Челябинск, Россия
В статье рассмотрены основные теоретические положения и идеи учебного пособия «Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа» авторского коллектива (В.А. Беликов, П.Ю. Романов). С точки зрения особенностей управления учебно-познавательной деятельностью студентов и формирования базовых учебных умений анализируются подходы, принципы, выделяются педагогические условия (формирование познавательной мотивации, овладение активными способами учебно-познавательной деятельности и ориентированность студентов на самостоятельную творческую, исследовательскую деятельность) и средства эффективной организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Отмечается модульная технология построения пособия и ее практико-ориентированный характер как основа эффективного личностного и профессионального развития студентов колледжа.
учебно-познавательная деятельность, обобщенные умения, базовые учебные умения, наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация, творческая деятельность, исследовательская деятельность.
Одной из целей реформирования образовательного процесса на современном этапе является создание эффективной системы управления деятельностью студентов, направленной на подготовку конкурентоспособного выпускника. Новые требования общества ориентированы на формирование у студентов способности к самостоятельному усвоению знаний, непрерывному самообучению и самостоятельному познанию [5]. В связи с этим все актуальнее становятся проблемы адаптации обучающихся к новым образовательным условиям, что вызывает потребность совершенствования как психологического, так и познавательного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Изучая особенности дидактики, исследовательской и творческой деятельности в современном образовательном процессе, ученые-педагоги отмечают компетентностную ориентацию образовательного процесса, его индивидуализацию и практико-ориентированный характер [2, 3], диверсификацию форм, методов и технологий обучения [14, 15, 16, 17]. Исследования ученых привели к накоплению большого количества новых дидактических фактов, дающих научное обоснование содержанию методов и организационных форм обучения. Авторы пособия «Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа» (В.А. Беликов, П.Ю. Романов) решили реализовать свои научные подходы и идеи в методическом обеспечении факультативного курса для студентов СПО [1].
Организация учебно-познавательной деятельности студентов и эффективное управление ее имеет принципиальное значение [9]. Пособие написано с учетом психологических особенностей данного возрастного периода и ориентировано на формирование основ учебно-познавательной деятельности, что определяет его актуальность.
Управление учебно-познавательной деятельностью студентов колледжа, по мнению авторов, должно осуществляться с учетом возрастных особенностей, так как данный возрастной период – важный этап социально-профессионального становления личности. Ведущие потребности юности – это потребности в социально-психологической поддержке, социальном и профессиональном самоопределении и потребность в достижениях [2]. Психологическими новообразованиями в этом возрасте являются самостоятельность, зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность. Данными возрастными особенностями обусловлен стиль изложения материала пособия, подразумевающий определенную диалогичность. Глава «Обращение к читателю» способствует созданию положительной мотивации, которая на начальном этапе обучения компенсирует недостаточный запас знаний, умений и навыков.
Авторы связывают эффективность организации учебно-познавательной деятельности студентов с увеличением познавательной мотивации, познавательной активности, самостоятельности. В главе «Урок для учителя» они подчеркивают важную роль преподавателя, так как в современном образовательном процессе он является организатором учебного процесса, управляет им.
Управление учебно-познавательной деятельностью студентов предполагает создание условий для развития личности, роста их профессионального мастерства [7]. Изучая ее особенности, авторы считают, что существенное влияние, как на сам процесс деятельности, так и на ее результат оказывают мотивы деятельности. Активизировать учебно-познавательную деятельность студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки они предлагают через совместную деятельность преподавателя и студента. Деятельность преподавателя, который выполняет организационные, координационные и консультативные функции, направлена на формирование мотивации, которая пробуждает непосредственный интерес к содержанию учебного предмета; к характеру той мыслительной деятельности, которую требует предмет; опосредованный интерес, вызываемый связью предмета с будущей деятельностью; интерес, основанный на положительном влиянии преподавателя, его личностных качеств. Формирование познавательной мотивации через совместную деятельность преподавателя и студента является одним из организационно-педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа [11].
Управление учебно-познавательной деятельностью студентов не может быть успешным, если отсутствует познавательный интерес, который формируется путем эффективной ее организации. Сформулированное условие обеспечивает достижение цели – формирование мотивов деятельности, потребностей и интересов, позволяющих стимулировать активность студента и добиться эффективности его деятельности в процессе профессиональной подготовки в колледже.
Пособие написано с учетом основных составляющих управления учебно-познавательной деятельностью (целеполагание обучающихся; мотивы их деятельности; формирование умений обучающихся), что и определяет структуру пособия. Главы пособия представляют собой программу реализации действий по достижению поставленной дидактической цели: «В предлагаемой книге мы ставим задачу помочь тебе, читатель, в овладении рациональными умениями учебной деятельности и подготовке к самообразованию» [1, с. 5].
В этой связи особое внимание обращает на себя модульная технология изложения материала пособия, позволяющая добиться максимальной активизации учебного процесса. Критерием построения модуля является структурирование учебно-познавательной деятельности студентов согласно логике этапов усвоения знаний: «Урок 1. Введение в тему», « Урок 2. Учись наблюдать», «Урок 3. Учись экспериментировать», «Урок 4. Учись работать с книгой», «Урок 5. Учись готовиться к контрольным работам, зачетам, экзаменам», «Урок 6. Учись исследовать и творить», «Урок 7 (самый короткий). Подведение итогов».
