История развития менеджмента как науки в 1940-е годы и ее значение для решения современных проблем управления
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены основные научные положения школы эмпирического (прагматического) управления как базовой основы развития менеджмента в 1940-е годы. Описано развитие прикладного менеджмента в 1940-е годы, осуществлявшееся под влиянием быстрого экономического развития в рамках IV-го технологического уклада, по следующим основным направлениям: менеджмент организации, производственный менеджмент, инновационный менеджмент, логистика, стратегический менеджмент, управление качеством, управление персоналом, финансовый менеджмент. Впервые показано, что с учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева, следует ожидать, что черты концепции эмпирического или прагматического управления, получившей развитие в 1940-е годы, проявятся в концепции менеджмента 2040-х годов в условиях интенсивного роста экономической активности в рамках развития VI-го технологического уклада.

Ключевые слова:
история развития, менеджмент, науки, 1940-е годы и ее значение для решения современных проблем управления.
Текст

Истории развития менеджмента посвящено достаточно большое количество научных работ, включая труды Адизеса И. [1], Бочкарева А., Кондратьева В., Красновой В., Матвеевой А., Привалова А., Хорошавиной Н. [2], Вершигоры Е.Е. [3], Виханского О.С., Наумова А.И. [4], Глухова В.В. [5], Грейсона Джексона К., О’Делл Карлы [6], Клока К., Голдсмита Дж. [7], Короткова Э.М. [8], Кравченко А.И. [9], Мамаевой Т.П. [10], Мескона М.Х., Альберта М., Хедоури Ф. [11], Минза Г. [12], Семеновой И.И. [13] и др.

В истории развития менеджмента в ХХ в. одним из наиболее слабо освещенных в научной литературе является период 1940-х годов.

Вслед за школами человеческих отношений [14] и поведенческих наук [15], сформировавшихся в 1930-е годы, во многих изданиях сразу следует повествование о школе количественного подхода, сформировавшегося в 1950-е годы.

Основу школы эмпирического (прагматического) управления, получившей распространение в 1940-е годы, составил подход, базирующийся на изучении и последующем распространении (тиражировании) передового практического опыта управления компаниями (предприятиями, организациями).

Считается, что появление эмпирической (прагматической) школы управления – это результат эффек­тивного синтеза положений классической школы научного управления [16] и школы чело­веческих отношений [14].

Школа эмпирического (прагматического) управления формировалась на основе исследования результатов эффективного управления как промышленных компаний (в первую очередь, военно-промышленных), так и военных организаций. Ведь 1940-е годы – это период Второй мировой войны, в первую очередь, Великой Отечественной войны.

Яркими представителями школы эмпирического (прагматического) управления являются Э. Дейл, П. Друкер, Р. Дэвис, Д. Миллер, Л. Ньюмен, Э. Петерсон, Э. Плоумен, Г. Саймон, А. Чандл.

Школа эмпирического (прагматического) управления рассматривает менеджмент в широком и узком смысле.

В широком смысле менеджмент рассматривается как социальная технология формирования группы людей, которая должна иметь свою систему менеджмента. Основатели школы эмпирического (прагматического) управления Э. Петерсона и Э. Плоумена в книге «Организация бизнеса и менеджмент» рассматривали менеджмент как психологический процесс осуществления руководства подчиненными (путем принятия на себя власти, распределения обязанностей и установления подотчетности за все действия людей в данной организации), посредством которого удовлетворяются главные человеческие потребности – экономические и социальные.

В узком смысле менеджмент в школе эмпирического (прагматического) управления рассматривается как технологии реализации принципов управления предприятием (организацией), направленные на повышение его деятельности через:

– дивергенцию целей деятельности как выявление расхождения между желаемым и действительным результатом;

– решение проблем координации усилий в процессе управления;

– реализацию технологий разрешения конфликтов;

- формирования организационной культуры;

– определение зон ответственности отдельных сотрудников и их коллективов;

– обеспечение самоидентификации работников.

