текст]: дис.канд.пед.наук / Е.Н. Титова. - Тула, 2000.

2. Титова Е.Н. Экономика образования [Текст] / Е.Н. Титова // Журнал экономических исследований. - 2016. - Т. 2. - № 2. - С. 1.

3. Титова Е.Н. Современные направления формирования профессиональной компетенции обучающихся в образовательной среде ВУЗа правоохранительных органов [Текст] / Е.Н. Титова // Журнал юридических исследований. - 2016. - Т. 1. - № 2. - С. 11.

4. Титова Е.Н. Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы [Текст] / Е.Н. Титова // Журнал экономических исследований. - 2016. - Т. 2. - № 1. - С. 4.

5. Титова Е.Н. Педагогическая система формирования гражданственности студентов в учебном процессе педагогического ВУЗа [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Титова. - М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2016. Том 0.

6. Титова Е.Н. Становление гражданского мышления и гражданской позиции студентов средствами гуманитарных дисциплин в ВУЗе [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Титова. - М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2016. Том 0.

7. Титова Е.Н. Задачи курса социальной коммуникации в ВУЗе [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Титова // Журнал педагогических исследований. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 2.

8. Титова Е.Н. Междисциплинарные исследования личности в социологии: сравнительный анализ [Текст] / Е.Н. Титова // Журнал социологических исследований. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 5.

9. Титова Е.Н. Структура гражданственности как интегрального социального качества личности [Текст] / Е.Н. Титова // Журнал социологических исследований. - 2017. - Т. 2. - № 2. - С. 1-8.

10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе Текст / А.А. Вербицкий. - М.: Высш.шк., 1991.

Войти или Создать
* Забыли пароль?