ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ГАРАНТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены духовные основы конституционного строя Российской Федерации и национальная идея как гарантии национальной безопасности. Автором проанализирована идеологическая функция Конституции и ее соотношение с принципом идеологического многообразия, влияние национальной идеи как совокупности основополагающих ценностей российского общества на обеспечение национальной безопасности, специфика деятельности органов государственной власти в условиях взаимосвязанного характера интересов личности, общества и государства и взаимодетерминированности угроз безопасности.

Ключевые слова:
национальная безопасность, конституционный строй, идеологическая функция, духовные основы, военная угроза, национальная идея.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Спустя двадцатипятилетний срок со дня принятия Конституции Российской Федерации можно оценить состояние реализации закрепленных в ней духовных основ конституционного строя России. Существуют базовые ценности российского государственного и общественного строя, которые не только находят свое проявление в основополагающих общественных отношениях, но и определяют дальнейшее развитие российской государственности.

Так, например, на ценности идеи объединения народа России и несовместимости успешного развития государства и раздробленности населения акцентировал внимание Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. [1]. В этом же году Президент России В.В. Путин констатировал: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея» [2].

Данные ценности непосредственно связаны с уровнем доверия личности к праву, состоянием правовой и политической культуры. Следует отметить, что на указанные явления оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы. Так, к субъективным можно отнести оценку участниками различных правоотношений степени реализации и защиты их прав и свобод, законных интересов (например, в результате принятия «непопулярных» законопроектов, касающихся пенсионной реформы, изменений в налоговом законодательстве и т.д.). Объективные факторы связаны не столько с отношением к каким-либо юридическим фактам, сколько с их причинами и последствиями, затрагивающими конкретные права и обязанности граждан, степень ее защищенности, как, например, в результате аварий техногенного характера, стихийных бедствий, трагических событий в г. Керчи 17 октября 2018 г.

Снижение уровня безопасности личности неизбежно влечет негативные последствия и для уровня обеспечения безопасности государства. Исходя из того, что гражданин является объектом и субъектом обеспечения безопасности, а также учитывая взаимосвязь интересов личности, общества и государства, можно сформулировать совокупность принципиальных положений, определяющих деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению обороны страны и безопасности государства: 1) обеспечение безопасности государства и безопасности личности взаимодетерминированы; 2) защита прав и свобод человека и гражданина обуславливает предупреждение, предотвращение и пресечение военных угроз и опасностей; 3) новые военные угрозы и опасности могут быть детерминированы массовыми нарушениями прав и свобод. В связи с этим снижение уровня защищенности граждан, отсутствие механизмов реализации отдельных их прав и свобод, законных интересов может привести к явлениям правового и политического нигилизма, снижения уровня правовой и политической культуры в обществе или недоверия личности к государственным институтам, политического абсентеизма в регионах с наиболее проблемной социально-экономической ситуацией. Нужно констатировать, что на сегодняшний день наблюдаются последствия деструктивного влияния и проявления правового нигилизма, недоверия к праву и легальным способам разрешения конфликтов (что показал, например, террористический акт в здании УФСБ России по Архангельской области 31 октября 2018 г., террористические акты в других государственных органах [3, 4]).

В то же время активность граждан в деятельности, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, также может иметь деструктивный характер. В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов недопустимо ничем не ограниченное участие граждан даже в интересах реализации защитной функции государства, что может привести к злоупотреблению правом, нарушению прав и свобод других лиц, причинению вреда их благам, что имело место на практике, например, во время митингов 5 мая 2018 г., когда граждане, демонстрирующие принадлежность к казачьим обществам и «Национально-освободительному движению», применяли физическое насилие к митингующим [5].

Важность выявленных проблем актуализируется и тем, что в настоящее время можно наблюдать острые ситуации, затрагивающие наиболее важные и традиционные аспекты национального сознания, например, православия как «одной из основных религий в России», и, несмотря на то, что Российское государство – светское, «небезразлично то, как развиваются отношения РПЦ с другими Церквами» [6]. Отметим, что даже речь главы государства – гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации) насыщена религиозными понятиями [7]. Более того, даже текст Гимна Российской Федерации содержит строку, которая может быть поставлена под сомнение на предмет ее соответствия принципу идеологического многообразия, светскому государству и сущности свободы совести и вероисповедания («...Хранимая Богом родная земля...»).

