Сургут, Россия
В статье представлены основные вызовы современности относительно перспектив рынка труда. Определены направления переориентации потребностей рынка труда на универсальные компетенции. Описана предложенная«Бостонской консалтинговой группой» целевая модель компетенций 2025. Определена роль softskills в целевой модели компетенций. Поддержан вывод о том, что системный подход к развитию человеческого капитала, системы переквалификации и переобучения, переход в логику управления талантами, а не кадрами. В статье представлена информация о запуске Агентством стратегических инициатив (АСИ) в России онлайн-платформы «Университет НТИ 20.35», задачей которой станет подготовка кадров для цифровой экономики. В процессе подготовки выпускников планируется формирование двух кластеров компетенций: кластера softskills и сквозных технологий. В статье проанализированы компетенции, оцениваемые в процессе проведения конкурса «Лидеры России» (вновь подчеркнута доминирующая роль softskills). В статье представлены концептуальные основы инженерного образования CDIO с точки зрения развития softskills. Представлено авторское видение интеграции hardskills и softskills при обучении студентов инженерных направлений в СурГУ для подготовки конкурентоспособных выпускников.
тренды рынка труда, технологические тренды, целевая модель компетенций 2025, softskills, hardskills, экономика знаний, компетенции выпускников инженерных направлений, CDIO.
Темпы научно-технического прогресса таковы, что мир изменяется и преображается буквально на глазах. Рынок труда нуждается в адаптивном, гибком, готовом к изменениям персонале. Необходимость формирования и развития soft skills (мягких навыков) для того, чтобы быть достойным конкурентом на рынке труда и быстро адаптироваться к происходящим изменениям, уже совершено очевидна [1]. Все большее проникновение компьютерных решений будет вести к переориентации потребностей рынка труда на универсальные «компетенции XXI века», которые не смогут компенсировать цифровые технологии [3]. 15 марта 2018 г. Председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф во время лекции «Технологические тренды», в рамках деловой программы форума «Россия — страна возможностей», рассказал о главных вызовах, которые уже в ближайшие годы будут стоять перед страной, обществом, организациями и каждым человеком. Он рассказал, что в настоящее время уже состоялся переход от информационной эпохи к цифровой. Это приводит к развитию новых бизнес-моделей и новых типов организаций. Он также отметил, что в стране есть гигантская конкуренция за квалифицированные кадры, которая будет обостряться и большинство компаний одним из главных своих ограничений назовут проблему кадрового дефицита. Греф назвал три компетенции, которыми должен обладать человек, чтобы стать «мечтой работодателя»:
1) наличие воображения и креативности;
2) абсолютно развитое системное мышление (что зачастую противоречит воображению и креативности);
3) мастерством исполнения (еще реже сочетается с первым и вторым).
При этом было отмечено, что в процентном соотношении персонал, обладающий данными компетенциями, составляет 0,04% от общего количества персонала, и найти его чрезвычайно тяжело. По мнению Г. Грефа человек, который обладает этими тремя компетенциями, является мечтой любого работодателя.
Совсем недавно, в октябре 2017 г., «Бостонской консалтинговой группой» (The Boston Consulting Group), которая является международной компанией, специализирующейся на управленческом консалтинге и ведущим консультантом по вопросам стратегии бизнеса и имеет глобальную сеть из более чем 90 офисов в 50 странах, были представлены результаты исследования «Россия 2025: от кадров к талантам» [3]. Эксперты обращают внимание, что Россия находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, к которой принадлежат такие страны-лидеры, как Япония, США, Германия, Сингапур. Для экономики знаний характерны:
1. высокий уровень дохода,
2. развитая цифровая экономика,
3. стареющее образованное население,
4. высокий индекс человеческого развития
5. высокая доля человеческих ресурсов категории «знание» (более 25%, а это один из ключевых показателей конкурентоспособности страны).
«Россия должна и осуществить переход от искусственного баланса занятости, существующего сегодня, к балансу компетенций», — говорится в исследовании «Россия 2025: от кадров к талантам» [3]. Вызывает интерес и представленные в исследовании результаты датского ученого Йенса Расмуссена, который условно разделил всех занятых в экономике на три категории — «Умение», «Правило» и «Знание».
1. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2017. - Т. 6. - №. 1. - С. 53-58.
2. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hardskills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2017. - Т. 9. - № 1. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf
3. Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А., Занина Е., Ломп С., Руденко В., Топольская Е. Россия 2025: от кадров к талантам. - URL: http://image-src.bcg.com/Images/Skills_Outline_web_tcm27-175469.pdf (дата обращения: 21.11.2017).
4. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика : монография. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 292 с. - (Научная мысль).
5. Спасибо прогрессу. Подсчитано, сколько россиян вскоре потеряют работу [Электронный ресурс]. - URL: https://veritas4.livejournal.com/1260347.html (дата обращения: 21.02.2018)
6. Кречетова А. Виртуальный университет. Почему государство выделяет 2 млрд рублей АСИ на онлайн-обучение [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forbes.ru/ tehnologii/352445-virtualnyy-universitet-pochemu-gosudarstvovydelyaet-2-mlrd-rubley-asi-na-onlayn (дата обращения: 28.11.2017
7. Блохина М. Лидеры России. [Электронный ресурс]. - URL: http://лидерыроссии.рф/ (дата обращения: 22.12.2017)
8. Чучалин А.И. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 20-29.
9. Запевалов А.В., Запевалова Л.Ю. Возможности развития системы инженерного-технического образования // Вестник кибернетики. - 2016. - № 1. - С. 74-77.
10. История CDIO [Электронный ресурс]. - URL: http://cdiorussia.ru/history/ (дата обращения: 25.03.2018)
11. Международный семинар по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDIO»: Материалы для участников семинара / Пер. С.В. Шикалова; под ред. Н.М. Золотаревой и А.Ю. Умарова. - М.: Изд. Дом МИСиС, 2011. - 60 с.
12. CDIO - современный подход к инженерному образованию [Электронный ресурс]. - URL: http://icmim.sfu-kras.ru/cdio (дата обращения: 25.03.2018)
13. Гусев Д.Г. Новый стандарт инженерного образования// Сборник трудов участников III Всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование и инновационное развитие» // Под редакцией проф. А.Н. Царькова и проф. И.А. Бугакова. - Серпухов: МОУ «ИИФ», 2013. - 850 с. - С. 32-34.
14. Богдан Е.С., Чуланова О.Л. Исследование компетенций конкурентоспособного выпускника вуза на рынке труда региона: проблемы, тенденции, задачи // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2016. - Т. 8. - № 6. - http://naukovedenie.ru/PDF/31EVN616.pdf