Развитие школы эмпирического (прагматического) управления позволило сформулировать следующие основные принципы менеджмента, активно используемые в современных условиях:

– принцип универсальности содержания менеджмента для разных стран, но с учетом национальных традиций, исторического наследия культурных ценностей;

– принцип рассмотрения в центре внимания менеджмента человека (сотрудника), направляющего (при помощи комплекса инструментов мотивации) свои усилия на повышение эффективности сво­ей деятельности в интересах достижения целей организации;

– принцип направления деятельности всех сотрудников на достижение общих целей развития организации;

– принцип постоянного развития профессиональных способностей сотрудников организации при одновременном адекватном удовлетворении их потребностей;

– принцип ответственности каждого сотрудника организации за поручен­ную работу;

– принцип обеспечения коммуникационных связей между работниками;

– принцип комплексной оценки эффективности деятельности предприятия, подразумевающий использование большого количества способов и средств оценки;

– принцип оценки результатов деятельности предприятия по внешним объективным рыночным результатам, а не по внутренним субъективным.

Развитие прикладных направлений менеджмента в 1940-е годы происходило под влиянием школы человеческих отношений, школы поведенческих наук и школы эмпирического (прагматического) управления.

В авторской интерпретации это концепция эмпирического или прагматического управления (табл. 1).

 

 

 

 

Таблица 1

Концепции современного менеджмента, сменяющие друг друга с периодичностью циклов К. Жугляра

Период времени в соответствии с циклом К. Жугляра

Концепция менеджмента

Центр фокусировки

концепции

1900-е гг.

Концепция научного управления

Цех предприятия

1910-е гг.

Развитие концепции научного управления

Производственная линия предприятия

1920-е гг.

Концепция административного управления

Предприятие как автономная система

1930-е гг.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений

Человеческие отношения в организации

1940-е гг.

Концепция

эмпирического или прагматического управления

Система управления предприятием

1950-е гг.

Концепция системного подхода

Предприятие как система, являющаяся подсистемой внешней среды

1960-е гг.

Концепция поведенческого подхода

Цикл функций управления предприятием

1970-е гг.

Концепция ситуационного подхода

Адаптивные методы управления предприятием

1980-е гг.

Концепция культуры управления

Культура управления предприятием

1990-е гг.

Концепция инновационного подхода

Инновационная деятельность предприятия

2000-е гг.

Концепция управления по целям

Иерархическая детализация общих целей предприятия до уровня компетенции конкретных руководителей 

2010-е гг.

Концепция информационных технологий

Системы управления предприятием на базе информационных технологий

 

 

 

Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1940-е годы приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1940-е годы

 

 

 

 

Направление прикладного менеджмента

Характеристика развиваемых положений концепции эмпирического или прагматического управления

1

Менеджмент организации

Базируется на практическом опыте внедрения эффективных образцов управления

2

Производственный менеджмент

Реализация концепции прагматического управления в производственных организациях на основе использования следующих достижений [17]:

– возможности, благодаря созданию Дж.  Атанасовым и К. Берри первого цифрового компьютера, многовариантного решения сложных задач производственно-хозяйственной деятельности, которые ранее в силу их громоздкости не могли быть эффективно разрешены;

– практическое объединение идей Г. Форда и Ч.  Соренсона по использованию взаимозаменяемости деталей и создания сборочных подлиний, дополненных концептуальным решением координации (синхронизации) этих подлиний в сборочной производственной линии;

– технологии статистического отбора выборок образцов продукции при контроле качества процессов «контрольные карты» У. Шухарта, позволяющей анализировать требования к технологии изготовления, обусловленные спецификациями продукции и установленными допусками к значениям ее параметров;

– технологий механообработки и сборки Каценбогена Б.Я. на переменно-поточных (синхронизированных и несинхронизированных) производственных линиях;

– технологии микроэлементного нормирования труда Мейнарда Г.Б., Иоффе В.И.

