Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассмотрены сложившиеся подходы к выделению научных школ менеджмента и выявлены их недостатки. Представлен подход, наиболее полно охватывающий научные школы менеджмента, сформировавшиеся в XX–XXI вв., включая: школу научного управления, школу административного управления, школу управления на основе человеческих отношений, школу поведенческих наук, эмпирическую школу управления, школу количественного подхода к управлению, школу социальных систем, школу менеджмента человеческих ресурсов, школу мотивации персонала, школу стратегического менеджмента и маркетинга, школу управления на базе информационных технологий.
выделение, научные школы, менеджмент.
В условиях современного рыночного развития все большее значение в обеспечении эффективности функционирования хозяйствующих субъектов приобретает качество системы управления – менеджмента.
В этой связи возникает объективная необходимость в рассмотрении подходов к управлению организацией – школ менеджмента в эволюции их развития, с целью использования исторически накопленного научно-практического потенциала для эффективного управления хозяйствующими субъектами в современных условиях и будущих периодах.
В научной литературе встречается достаточно большое количество вариантов описания научных школ менеджмента, включая работы Андреева В.И. [1], Акоффа Р.Л. [2], Ансоффа И. [3], Блэйка Р.Р., Мутона Д.С. [4], Балашова А.П. [5], Барнарда К. [6], Басовского Л.Е. [7], Вердиевой Ю.Н. [8], Веснина В.Р. [9], Виханского О.С., Наумова А.И. [10], Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. [11], Генкина Б.М., Коноваловой Г.А., Кочеткова В.И. [12], Глухова В.В. [13], Гончарова В.И. [14], Дафта Р. [15], Данько Т.П., Голубева М.П. [16], Дойля П. [17], Иванова И.Н. [18], Иванов Л.Б. [19], Казначевской Г.Б. [20], Клиланда Д., Кинга В. [21], Короткова Э.М. [22], Корговой М.А. [23], Кохно П.А. [24], Максимцова М.М., Игнатьевой А.В., Комарова М.А. [25], Минцберга Г. [26], Мескона М, Альберта М., Хедоури Ф. [27], Мэйо Э. [28], Прынина Б.В., Прыниной Л.В., Усман З.А., Эриашвили Н.Д. [29], Репиной Е.А. [30], Русинова Ф.М., Петросяна Д.С. [31], Смолкина А.М. [32], Травина В.В., Дятлова В.А. [33], Тебекина А.В. [34-37], Тейлора Ф. [38], Уткина Э.А. [39], Файоля А. [40] и др.
Проведенные исследования показывают, что практически во всех литературных источниках изложение динамики развития концепций менеджмента заканчивается на второй половине в ХХ-го в.
Один вид классификации концепций менеджмента базируется на рассмотрении количественного, процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте, характеристики которых представлены в табл. 1.
Таблица 1
Классификация концепций менеджмента, базирующаяся на рассмотрении количественного, процессного, системного и ситуационного подходов
№ |
Название подхода |
Характеристика подхода |
1 |
Процессный подход |
Основывается на концепции, утверждающей, что управление представляет собой непрерывную последовательность выполняемых функций, образующих цепь взаимосвязанных между собой действий, реализующих процесс управления. К основным функциям управления при этом относятся: маркетинг, планирование, организация, реализация, руководство, контроль, оценка, принятие решений, регулирование, мотивация, корректировка. Связующим звеном реализации этих функций управления выступают коммуникации. |
2 |
Системный подход |
Основывается на применении теории систем к организации (как единого целого, состоящего из взаимосвязанных подсистем), использующего принцип обратной связи между частями и целым; целым и окружающей средой, а также между частями системы и внешним окружением, так как организация – это открытая система, динамично взаимодействующая с внешней средой. Реализация системного подхода предполагает следующие основные действия: выделение объекта исследования; определение иерархии целей системы и ее отражение в целях входящих в нее подсистем; определение влияния каждой из подсистем на систему и наоборот – влияние системы на входящие в нее подсистемы; анализ и учет воздействия внешней среды на организацию; определение возможных путей совершенствования деятельности организации и выбор из них рационального. |
3 |
Ситуационный подход |
Базируется на управлении исходя из складывающейся конкретной ситуации, представляющей собой набор обстоятельств, оказывающих существенное влияние на организацию (предприятие) в данный период времени, и заключающаяся в анализе возможностей применения различных методов управления с целью выбора наиболее эффективного в конкретных условиях. |
4 |
Количественный подход |
Предполагает использование для решения проблем предприятия количественных статистических оценок, инструментального и инженерного подходов для формирования экономико-математических моделей и оценки на их основе возможностей и перспектив развития предприятия как социально-экономической системы. |
Авторы, опирающиеся на подходы к формированию концепций менеджмента, представленные в табл. 1, исходят из того, что количественный, процессный, системный и ситуационный подходы, дополняя друг друга, полностью обеспечивают развитие современного менеджмента.
Другие авторы рассматривают более широкую палитру концепций менеджмента, включая: школу научного управления, школу административного (классического) управления, школу человеческих отношений, школу поведенческих наук, школу науки управления (именуемую также количественной). При этом охватывается период с 1880-х по 1950-е годы.