Данные обстоятельства показывают, что обойтись без более глубокого понимания духовных основ и положений, составляющих совокупность национальных идей и принципов, невозможно. Сама Конституция, выполняющая идеологическую функцию, отражает целесообразность развития закрепленных в ней универсальных ценностей, необходимых для наполнения духовных основ конституционного строя России, что будет способствовать развитию уже закрепленных ею положений о Российской Федерации как о правовом и социальном государстве (ст. 1 Конституции Российской Федерации). Соответствующие положения основного закона страны не просто выступают нормами-целями или нормами-принципами, но и носят идеологический характер.

В связи с этим следует выделить некоторые положения, характерные для российской государственности и российского общества, имеющие принципиальное значение, которые можно назвать своеобразным «национальным кодом». Такие положения могут составить основы национальной идеи, руководство в деятельности которыми всеми субъектами правоотношений будет способствовать становлению сильного государства в России, о чем неоднократно заявлялось в качестве цели развития Российской Федерации [8].

Морально-политические факторы являются весьма важными в вооруженных конфликтах. Они во многом зависят от созданной государственной системы и связаны с готовностью не только вооруженных сил, но и всего народа выстоять в борьбе за национальную безопасность и суверенитет государства. В современной реальности остро стоит проблема формирования прочной идеологической основы для противодействия в гибридных войнах, поскольку цель противника состоит в разрушении стабильности конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства изнутри, в условиях смещения военных угроз и опасностей во внутреннюю и информационную сферу государства, когда отсутствие вооруженной агрессии, по сути, не свидетельствует о наличии мирного времени. Как справедливо утверждает Л.В. Певень, «перед Россией в XXI в. стоит задача смены социальной парадигмы военного строительства: от принципа принудительности в выполнении гражданами своего воинского долга к обеспечению одного из основных прав человека – возможности свободы выбора и возрастанию личной ответственности гражданина за защиту общества и государства» [9]. Приобретает актуальность разработка правовой концепции участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, основанная на личном выборе гражданина, свободного от деструктивного влияния и способного к противоборству с ним.

Существует мнение, что Конституция – вне идеологии, а сумма ценностей, лежащих в основе Конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологического плюрализма [10]. В литературе имеется и другая позиция. По мнению таких ученых, как Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян, «ценности, принципы и нормы современной демократии и цивилизации, на которые опираются современные основы демократической страны, сами по себе имеют внеклассовый или надклассовый характер. Но выражение и отстаивание этих ценностей, интересов и идеалов – идеология современной демократии, гуманизма, нынешней цивилизации» [11]. Как отмечает Г.О. Аболонин, «высшее государственное чиновничество своими словами и действиями формирует ведущую идеологию государства... Современное отстаивание властью интересов России на международной арене, возрождение православия и других религиозных верований формируют объединяющую общество идеологию патриотизма и приверженности традиционным ценностям, пользующуюся поддержкой большинства населения» [12]. В.С. Нерсесянц наполняет термин «конституционализм» идеологическим содержанием. По его мнению, конституционализм есть идеология, причем не ординарная, а некая общегосударственная, надпартийная, интегративно-общенационального характера [13]. Объединяет эти взгляды признание наличия ценностей и идеалов, имеющих государственное значение.

Представляется обоснованной позиция о том, что существование правовой идеологии не нарушает конституционных установлений, так как наряду с ней возможно наличие в государстве и других идеологических институтов; поскольку правовая идеология носит связующий характер, она более других элементов государства подвержена негативному воздействию [14]. В настоящее время как никогда важно изменить данную ситуацию. Необходимость построения сильного государства, основанного на стабильности конституционного строя и высочайшем статусе прав человека, отмечена Президентом РФ [8]. Притом «одна из важнейших задач – создание обстановки общественного неприятия, укрепления гражданского иммунитета к распространению экстремистских, радикальных идей. Для достижения этой цели необходимо объединить усилия государства, общества, всех государственных и общественных структур» [15].

В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, и поэтому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. При этом Конституция имеет второе значение в качестве фактической. Преамбула, нормы-цели, нормы-принципы, положения о правовом, социальном и демократическом государстве являются признаками идеологии. Словари определяют идеологию как систему идей, взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию [16, 17]. Таким образом, идеология, отражающая интересы и ценности государства, общества, личности в целом, а не конкретного класса, ограниченного круга лиц, не выражающего интересы всего общества, идеологией в запрещенном Конституцией Российской Федерации смысле являться не будет. Содержание преамбулы действующей Конституции, положения гл. 1 это подтверждают.

