Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Комарно, Словакия
Москва, Россия
В статье раскрываются проблемные вопросы развития системы обучения и кадрового резерва. В условиях усиления конкуренции на мировом рынке товаров и услуг, рынке труда все сложнее проводить реформы в сфере образования. Высокая потребность работодателей в качественном персонале упирается в недостаточную проработанность системы обучения и кадрового резерва. Развитие и оптимизация системы обучения и кадрового резерва позволит повысить производительность труда и эффективность организаций. В данном труде впервые проведено двухэтапное социологическое исследование с привлечением на первом этапе для опроса 100 представителей российских организаций малого, среднего и крупного бизнеса, главным образом, действующих на территории России. На втором этапе в работе фокус-группы приняли участие 12 экспертов из числа отечественных и зарубежных ученых, представителей бизнеса и профессорско-преподавательского состава. В ходе исследования установлено, что наибольшей популярностью в компаниях пользуются такие способы обучения, как бизнес-тренинги, курсы повышения квалификации, инструктаж по позиции. При этом данные способы обучения в 2017 г. показали определенный прирост в частоте использования. В качестве новых способов (форм) обучения следует выделить онлайн-курсы и программы MBA. Подавляющее большинство респондентов положительно воспринимает процесс обучения. В ходе исследования выявлен ряд тенденций. Среди них: расширение набора способов и методов отбора в кадровый резерв руководства и работы с лицами, зачисленными в него, рост комплексности их применения; рост ожиданий, особенно в плане всестороннего развития с опорой на обучение и самообразование, которые возлагают сотрудники на кадровый резерв руководства; приоритет при работе с кадровым резервом руководства от развития hard skills в сторону soft skills, позволяющих быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Эти и другие тенденции позволят выработать принципы эффективного функционирования системы обучения и кадрового резерва и грамотно применять их на практике.
эффективность, персонал, обучение, кадровый резерв, система, тенденции.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (ПОДХОДЫ)
К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
И КАДРОВОГО РЕЗЕРВА
В современном мире все острее стоит вопрос повышения конкурентоспособности организаций. Несмотря на внедрение новых информационных технологий, инновационных прорывов в экономике, базовым элементом повышения
эффективности производства, оказания услуг являются работники — персонал организаций. Наибольшую ценность представляют высококвалифицированные специалисты, эффективные руководители, способные создавать инновационный, востребованный рынком товаров и услуг продукт. Поиском, вербовкой таких людей занимается служба управления персоналом компаний или специализированные на рекрутменте, консалтинге организации (агентства). Помимо найма, важным элементом деятельности HR-менеджеров является развитие, обучение персонала, формирование и использование кадрового резерва. Этим занимаются многие российские и зарубежные компании. Среди лидеров — HeadHunter. Деятельность этих компаний базируется на отечественных и зарубежных исследованиях, опыте, полученном в ходе развития в условиях обострения конкурентной борьбы [2; 4; 7; 11; 17]. Существенную помощь в обучении персонала, переподготовке и повышении квалификации оказывает российская система высшего образования. Однако она в очередной раз вступила в период преобразований. Актуальные проблемы реформирования высшей школы широко обсуждаются не только представителями образовательного сообщества, но и теми, кто, не имея прямого отношения к образовательной сфере, искренне переживает за судьбу российских вузов. Проблемам привлечения и деятельности преподавателей в условиях реформирования высшей школы посвящены работы ряда российских исследователей [1–3]. Противоречие, возникающее между молодыми сотрудниками (студентами) поколения Y, Z, которые активно с раннего возраста пользуются инновационными моделями и технологиями [13], социальными сетями [22], и возрастными работниками, руководителями и преподавателями поколения X, решается медленно и с осложнениями. Оптимизацией образовательного процесса, внедрением геймификации [6; 14; 15] применением тайм-менеджмента [5; 9; 10] занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. В различной постановке и теоретических подходах изучается проблема формирования, развития и использования кадрового резерва [12; 18; 21].
1. Геращенко И.Г. Экономика образования постмодерна: парадоксы модернизации [Текст] / И.Г. Геращенко // Экономика образования. - 2017. - № 1. - С. 4-14.
2. Гохберг Л.М. Научная политика: глобальный контекст и российская практика [Текст] / Л.М. Гохберг, С.А. Зайченко, Г.А. Китова, Ю.Е. Кузнецова. - М.: Изд-во Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2011.
3. Попова О.И. Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию: опыт социологического исследования [Текст] / О.И. Попова // Педагогическое образование в России. - 2012. - Вып. 6. - С. 112-119.
4. Alan Robertson, Graham Abbey. (2004). Managing Talented People: Getting on with - And Getting the Best from Top Talent. The Balance Club, 2004. 184 p.
