Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Россия
Статья посвящена анализу профессионального самочувствия академических профессионалов, во многом определяющему инновационный потенциал высококвалифицированного персонала высшей школы. Трансформация академической среды, превращение преподавателей в обычных наемных работников меняет для них цель и мотивацию профессиональной деятельности. Вместе с тем выбор той или иной стратегии поведения академического профессионала зависит от накопленных запасов человеческого и социального капитала, от ресурсных возможностей возрастных когорт. Выводы опираются на данные эмпирического исследования в стиле кейс-стади процессов, происходящих на региональном академическом рынке труда, на анализ ресурсов и профессиональных перспектив молодых преподавателей и «возрастных» профессоров. Анализ данных локального социологического исследования профессионального самочувствия преподавателей Уральского федерального университета позволил сделать вывод о том, что под влиянием изменений академической среды профессиональная идентичность молодых преподавателей не может полностью сформироваться, поскольку отсутствуют единство в представлениях о целях профессии преподавателя, слабеет профессиональная преемственность ценностно-нормативных особенностей способа жизни и деятельности в науке.
академические профессионалы, профессиональное самочувствие, поколенческий анализ, адаптационные ресурсы.
Статья подготовлена в рамках гранта № 1801100907, поддержанного РФФИ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Исследование проблем несоответствия структуры спроса и предложения на российском рынке труда, дефицита квалификаций у выпускников университета остается одной из тем, активно обсуждаемых социологами, экономистами и политиками. Нередко одной из причин сложившейся ситуации называется неспособность вузовского образовательного сообщества быстро перестроиться в ответ на вызовы внешней среды, его инерционность и в определенной степени консерватизм, медлительность в переходе на новые образовательные технологии. В университетской среде бурно обсуждаются и опровергаются подобные претензии, выдвигается немало справедливых
возражений и обоснованных аргументов в защиту профессионального сообщества [1]. Внедрение регламентов уровневой системы, существенно увеличивающее нагрузку преподавателя в области учебнометодического обеспечения своего предмета, не всегда связано с содержательными изменениями читаемых дисциплин. Создание новых УМК (учебнометодических комплексов) часто превращается в формальный, бумажный процесс, не имеющий никакого отношения к качеству обучения. Превращение преподавателей вуза в наемных работников производства образовательных услуг призвано повысить экономическую эффективность учреждений высшего профессионального образования. В результате трудовые отношения в российских вузах становятся похожими на отношения в коммерческих организациях. Выстраивание системы внешнего оценивания труда преподавателей («эффективный контракт») вряд ли сможет заменить существующие и проверенные годами формы оценки, такие как академические стандарты поведения и репутационные механизмы контроля [2]. Изменение условий работы на академическом рынке труда предъявляет новые требования к педагогу высшей школы, направляя его на постоянное повышение показателей научной деятельности, учет потребностей работодателей и рынка труда в подготовке будущих специалистов. Как реагируют преподаватели университета на изменившиеся условия профессиональной деятельности, готовы ли они принять изменившиеся правила и новые профессиональные стандарты труда? Предметом нашего особого внимания стали молодые (до 36 лет) преподаватели университета, их оценки происходящих процессов, самооценки ресурсов и профессиональных перспектив. Внимание к этой целевой группе не случайно, ибо при оценке эффективности деятельности университета одним из значимых показателей выступает профессиональный уровень молодых преподавателей до 36 лет. Многие вузы утратили свои ведущие позиции из-за острой нехватки в вузах молодых талантливых преподавателей. Именно эта категория педагогов высшей школы будет формировать облик будущего университета. Наряду с этим не менее важно отслеживать изменение системы мотивации «возрастных» профессоров, которые ведут активную работу по подготовке молодых специалистов, определяя во многом сегодняшнее состояние организационной культуры университета.
1. Воспроизводство инженерных кадров: вызовы нового времени / Под ред. Л.Н. Банниковой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 364 с.
2. Курбатова М.В., Каган Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Журнал институциональных исследований. - 2016. - T. 8. - № 3. - С. 116-136.
3. Балацкий Е.В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. - 2015. - № 4. - С. 72-98.
4. Evans L. University professors as academic leaders: Professorial leadership development needs and provision // Educational Management Administration & Leadership. Том: 45. Выпуск: 1. JAN 2017. С. 123-140. doi.org/10.1177/1741143215578449
5. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992-2012 // Форсайт. - 2013. - T. 7. - № 3. - С. 38-47.
6. Фадеева И.М., Федосеева М.В. Самочувствие преподавателя в обществе, вузе//Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2015. - № 6. - С. 153-163.
7. Контракты в академическом мире: сб. стат. / науч. ред. М.М. Юдкевич. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 391 с.
8. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета //Вопросы образования. - 2017. - № 1. - С. 88-111.
9. Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателя вуза в условиях реформирования системы высшего образования в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 80-87.
10. Коровицина Н.В. С Россией и без нее: Восточноевропейский путь развития:социокультурные контуры. - М.: Изд-во: Эксмо, 2003. - 288 с.
11. Петрова Л.Е. Молодые взрослые: типология стратегий совладания с жизненными трудностями // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2006. - №2(57). - С. 208-211. - (Социально-гуманитарные науки).
12. Чернова Ж.В. Гендерный анализ семейной политики в современной России: особенности и тенденции: автореф. дис. … д-ра социол. наук. - Саратов, 2013. - 39 с.
13. Индикаторы образования. Официальный бюллетень Федеральной службы государственной статистики и ВШЭ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 (дата обращения: 25.03.2018)