Конституция – не просто нормативный правовой акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие, но и правовое выражение ценностей общества и государства. Текст не только российской, но и зарубежных конституций содержит преамбулу, не имеющую юридической силы, которая не только отражает легитимность основного закона, но и носит идеологический характер, так как закрепляет набор ценностей и целей государства. Важно, чтобы провозглашённые ценности не стали набором юридических фикций, что обеспечивает реальность Конституции. В самом начале Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 2005 г. указано, что «главной политико-идеологической задачей» является «развитие России как свободного, демократического государства», а «идущие в России объективно непростые процессы все больше и больше становятся предметом активных идеологических дискуссий. И они связываются именно с разговорами о свободе и демократии» [18].

Наиболее сильным и жизнеспособным государство может стать только при наличии общенациональной идеи, поддерживаемой всем народом, основанной на единстве и межнациональном согласии. Поэтому проведение единой национальной политики является условием обеспечения безопасности [19]. Специфика духовных основ конституционного строя состоит в глубине их нормативного и ненормативного содержания, что обуславливает особенности и проблемы их реализации. Между тем, духовные основы также выступают значимой группой основных конституционных начал Российского государства в рассматриваемой триаде наряду с политическими и социально-экономическими. По сути, данная группа основ конституционного строя наполняет своим содержанием, «духом» все общественные отношения.

В основе развития Российского государства Б.С. Эбзеев видит идеи социальной солидарности [20] и гражданского патриотизма как социальной основы единства и целостности российского народа [21, 22]. Н.В. Просандеева обращает внимание на необходимость целенаправленной работы по формированию мягкой, толерантной, солидарной культуры диалога в обществе [23]. Ученые обосновывают доктрину виртуального инновационного сетевого государства [24-26], в частности, тем, что гражданское общество – базис общественного строя и государства [27], предлагая использовать силу сетей для строительства государственных и общественных институтов, учитывать возможности сетей мгновенно создавать необходимые для решения возникающей задачи структуру из специалистов различных профилей и лиц, готовых участвовать в решении задач своим личным участием и ресурсами [28]. Исследователи сетевых и информационных войн констатируют необходимость создания системы оперативного распространения информации, обеспечивающей «всеобщую осведомленность», превращение пользователей информации одновременно в поставщиков информации, способных незамедлительно активировать обратную связь, что необходимо для опережения действий противника [29].

При этом патриотизм выступает не столько национальной идеей, сколько направлением, основополагающим положением в такой концепции. Уважение к истории, географическим особенностям, культуре и т.д. должны пронизывать все сферы общественной жизни, направления деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и граждан. В целях защиты отечественной истории и достоверности исторических фактов недостаточно полномочий соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области культуры, образования, науки, необходимо и востребовано руководство данным принципов в деятельности иных государственных органов, в том числе в социально-экономической, политической сферах. Один орган государственной власти не сможет обеспечить качественную реализацию основополагающих положений. Так, например, узкое понимание содержания общественной безопасности может привести к абсолютизации полномочий органов внутренних дел по противодействию соответствующим угрозам и обеспечению правопорядка. Понятие «общественная безопасность» является дискуссионным. Согласно одной позиции, ее содержание ограничено сферой защиты населения от преступных посягательств и угроз техногенного и природного характера [30], другие ученые не приводят закрытого перечня интересов общества в обеспечении безопасности и ее угроз [31]. Более широкий подход состоит в представлении общественной безопасности как обеспечении сохранности материальных и духовных ценностей общества, «высшего среза» национальной безопасности [32] либо ее структурного элемента [33].

Законодательный подход не состоит в ограничении понятия и угроз общественной безопасности: выступая внутренней военной опасностью и угрозой государственной безопасности, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур является угрозой общественной безопасности [34]. Угрозу общественной безопасности могут составлять действия, бездействие субъектов, не имеющие квалификации преступления или административного проступка, но наносящие вред общественным интересам. Такие деяния могут касаться неправовой, экономической сферы, сферы творчества и т.п. Угрозы общественной безопасности могут выходить за рамки интересов населения или группы населения одного государства.

Современные военные угрозы и опасности, как видно из положений Военной доктрины Российской Федерации, не отнесены к одному виду безопасности. Уголовный кодекс Российской Федерации относит террористический акт, содействие террористической деятельности и т.д. к преступлениям против общественной безопасности (гл. 24), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, организацию экстремистского сообщества и т.д. – против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), законы о федеральном бюджете [35, 36] относят терроризм к угрозам государственной безопасности. Военная доктрина Российской Федерации определяет проявления терроризма и экстремизма как внутренние военные угрозы, а Стратегия национальной безопасности Российской Федерации раскрывает положения о государственной и общественной безопасности в одних и тех же положениях, употребляя данные понятия через союз «и». В названии органов федеральной службы безопасности так же не конкретизирован вид безопасности, определяющий направление их деятельности, как было ранее. Это подчеркивает взаимосвязь интересов государства, общества и личности по защите Российской Федерации и субъектов их обеспечения на практике. Взаимосвязь государственных и общественных интересов в условиях противодействия военным угрозам и опасностям подтверждалась исторически [37].

