ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема создания современного экономического пространства представляющего инновационный тип, инвертированный в мировую экономику. Определяются цели и задачи формирования структуры опережающей профессиональной подготовки, создание сети центров осуществляющих такую подготовку. Формулируются основные проблемные зоны развития профессионального образования и предлагаются пути решения определенных проблем. Предлагается проект создания модели центра опережающей профессиональной подготовки в рамках региона.

Ключевые слова:
центр опережающей профессиональной подготовки, стимуляция и мотивация, сегмент независимой оценки квалификаций, результаты демонстрационного экзамена, модернизации профессионального образования.
Текст

Уровень современной традиционной системы профессиональной подготовки специалистов уже не может обеспечить требуемые производством мобильность и вариативность, ориентацию на опережающее обучение конкретным технологиям и процессам, обеспечивающим стремительное развитие производства за счет внедрения перспективных направлений. Назрел вопрос актуализации опережающей подготовки специалистов, создающей предпосылки, обеспечивающие успешную профессиональную деятельность в инновационном производстве. В исполнение перечня поручений Президента, утвержденного в ходе его работы в Свердловской области, 6 марта 2018 г. была озвучена первоочередная задача, поставленная перед педагогическим сообществом: создание, в том числе на базе лучших профессиональных образовательных организаций, центров опережающей профессиональной подготовки [1]. Данные центры должны обеспечить опережающую направленность обучающих программ, их присутствие в научных трудах педагогических работников. Отмечены необходимые условия деятельности центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП):
■ отсутствие таких ключевых моментов как государственное финансирование, ограничение деятельности рамками ФГОС, наличием штатного профессорско-преподавательского состава, отсутствием МТБ на балансе ЦОПП;
■ обязательное наличие таких условий, как: организация деятельности ЦОПП в качестве бизнеса, наличие сети выгодополучателей, обеспечение компетентностного подхода к сборке востребованных программ, индивидуальный подбор преподавателей под конкретные программы, формирование новых программ профессиональной подготовки, нацеленное на сокращение периода обучения (1–4 года) до 6–12 месяцев, обязательная опережающая разработка норм качества труда. Население Новосибирской области составляет сегодня 2 752 800 человек, из числа которых 78,5% составляет число городских жителей. При этом 140 000 действующих в области предприятий нуждаются уже сегодня в новых специалистах, это 35,5 тыс. человек (20,9%) специалистов с высшим профессиональным образованием, и 134,2 тыс. (79,1%) имеющих среднее профессиональное образование. Кадровая потребность Новосибирской области на 2018–2024 гг., составляет более 169 тысяч человек. На сегодняшний день в регионе действует 58 профессиональных образовательных учреждений, 4 учреждения дополнительного обра-
зования. Используются более чем 180 образовательных программ подготовки рабочих и специалистов среднего звена. По программам среднего профессионального образования ежегодно выпускается более 32,5 тыс. человек. Более 20,8 тыс. ежегодно обучаются по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Ненамного отличается состояние рынка рабочей силы и в других областях Сибирского Федерального округа. В Томской области инфраструктура подготовки квалифицированных кадров состоит из 25 профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО), ежегодно выполняющих подготовку специалистов по 55 образовательным программам. Население Омской области составляет 1972,7 тысяч человек. Из которых 1113,2 тыс. жителей находятся в трудоспособном возрасте. Система профессионального образования Омской области включает 24 высших учебных заведения и 47 профессиональных образовательных учреждений СПО. Ежегодный выпуск квалифицированных специалистов в регионе составляет 17 тыс. выпускников вузов и 10 тыс. выпускников СПО. Алтайский край, имея 47 профессиональных образовательных учреждений СПО, выпускает ежегодно порядка 12,1 тыс. специалистов.

Список литературы

1. Перечень поручений Президента (Пр-580, П.1в) составленный по итогам рабочей поездки в Свердловскую область, состоявшейся 6 марта 2018 года.

2. Журавлева М.В. Опережающая профессиональная подготовка кадров для нефтегазохимического комплекса (на примере Республики Татарстан): монография. - Казань: РИО ГУ РЦМКО, 2011. - 228 с.

3. Романченко М.К., Пальянов М.П., Певин М.А., Сырмолотов И.В., Холина Л.А., Харина Н.В. Инновационные педагогические технологии как основа опережающей подготовки в профессиональных образовательных организациях / / Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - №4 (24). - С. 84-91.

4. Романченко М.К. Анализ деятельности ресурсных центров, созданных на базе образовательных учреждений / Научно-методический журнал Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 4 (64). - C. 88-94.

5. Романченко М.К. Опыт создания многофункционального центра прикладных квалификаций на базе колледжа / Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 10. - C. 49-51.

6. Романченко М.К. Опережающая подготовка кадров в СПО и ДПО // Роль науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты: Материалы 22-й Международной научно-практической конференции / г. Екатеринбург. - 2016. - C. 18-19.

Войти или Создать
* Забыли пароль?