3

Инновационный менеджмент

Реализация концепции прагматического управления в инновационном менеджменте на основе технологий линейных моделей развития производства с учетом реализации инновационных процессов Дж.С. Макларена [17]

4

Логистика

Фрагментарные проявления логистики на рынке продавца. Развитие внутрипроизводственной логистики в рамках развития теории переменно-поточных линий механообработки и сборки, обеспечиваемые системой микроэлементного нормирования труда [18]

5

Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент базировался на регулярном обсуждении высшим руководством компании планов развития компании с учетом лучших (наиболее эффективных) практик прагматического управления. Основным инструментом управления оставалось бюджетирование, когда при фокусировке на внутренние проблемы развития в рамках ежегодных планов осуществлялось распределение ресурсов по основным производственно-хозяйственным функциям: снабжение, производство, НИОКР. Исключение составляло долгосрочное планирование стратегических ресурсов в годы Второй мировой войны

6

Управление качеством

Базируется на теории планирования экспериментов, которая предполагает составление планов испытаний, которые, с одной стороны, обладали бы достаточно высокой информативностью и однородностью результатов, а, с другой стороны, не были бы слишком громоздкими и обеспечивали бы малую трудоемкость при испытаниях и последующих расчетах [19]

7

Управление персоналом

Организация пенсионного обеспечения работников как гарантия их экономической и социальной безопасности [20]

8

Финансовый менеджмент

Развитие методов улучшения управления финансовыми активами.

 

            Таким образом, развитие прикладного менеджмента в 1940-е годы осуществлялось под влиянием быстрого экономического развития в рамках IV-го технологического уклада в основном по следующим направлениям: менеджмент организации, производственный менеджмент, инновационный менеджмент, логистика, стратегический менеджмент, управление качеством, управление персоналом, финансовый менеджмент.

Относительно быстрый, приближающийся к пику рост экономической активности при этом сопровождался отслеживанием и закреплением в деятельности лучших практик управления, прошедших проверку эмпирикой.

С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева, следует ожидать, что черты концепции эмпирического или прагматического управления, получившей развитие в 1940-е годы, проявятся в концепции менеджмента 2040-х годов в условиях интенсивного роста экономической активности в рамках развития VI-го технологического уклада (рис. 1).

Рис. 1. Концепции менеджмента, коррелирующие в рамках циклов Н.Д. Кондратьева с концепцией прагматического (эмпирического) управления 1940-х годов

Список литературы

1. Адизес И. Как преодолеть кризис менеджмента. - М.: СПб: Best Business Boоks, 2007. - 286 c.

2. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. Под ред. В.В. Кондратьева. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2008. - 976 с.

3. Вершигора Е.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 283 с.

4. Виханский О.С., Наумов Л.И. Менеджмент. - М.: Экономисть, 2006. - 670 с.

5. Глухов В.В. Менеджмент. - М.: СПб: Питер; Издание 3-е, 2008. - 608 c.

6. Грейсон Джексон К., О’Делл Карла. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991. - 319 c.

7. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. - СПб.: Питер, 2004. - 368 с.

8. История менеджмента. Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 240 с.

9. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Академический Проект, Трикста, 2009. - 560 c.

10. Мамаева Т.П. История менеджмента. Национальные модели менеджмента и их истоки. - М.: ООО "ТНТ", 2011. - 248 c.

11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - 3-е изд. / Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2012. - 672 с.

12. Минз Г. Деньги и власть. История бизнеса. - М.: Аналитика, 2002. - 256 c.

13. Семенова И.И. История менеджмента. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 200 c.

14. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Влияние научной школы человеческих отношений на развитие современного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 5. - С. 1-8.

15. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Роль школы поведенческих наук в развитии современного менеджмента. // Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 2. - С. 20-34.

16. Тебекин А.В. Роль школы научного менеджмента в развитии современного менеджмента. // Журнал исторических исследований. -2018. - Т. 3. - № 1. - С. 48-56.

17. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).

18. Тебекин А.В. Мировые тенденции и национальные перспективы развития маркетинга и логистики как прикладных сфер управления. // Управленческие науки в современном мире. - 2015. - Т. II. - № 1. - С. 375-380.

19. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Управление качеством. Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.). - 223 с.

20. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?