Современные военные угрозы и опасности связаны с широким использованием протестного потенциала населения, провоцированием деструктивных проявлений, а также политического абсентеизма, правового и политического нигилизма и т.д. Тем самым, обеспечение безопасности личности является первостепенной задачей в обеспечении безопасности государства. Деятельность органов всех ветвей власти должна ориентироваться на реализацию и приоритет прав и свобод человека и гражданина. Защищая личность, общество и государство защищают себя, и наоборот, защищая общество и государство, личность защищает свои жизненные интересы. При этом интересы государства, общества и личности равноценны и неразделимы.

С одной стороны, гражданин является субъектом обеспечения различных видов безопасности, с другой стороны, он объект обеспечения безопасности. Одной из серьезных угроз безопасности личности выступают массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина в мирное время, что может быть использовано противником в целях дестабилизации обстановки в стране, ослабления легитимности государственной власти, провоцирования экстремистских проявлений, политического абсентеизма и т.д. Учитывая взаимообусловленность безопасности личности, общества и государства, можно заключить, что, обеспечивая безопасность личности, государство защищает свои интересы, и наоборот. Социальная ответственность и активность граждан и организаций в легальных формах является предпосылкой становления механизма, способствующего сохранению состояния защищенности внутренней сферы государства, а также информационного пространства, наиболее уязвимых с точки зрения Военной доктрины Российской Федерации.

Необходимость реализации участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства может быть связана с возникновением угроз различным видам безопасности или опасностей различного характера, вытекающих из разнообразных правоотношений, быть обусловлена возникновением нарушений различных групп прав и свобод человека и гражданина, в том числе личных, политических, социальных, экологических, информационных, могут возникнуть в связи с проблемами правового регулирования и практики реализации административных, муниципальных, финансовых, иных правоотношений.

Граждане могут стать субъектами обеспечения тех видов безопасности, вмешательство государства в которые имеет законные ограничения. Поэтому привлечение граждан к противодействию отдельным угрозам и опасностям, в частности, в сфере обеспечения религиозной безопасности, является необходимым. Поскольку возникновение угроз безопасности государства обусловлено наличием конфликтов в какой-либо сфере общественных отношений, источники угроз и опасностей связаны с угрозами безопасности личности, которые выражаются в массовых нарушениях прав и свобод человека и гражданина, правонарушениях (как массовых, так и новых), правовом нигилизме, политическом абсентеизме, проявлениях волеизъявлений избирателей «с меняющимися предпочтениями» и др. Защита прав и свобод человека и гражданина способствует предупреждению, предотвращению и пресечению угроз и опасностей общественной и государственной безопасности.

Анализируя активность и целевую направленность деятельности представителей гражданского общества, можно заключить, что не только государство, но и само гражданское общество способно выявлять, предупреждать и пресекать угрозы и опасности. Субъекты общественного контроля могут участвовать в обеспечении обороны страны и безопасности государства прямо или косвенно. Деятельность общественного объединения может быть как непосредственно направлена на осуществление такого участия путем решения соответствующих задач, значимых для реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, так и косвенно. С этой точки зрения важна система преференций для общественных организаций, льгот, гарантий, дополнительных прав, прежде всего, нематериального характера, обеспечивающих их дальнейшее развитие и взаимодействие с населением и органами государственной власти. Это обеспечит конкуренцию среди некоммерческих организаций, что не только усилит их активность в социальной сфере, но и благотворно скажется на уровне правовой и политической культуры общества, а значит, станет важным фактором укрепления легитимации политической власти в России.

При этом очевидна недостаточность мер ответственности за правонарушения, деятельность органов государственной власти должна быть направлена на осуществление превентивных, воспитательных мер. Только системный, комплексный подход к решению проблем обеспечения национальной безопасности позволит говорить о достижении поставленных задач и повышении стабильности конституционного строя. Сегодня Россия пожинает плоды патриотического воспитания прошлых столетий. Характер современных военных угроз показывает, что необходимо поддерживать, возрождать и восстанавливать концептуальные основы, необходимые для решения задачи объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации.

