Красноярский край, Россия
Красноярск, Красноярский край, Россия
Крансоярск, Красноярский край, Россия
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 44.07.01 Образование и педагогические науки
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
ТБК 366 Высшее образование
Проанализирована педагогическая и психологическая литература по исследуемой проблеме, определено понятийное поле исследования, структура и содержание социальной зрелости студентов; экспериментальным путем выявлены различия и особенности социальной зрелости студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и без как по интегральному показателю, так и по отдельным компонентам, относящимся к феномену «социально-психологическая зрелость».
вузовская подготовка, социальная зрелость, студенты без ограничений здоровья, студенты с ОВЗ.
Получение высшего образования любого направления подготовки предполагает формирование у обучающегося осознанной мотивации готовности к саморазвитию, формированию компетентностей. Это возможно при осознании студентом социальной значимости будущей профессии и профессиональной деятельности. Несмотря на многообразие подходов к рассмотрению заявленной проблемы, к настоящему времени недостаточно изученными остаются вопросы развития социальной зрелости будущих специалистов в социокультурной среде вуза. Понятие зрелости исследуется в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна. Авторы рассматривают зрелость личности как присвоение общественной сущности, степень овладения «социальным опытом действий, осознанием себя в обществе, видением себя в других людях, готовностью к ответственному действию в окружающем мире» [5]. Зрелой личности свойственно не только приспосабливаться к любой среде, но и активно формировать среду в соответствии со своей индивидуальностью. Б.Г. Ананьев назвал ее собственной средой развития. Понятие «зрелость» определяется как состояние, к которому приходит организм в конце определенного периода своего развития, а также достаточно продолжительный период в жизни человека, характеризующийся тенденцией к достижению высшего развития таких способностей личности, как духовные, интеллектуальные и физические. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны [8]. С.И. Змеев отмечает, что зрелость личности характеризует широкой системной особенностью связей в мире, высоким уровнем иерархизированности мотивов в различных сферах деятельности [2]. А.А. Бодалев считает, что вершиной зрелости является реализация сущностных человеческих сил — социальных, ментальных, нравственных, иногда характерологических и профессиональных проявлений [1].
Анализ теоретических исследований категории «зрелость» Г.С. Сухобская выделяет следующие характеристики зрелой личности:
ответственность;
умение применять приобретенный в течение жизни опыт построения конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми;
способность к активной жизни в обществе, эффективному использованию своих знаний и способностей;
заботу об окружающих людях [5, 7].
Феномен социальной зрелости личности проявляется в ее ценностях, целях, жизненных смыслах, в отношении к ценностям и целям развития общества и цивилизации. Социальная зрелость может трактоваться как достаточно высокий уровень освоения человеком норм и ценностей для эффективной реализации основных социальных ролей и функций. Существуют различные авторские подходы к определению понятия социальной зрелости.
1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
2. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.
3. Каменева Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. - Оренбург, 2004. - 184 с.
4. Каменева Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, гос. ун-т, 2004. - 184 с.
5. Орлова В.В. Социальная зрелость молодежи: социально-психологический аспект // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2009. - № 5. - С. 124-125.
6. Руднева И.А. Практико-ориентированные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2011. - 205 с.
7. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Психология обучения. - 2004. - № 4. - С. 17-20.
8. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. - 734 с.
9. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 219 с.