Третьи авторы наряду со школой научного управления, школой административного управления, школой человеческих отношений, школой поведенческих наук и школой количественного подхода выделяют: эмпирическую школу, школу социальных систем, школу менеджмента человеческих ресурсов. Именно эта классификация научных школ менеджмента, характеристики которых представлены в табл. 2, считается на сегодняшний день наиболее полной.
Таблица 2
Существующая классификация научных школ менеджмента, признанная в настоящее время наиболее полной
№ |
Название школы |
Период формирования |
1 |
Школа научного менеджмента |
1885–1920 гг. |
2 |
Административная (классическая) школа научного менеджмента |
1920–1950 гг. |
3 |
Школа человеческих отношений |
1930–1950 гг. |
4 |
Школа поведенческих наук |
1930–1950 гг. |
5 |
Школа количественного подхода |
С 1950 гг. |
6 |
Эмпирическая школа |
1940–1950-е гг. |
7 |
Школа социальных систем |
1950–1960-е гг. |
8 |
Школа менеджмента человеческих ресурсов |
1960-е гг. |
Поскольку известные подходы к выделению школ менеджмента охватывают, как правило, период с 1880–х по 1960-е годы, в данной работе на основе проведенных исследований представлен наиболее полный вариант классификации научных школ менеджмента, сформировавшихся в XX–XXI вв. (табл. 3).
Таблица 3
Предлагаемый вариант классификации научных школ менеджмента, сформировавшихся в XX–XXI вв.
№ |
Название школы менеджмента |
Период формирования школы |
Основные идеи концепции менеджмента |
Наиболее яркие представители школы менеджмента |
1 |
Школа научного управления |
1885–1920 гг. |
Изучение и совершенствование содержания и организации труда персонала предприятия на основе использования научных методов, заимствованных из других областей знаний |
М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Грант, О.А. Ерманский, Ф. Тейлор Г. Форд, Г. Эмерсон и др. |
2 |
Школа административного (классического) управления |
1920–1950 гг. |
Поиск системных подходов к повышению эффективности управления предприятием за счет рационального администрирования без привлечения дополнительных ресурсов извне |
А. Гастев, А. Гинсбург, Д. Муни, А. Слоун, Л. Урвик, А. Файоль и др. |
3 |
Школа управления на основе человеческих отношений |
1930–1950 гг. |
Базируется на повышении эффективности деятельности организации за счет использования знаний о межличностных отношениях и утверждает, что при рассмотрении менеджмента как способа управления, обеспечивающего выполнение работ с помощью других людей, следует учитывать, что отношения в коллективе имеют не меньшее значение, чем материальное стимулирование труда сотрудников |
Э. Мэйо, М.П. Фоллетт и др. |
4 |
Школа поведенческих наук |
1930–1950 гг. |
Базируются на исследованиях социального взаимодействия в организации, мотивации персонала, роли власти, лидерства и авторитета в управлении, влияния типа используемых организационных структур, коммуникаций, качества трудовой жизни и работы на эффективность функционирования компании. Школа поведенческих наук направлена на оказание помощи сотруднику в осознании им собственных возможностей и достижение высокой эффективности предприятия за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов. |
К. Арджирис, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу и др. |
5 |
Эмпирическая школа управления |
1940–1950-е гг. |
Направлена на аккумулирование лучшего положительного опыта управления, внедрение и закрепление его в практике управления организацией. |
Э. Дейл, Р. Дэвис, П. Друкер, Д. Миллер, Л. Ньюмен, Э. Петерсон, Э. Плоумен, Г. Саймон, А. Чандл и др. |
6 |
Школа количественного подхода к управлению |
С 1950 г. |
Школа количественного подхода к управлению базировалась на достижениях в области развития кибернетики и исследования операций. Благодаря применению количественных методов выработки управленческих решений, использование которых стало возможно благодаря внедрению математических моделей в менеджмент, получило развитие внедрение в управление организацией аппарата точных наук. |
Р. Акофф, Л. Берталанфи, Р. Калман, Э. Райф, С. Саймон, С. Форрестр и др. |
7 |
Школа социальных систем |
1950–1960-е гг. |
Базируется на рассмотрении работника как личности, имеющей социальную ориентацию и потребности, отражающиеся в организационной среде, которая в свою очередь также влияет на формирование потребностей у сотрудников. Совместное использование этих социальных устремлений в интересах организации позволяет повысить эффективность ее функционирования. |
Дж. Марч, Г. Саймон, А. Этциони и др. |
8 |
Школа менеджмента человеческих ресурсов |
1960-е гг. |
Рассматривает персонал как главный источник повышения эффективности функционирования организации. Основное внимание уделяется удовлетворению потребностей как итога личной заинтересованности каждого работника в лучших результатах общественного труда. |
М. Бир, Д. Гест, М.А. Деванна, Дж. Дуглас, С. Ч. Фомбрун, Д. Хант, Э. Штейн и др. |
9 |
Школа мотивации персонала |
1950–1990-е гг. |
Базируется на определении вариантов наиболее эффективного решения задачи управления деятельностью организации исходя из особенностей формирования в них социально-психологической цепочки событий: «потребность – мотив – стимул – цель – действие», определяющей действия, как отдельных сотрудников, так и групп (коллективов) сотрудников в организации в целом. Включает содержательные теории мотивации персонала (звено «мотив – стимул»), мотивационные теории «поля» (звено «стимул – цель») и процессные теории мотивации (звено «цель – действие»). |
Дж. Адамс, К. Альдерфер, Д. Аткинсон, П. Бурдье, Д. Боуэн, В. Врум, Ф. Герцберг, А. Горц, Дж. Коул, К. Левин, Э. Локк, Э. Лоулер, К. Мадсен, Д. Мак-Грегор, Д. Мак-Келланд, П. Мартин, А. Маслоу, Ш. Ричи, В. Скиннер, Ф. Тейлор, У. Оучи, Л. Портер, Р. Фрей, Э. Фромм и др.
