Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Россия
Современные тенденции на рынке труда и рынке образовательных услуг, их взаимодействие сегодня могут оказать особое влияние на состояние отечественной экономики. В связи с этим цель настоящей статьи – сравнительный анализ карьерных ожиданий выпускников и рынка труда через описание требований работодателей. Эмпирической базой выступают данные анкетного опроса студенческой молодежи в возрасте от 19 до 23 лет на базе УрФУ в г. Екатеринбурге. Информационной базой выступают карьерные порталы, открытые источники и банки данных по поиску работы. Актуальность исследования обусловлена существованием разрыва представлений работодателей и выпускников о требованиях к молодым специалистам, выходящим на рынок труда. Результаты исследования показали: 1) собственная оценка выпускников своей профессиональной готовности для личностного развития и карьеры оторвана от реальных представлений и знаний о том, какими умениями и характерными навыками должен обладать молодой специалист; 2) несоответствие между экспектациями и предпочтениями работодателей и выпускников отражает объективное состояние разрыва рынка образовательных услуг и рынка труда.
молодые специалисты, работодатели, ожидания выпускников, трудоустройство, карьера.
Современная социально-экономическая ситуация в России, исследования проблем профессионального определения и трудоустройства выпускников вузов, результаты экспертных оценок убеждают в том, что на российском молодежном рынке труда складывается достаточно напряженная ситуация, сохраняющая тенденцию к ухудшению. В условиях кризиса многие крупные компании закрывают или сокращают программы привлечения молодых специалистов, в результате чего количество предложений для выпускников вузов сокращается. Независимо от уровня вуза и результата обучения молодым выпускникам, преимущественно не имеющим реальных представлений и оценок о качестве своей профессиональной подготовки и своих карьерных возможностях, достаточно сложно выдержать конкуренцию и претендовать на перспективные рабочие места. Социологические опросы карьерных порталов показывают, что выпускники вузов, имея диплом высшего образования, оказываются не всегда правильно профессионально сориентированными на рынке труда. С одной стороны, знаний у выпускников о реальных требованиях рынка труда к уровню и качеству подготовки молодых специалистов часто бывает недостаточно, а с другой стороны, собственная оценка своих умений, навыков и профессиональных представлений носит субъективный характер [2].
ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в июле 2016 г., о том, как оценивают в нашей стране уровень высшего образования работодатели, недостаток практических навыков у выпускников российских вузов признает абсолютное большинство работодателей — 91%. Каждый второй работодатель (53%) убежден в недостатке теоретических знаний выпускников вузов, а тех, кто придерживается обратного мнения, — 43% [4]. Вместе с тем следует особо отметить, что, по оценкам портала Career.ru, отсутствие практических навыков работы у молодых специалистов компании работодатели не относят к основным предъявляемым требованиям при приеме на работу [6].
Как показало исследование Зарпата.ру в мае 2017 г., компании готовы брать на работу выпускников без опыта: у 63% опрошенных за последние полгода были вакансии, на которые они рассматривали таких соискателей. А у каждого второго работодателя такие вакансии открыты и сейчас [11]. Наибольшее количество предложений для специалистов без опыта работы наблюдается в гуманитарных сферах: государственных службах (61% вакансий), туризме и гостиничном деле (35%), сфере маркетинга, рекламы и PR (24%), персонала офиса и АХО (23%) [2].
1. Андреева Н.В., Егорова Н.М. Экономические проблемы молодежного рынка труда [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27517354 (дата обращения: 01.06.2017).
2. Вакансии в России [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.zarplata.ru/vacancy?experience_le ngth_id[]=3000 (дата обращения: 01.06.2017).
3. Варшавская Е.Я. Успешность перехода «учеба-работа»: для кого дорога легче? [Текст] / Е. Я. Варшавская // Социологические исследования. - 2016. - № 2. - С. 39-46.
4. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775 (дата обращения: 01.06.2017).
5. Как работодатели оценивают современных выпускников? [Электронный ресурс]. - URL: https://career.ru/article/15186 (дата обращения: 01.06.2017).
6. Какие требования предъявляют работодатели к молодым специалистам? [Электронный ресурс]. - URL: https:// career.ru/article/18255 (дата обращения: 01.06.2017).
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда [Текст]: монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - Москва: ГУУ, 2013. - 229 с.
8. Лопаткин И.В. Адаптация молодежи на современном рынке труда: социологический аспект [Текст]: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.03 / И.В. Лопаткин. - Саратов, 2015. - 177 с.
9. Московцева Е.А. Современные проблемы молодежи на рынке труда [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20383017 (дата обращения: 01.06.2017).
10. Паниотто В.И. Количественные методы в социологических исследованиях [Текст]: монография / В.И. Паниотто, В.С. Максименко. - Киев: Наукова думка, 1982. - 272 с.
11. Сколько хотите за диплом? [Электронный ресурс]. - URL: https://ekb.zarplata.ru /articles/50408431 (дата обращения: 01.06.2017).
12. Трудоустройство выпускников: методология, мониторинг и анализ [Текст]: коллективная монография / под ред. А.В. Воронина, В.А. Гуртова, Л.М. Серовой. - М.: Экономика, 2015. - 363 с.
13. Федоровский А.Е. Социальные проблемы молодежи в современном обществе [Электронный ресурс]. - URL: http://ovv.esrae.ru/249-1091 (дата обращения: 01.06.2017).