В целом же исторически сформировалась система ценностей российского общества («национальный код»), которая определяет смысл общественных отношений, действий граждан и их объединений, современных законодательных норм и правоприменительной практики: ценности социальной справедливости, обращения к духовным основам многовековой российской традиции, семьи, взаимоуважения и ответственности, в частности, перед нынешним и будущими поколениями, русской (российской) цивилизационной и религиозной идентичности, единства, дружбы и солидарности русского и всех братских народов России, патриотичности и любви к Родине, поддержки и развития разнообразия национальных культур, самоуважения, храбрости и героизма, сочувствия и солидарности, беспристрастности и независимости, развития межнациональных и межрегиональных культурных связей, конституционализма, парламентаризма, многопартийности, федерализма и территориальной целостности, государственничества, сочетания традиционности и прогресса, терпимости и твердости и т.д.

При этом можно выделить пути (или «типичные каналы» [38]) формирования высокого правосознания граждан:

  1. воспитание отношения к праву, правовым институтам как ценности для общества, государства и человека;
  2. полная и объективная информация о праве и глубокое усвоение норм о праве, обязанностях и ответственности;
  3. поддержка и поощрение образцов правомерного поведения;
  4. неумолимость применения мер ответственности за правонарушения;
  5. публичное реагирование институтов гражданского общества на деструктивные взгляды и поступки своих членов;
  6. общественная критика деструктивных проявлений;
  7. последовательная реализация стабилизационных мер, принятие мер для их закрепления в законодательстве с помощью форм участия граждан в законотворческом процессе;
  8. пропаганда следования в практической деятельности принципу «выгодно действовать в соответствии с законом, а не вопреки ему».
Список литературы

1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Рос. Федерации от 1 дек. 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 03.11.2018).

2. Путин объявил патриотизм национальной идеей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.interfax.ru/russia/493034 (дата обращения: 03.11.2018).

3. В здании управления ФСБ по Архангельской области совершен теракт [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/incidents/20181031/1531863020.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 03.11.2018).

4. Судебный пристав М. Малинников, погибший при взрыве в здании суда Кургана, представлен к званию Героя России посмертно [Электронный ресурс]. - URL: http://www.znak.com/kurgan/news/2013-12-11/1015620.html (дата обращения: 03.11.2018).

5. СПЧ выясняет, почему на акциях протеста 5 мая присутствовали казаки [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3622702 (дата обращения: 03.11.2018).

6. Дмитрий Песков: Кремлю небезразлично, как развиваются отношения РПЦ с другими Церквами [Электронный ресурс]. - URL: http://ruskline.ru/politnews/2018/oktyabr/16/dmitrij_peskov_kremlyu_nebezrazlichno_kak_razvivayutsya_otnosheniya_rpc_s_drugimi_cerkvami/ (дата обращения: 03.11.2018).

7. Призрак Карибского кризиса: кому рай, а кому «кузькина мать». Путин рассказал о последствиях возможной ядерной войны [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gazeta.ru/comments/2018/10/19_e_12027247.shtml (дата обращения: 03.11.2018).

8. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 дек. 2013 г. // Рос. газ. - 2013. - № 282.

9. Певень Л. На пути к профессиональной армии [Текст] / Л. Певень // Гражданин. - 2002. - № 4. - С. 7.

10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. [Текст] / М.В. Баглай. - М.: Норма, 1998. - С. 64-65.

11. Енгибарян Р.В. О некоторых дискуссионных теоретико-методологических вопросах курса конституционного права [Текст] / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян // Государство и право. - 2001. - № 1. - С. 17.

12. Аболонин Г.О. О правовых системах США и России [Текст] / Г.О. Аболонин // Вестник гражданского процесса. - 2013. - № 6. - С. 157-179.

13. Нерсесянц В.С. Конституционализм как общегосударственная идеология [Текст] / В.С. Нерсесянц // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации: сб. ст. / отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М.: ИНИОН, 2000. - С. 8.

14. Решетников С.Н. Национальная безопасность и вопросы общероссийской национальной идеологии [Текст] / С.Н. Решетников, Э.Э. Уразаев // Современное право. - 2010. - № 6. - С. 29-32.

15. Владимир Путин провёл в Кремле расширенное заседание Совета Безопасности. Рассматривался проект Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47045 (дата обращения: 03.11.2018).

16. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст]: ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 19 изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988. - С. 193.

17. Словарь иностранных слов [Текст]. - 14 изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987. - С. 183.

18. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апр. 2005 г. // Парламентская газета. - 2005. - № 76.

19. Амандыкова С.К. Обеспечение национальной безопасности как вектор государственной национальной политики Республики Казахстан (конституционно-правовые аспекты) [Текст] / С.К. Амандыкова, Д.К. Рустембекова // Конституционное право и политика: сб. мат. междунар. науч. конф. / отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: Юрист, 2012. - С. 686.

20. Эбзеев Б.С. Социальная солидарность как позитивное основание государственности и права России (к методологии исследования) [Текст] / Б.С. Эбзеев // Конституция, личность и суд в современной России: мат. науч. конф. / под ред. И.А. Умновой, В.Е. Сафонова, И.А. Алешковой. - М.: РАП, 2013. - С. 76-96.

21. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синергетического исследования: моногр. [Текст] / Б.С. Эбзеев. - М.: Проспект, 2014. - 336 с.

22. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: моногр. [Текст] / Б.С. Эбзеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 656 с.

23. Просандеева Н.В. Правовые основания деятельности органов безопасности Российской Федерации [Текст] / Н.В. Просандеева // Актуальные проблемы правового обеспечения обороны страны и безопасности государства: мат. межвед. науч.-практ. конф.: в 5 ч. - М., 2008. - Ч. 2. - С. 67-73.

24. Голоскоков Л.В. Итоги научных поисков национальной идеи и новой доктрины государства [Текст] / Л.В. Голоскоков // Государство, Конституция, Родина: к поискам национальной идеи и новой доктрины государства / под ред. Л.В. Голоскокова. - М.: Проспект, 2015. - С. 7-14.

25. Голоскоков Л.В. Доктрина виртуального сетевого инновационного государства [Текст] / Л.В. Голоскоков // Государство, Конституция, Родина: к поискам национальной идеи и новой доктрины государства / под ред. Л.В. Голоскокова. - М.: Проспект, 2015. - С. 15-30.

26. Тукабаев П.Т. Неполноценность сетевого подхода коммерсантов к развитию общества [Текст] / П.Т. Тукабаев // Государство, Конституция, Родина: к поискам национальной идеи и новой доктрины государства / под ред. Л.В. Голоскокова. - М.: Проспект, 2015. - С. 279-285.

27. Быданов В.Е. Строительство гражданского общества в России и идеология [Текст] / В.Е. Быданов, С.В. Карпухин // Государство, Конституция, Родина: к поискам национальной идеи и новой доктрины государства / под ред. Л.В. Голоскокова. - М.: Проспект, 2015. - С. 82-85.

28. Абакумова Т.И. О возможностях применения сетевых технологий в государственном строительстве и управлении [Текст] / Т.И. Абакумова // Государство, Конституция, Родина: к поискам национальной идеи и новой доктрины государства / под ред. Л.В. Голоскокова. - М.: Проспект, 2015. - С. 39-52.

29. Сетевые войны: аналитический доклад А. Дугина при участии В. Коровина и А. Бовдунова [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/2319/ (дата обращения: 03.11.2018).

30. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: моногр. [Текст] / Ю.И. Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; под ред. А.В. Опалева. - М.: Юнити-Дана, 2004. - С. 19.

31. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения [Текст] / Б.П. Кондрашов. - М.: Щит-М, 1998. - С. 8.

32. Кардашова И.Б. Укрепление конституционных основ общественной безопасности [Текст] / И.Б. Кардашова // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 4. - С. 110-114.

33. Воронов А.М. Система обеспечения общественной безопасности: проблемы оптимизации [Текст] / А.М. Воронов // Право и практика. - 2012. - № 2. - С. 56-72.

34. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации 20 нояб. 2013 г. [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС «Гарант».

35. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: федер. закон от 2 дек. 2013 г. № 349-ФЗ: по сост. на 26 дек. 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 49, ч. I-VII, ст. 6350.

36. О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: федер. закон от 3 дек. 2012 г. № 216-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 50, ч. I-IV, ст. 6939.

37. Приказ Народного комиссара обороны СССР с объявлением указов Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» и «О военном положении»: от 23 июня 1941 г. № 219. Документ № 1 // РГВА. - Ф. 4. - Оп. 12. - Д. 98. - Л. 210-214.

38. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: науч.-практ. пособие [Текст] / Т.А. Едкова, О.А. Иванюк, Ю.А. Тихомиров. - М.: ИЗиСП / ООО «Полиграф-плюс», 2013. - С. 25-26.

Войти или Создать
* Забыли пароль?