|
10 |
Школа стратегического менеджмента и маркетинга |
1970–2000-е гг. |
Базируется на основе разработок |
И. Ансофф, Д.С. Львов, Ф. Котлер, М. Портер и др. |
11 |
Школа управления на базе информационных технологий |
1980 – н.в. |
Базируется на информационных технологиях как на одной из четырех свобод, обеспечивающих процессы интеграции, и позволяющих эффективно осуществлять основные функции управления: маркетинг, анализ, планирование, руководство, координация, контроль, корректировка и др. |
Белл Д., Кастельс М., Маклюэн М., Масуда Е., Махлуп Ф., Нейсбитт Дж., Стоунер Т., Тоффлер Э., Эбурдин П. и др. |
Таким образом, проведенные исследования позволили сформировать наиболее полный вариант классификации научных школ менеджмента, сформировавшихся в XX–XXI вв., включавший: школу научного управления, школу административного управления, школу управления на основе человеческих отношений, школу поведенческих наук, эмпирическую школу управления, школу количественного подхода к управлению, школу социальных систем, школу менеджмента человеческих ресурсов, школу мотивации персонала, школу стратегического менеджмента и маркетинга, школу управления на базе информационных технологий.
Данная классификация, безусловно, не является исчерпывающей, и требует дальнейшего развития.
Во-первых, это связано с тем, что выделяемые классы не являются непересекающимися множествами, что во многом связано с преемственностью технологий классификации.
Во-вторых, это связано с непрерывным процессом развития науки управления.
1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2014. - 275 с.
2. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпораций. - М.: Прогресс, 1985. - 328 с.
3. Ансоффа И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.
4. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон. Пер. с англ. И. Ющенко. - Киев: Вышейшая школа, 2013. - 274 с.
5. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
6. Barnard C.I. The Functions of the Executive. /Harvard University Press: Cambridge, MA. 1938.
7. Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 214 с.
8. Вердиева Ю.Н. Менеджмент. - Владивосток: ДВФУ, 2012. - 311 с.
9. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2013. - 320 с.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2008. - 669 с.
11. Теория управления. Под общей редакцией: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Издательство РАГС, 2010. - 557 с.
12. Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 1996.
13. Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. - 600 с.
14. Гончарова В.И. Менеджмент. - Минск: Современная школа, 2010. - 635 с.
15. Дафт Ричард Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2012. - 863 с.
16. Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.
17. Дойль П. Менеджмент. - СПб.: Питер, 1999. - 560 с.
18. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации: Учебник. - М.: Инфра-М, 2004.
19. Иванов Л.Б. Основы менеджмента: эволюция управленческой мысли. - СПб.: ЛТА, 1996.
20. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. - Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. - 452 с.
21. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Советское радио, 1974. - 280 с.
22. Коротков Э.М. Менеджмент. - Москва: Юрайт, 2012. - 640 с.
23. Коргова М.А. Менеджмент. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 378 c.
24. Кохно П.А. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001.
25. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2006.
26. Минцберг Г. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру. - М.: ЭКСМО, 2009. - 463 с.
27. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.
28. Mayo E. The Human Problems of Industrial Civilization. - New York: Macmillan, 1933.
29. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б. В. Прынин, Л. В. Прынина, Н. Д. Эриашвили, З. А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прынина. - М.: ЮНИТИ, 1998.
30. Репина Е.А. Основы менеджмента. - М.: Академцентр, 2013. - 240 c.
31. Русинов Ф.М., Петросян Д.С., Шульга В.А. Основы теории современного менеджмента. - М.: Б.и., 1993. - 204 с.
32. Смолкин А.М. Менеджмент. Основы организации. - М.: ИНФРА-М, 1999.
33. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.
34. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696 с.
35. Тебекин А.В. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2015. - 384 с.
36. Тебекин А.В. Теория управления. Учебник - М.: Кнорус, 2017. - 342 с.
37. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. - М.: Кнорус, 2014. (4-е издание).
38. Taylor W.F. Principles of Scientific Management. - New York: Harper & Row, 1911.
39. Уткин Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 1997.
40. Fayol H. Industrial and General Administration. - Geneva: International Manag. Inst., 1930.