5. Alvarez S., Nikendei C., Schultz J.-H. (2017). Development of a didactical training concept for peer tutors in gross anatomy. Anatomical sciences education, 10(5), 495-502.
6. Bartel Alexander, Hagel Georg and Wollf Christian (2017). Effective integration of gamification and learning management systems for creating gamified learning arrangements. 3nd International Conference on Higher Education Advance. HEAd`17, Polytechnic University of Valencia, Valencia, Spain. URL: http://dx.doi.org/10.4995/HEAd17.2017.5349/
7. Buley N.V., Demchenko T.S., Makushkin S.A., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V. (2016). Human resource management in the context of the global economic crisis. International Journal of Economics and Financial Issues, 6(8S), 160-165.
8. Cohen G.H., Sampson L.A., Fink D.S. Wang J., Russell D., Gifford R.,Fullerton C., Ursano R., Galea S. (2016). Gender, Position of Authority, and the Risk of Depression and Posttraumatic Stress Disorder among a National Sample of U.S. Reserve Component Personnel. Women’s Health Issues. Volume 26, Issue 3, 1 May 2016, P. 268-277.
9. Currey M. (2014). The regime of genius: The routine of the great people. M.: Alpina Pablisher.
10. Durak Hatice Yildiz, Saritepeci Mustafa. (2017). Nvestigating the Effect of Technology Use in Education on Classroom Management within the Scope of the FATiH Project. Cukurova university faculty of education journal. T. 46. V. 2. P. 441-457. DOIhttps://doi.org/10.14812/cufej.303511.
11. Ficke H. Rawung, Nikolas F. Wuryaningrat and Lenny E. Elvinita. (2015). The influence of transformational and transactional leadership on knowledge sharing: an empirical study on small and medium businesses in Indonesia. Asian Academy of Management Journal, Vol. 20, No. 1, 123-145, 2015.
12. Kirillov A.V., Ushakov D.S., Vinichenko M.V., Makuchkin S.A., Melnichuk A.V. (2017). Career Opportunities for the Management’s Personnel Reserve. Eurasian Journal of Analytical Chemistry, 12(5b), 723-733. DOIhttps://doi.org/10.12973/ejac.2017.00205a.
13. Landers R.N., Armstrong M.B. (2017). Enhancing instructional outcomes with gamification: An empirical test of the technology-enhanced training effectiveness model. Computers in human behavior, 71, 499--507. DOI:https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.07.031.
14. Lumsden J., Edwards E.A., Lawrence N.S., Coyle D., Munafo M.R. (2016). Gamification of cognitive assessment and cognitive training: a systematic review of applications and efficacy. JMIR SERIOUS GAMES. 4(2), e11. DOI:https://doi.org/10.2196/games.5888.
15. Miguel S.E., Sorolla G.R., Gato M.E.P., Guillem J.M.A. (2017). Gamification in business training. Direccion y organization, 62, 35-40.
16. Sears D. Successful Talent Strategies, American Management Association, New York, 2003.
17. Sonnenfeld J.A., Peiperl M and Kotter J.P. (1992) Strategic determinants of managerial labour markets: a career systems view, in Human Resource Strategies, ed. G. Salaman, Sage, London.
18. Tsitskari E., Goudas M., Tsalouchou E., Michalopoulou M. (2017). Employers’ expectations of the employability skills needed in the sport and recreation environment. Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education Volume 20, 1 June 2017, P. 1-9. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1473837616301009.
19. Turnbull P.J. & Wass V. (2015). Normalizing extreme work in the Police Service? Austerity and the inspecting ranks. Organization, 22, 512-529. DOI:https://doi.org/10.1177/1350508415572513.
20. Vinichenko M.V., Сhulanova O.L., Peter Karácsony, Bogdan E.S., Melnichuk A.V., Makushkin S.A. (2018). Model of Competences of Graduates of High Schools of Engineering Directions: Research of Stakeholders. Modern Journal of Language Teaching Methods, 8(3), 369-380. URL: http://www.mjltm.org/en/archive.php?rid=47.
21. Vinichenko M.V., Taridi Kasbi Ridho, Kirillov A.V., Melnichuk A.V., Melnichuk Y.A. (2017). Application of innovative technologies for working with personnel reserve in higher education institutions of Russia and Indonesia. International Journal of Applied Business and Economic Research. 15(21). January 2017.
22. Zdravkova K. (2016). Reinforcing social media based learning, knowledge acquisition and learning evaluation. 2nd International Conference on Higher Education Advance. HEAd`16, 21-23 June 2016, Valencia, Spain, Social and Behavioral Science, 228, 16-23.