Каждый модуль (глава) включает в себя постановку цели; учебную информацию в виде текстового материала, таблиц, иллюстраций; практические задания для отработки умений и навыков; задания для самостоятельной работы студентов; обладает относительной самостоятельностью и целостностью в рамках учебного курса и направлен на формирование определенных профессионально значимых навыков и умений (наблюдать, экспериментировать, работать с книгой, систематизировать, исследовать). Применение пособия в образовательном процессе позволяет реализовывать одно из важнейших организационно-педагогических условий, суть которого заключается в определении таких обстоятельств учебно-познавательной деятельности, в которых студенты усваивают содержание специальных и общеобразовательных дисциплин на основе активных способов учебно-познавательной деятельности [4].
В главе «Урок 1. Введение в тему» авторы дают определение таких понятий, как «деятельность», «учебно-познавательная деятельность», «умение», «обобщенные умения», подчеркивая важную роль учебно-познавательной деятельности в преобразовании действительности и формировании человека. Без активных действий субъекта не может быть и речи об изложении или усвоения знаний, формировании умений и навыков и применении их на практике. Усвоение знаний или познавательная деятельность всегда есть результат целенаправленных действий. Действия (умственные, речевые и моторные) составляют конкретные способы достижения поставленной цели: изложения и усвоения знаний, формирования умений, открытия новых знаний и т.д.
В главе «Урок 2. Учись наблюдать» авторы рассматривают особенности наблюдения как вида учебно-познавательной деятельности. Организация наблюдения в процессе обучения реализуется с помощью обобщенного плана, предлагаемого авторами пособия, и преследует следующие цели:
– ознакомление с особенностями наблюдения как метода научного познания и подготовка к ведению научных наблюдений;
– изучение свойств тел, явлений природы и общества;
– развитие наблюдательности и личностных качеств студента.
Стоит отметить, что организация учебно-познавательной деятельности осуществляется с учетом закономерностей тех психических процессов, которые лежат в ее основе. Управление вниманием, восприятием, памятью, мышлением студентов обеспечивается с помощью применения различных схем, рисунков, графиков [6, 13].
В условиях развивающего обучения важен не только результат деятельности (знания, умения, навыки), но и овладение способами достижения результатов [8]. В главе пособия «Урок 3. Учись экспериментировать» авторами предлагается решение проблемы повышения эффективности и качества учебного процесса. Данная глава ориентирована на овладение методами познания и предполагает увеличение доли самостоятельной работы студентов для активизации учебно-познавательной деятельности и их включение в творческую деятельность путем проблемно-познавательных заданий.
Следующая глава пособия «Урок 4. Учись работать с книгой, или Учись работать с учебными текстами»» направлена на формирование умений, необходимых для подготовки докладов и сочинений по предметам; выполнение заданий, требующих глубокого изучения дополнительной литературы, сравнение и сопоставление различных фактов, что является основой формирования навыков, необходимых для дальнейшей учебно-познавательной деятельности не только в системе СПО, но и в ВУЗе.
Большое значение в учебно-познавательной деятельности имеет систематизация знаний. В главе «Урок 5. Учись готовиться к контрольным работам, зачетам, экзаменам» систематизация как вид учебно-познавательной деятельности ориентирована на формирование умений выявлять логические связи между элементами, их зависимость друг от друга, строить схемы и модели, анализировать, выделять типическое и делать выводы, вырабатывать индивидуальную степень доверия к информации, работать со скрытыми смыслами текстов. Данные умения, совершенствуясь и видоизменяясь в процессе методической подготовки студента, переходят на соответствующий уровень, формируя такие умения обучающегося, как обдумывание, анализ сложных ситуаций [17, 18]. Вместе с этим повышается качество знаний студентов.
Однако овладение только знаниями, умениями, навыками и методами приобретения знаний в колледже недостаточно. Студент должен уметь применять полученные знания на практике, самостоятельно, творчески и продуктивно подходить к решению поставленных задач.
В пособии овладение видами учебно-познавательной деятельности идет в направлении от алгоритмических методов ее выполнения к неалгоритмическим (вариативным, творческим) методам. Для развития творческого потенциала студентов важное значение имеет глава пособия «Урок 6. Учись исследовать и творить», в которой рассматриваются особенности творческой и исследовательской деятельности.
Организация творческой и исследовательской деятельности предполагает решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области как способа их решения, так и предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки (творческие задачи) и направлена на приобретение на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для студента знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения задачи [9]. В учебно-познавательной деятельности элементы творчества проявляются в особенностях ее протекания: умение видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях, что и способствует накоплению необходимого объема знаний, умений, навыков.
Управление учебно-познавательной деятельностью осуществляется посредством включения студентов в творческую деятельность через их самостоятельную работу. Таким способом реализуется третье организационно-педагогическое условие – активизация учебно-познавательной деятельности студентов, которое заключается в организации самостоятельно-творческой деятельности студентов колледжа [12].
Заключительная глава «Урок 7. (Самый короткий) Подведение итогов» носит рекомендательный характер и содержит помимо итогов необходимый для дальнейшего саморазвития студентов список литературы.
Несомненным достоинством пособия является большое количество иллюстраций, рисунков, примеров из повседневной жизни, что подчеркивает практико-ориентированный характер данной работы и вписывается в концепцию ученых [2].
Таким образом, управление учебно-познавательной деятельностью студентов колледжа предполагает эффективную организацию совместной деятельности, гуманистический стиль взаимоотношений обучающегося и педагога при решении учебных задач, исключение пассивного восприятия учащимися готовой информации. Управление заключается в создании таких организационно-педагогических условий, как формирование познавательной мотивации, овладение активными способами учебно-познавательной деятельности и ориентированность студентов на самостоятельную творческую, исследовательскую деятельность. Каждое условие обеспечивает решение отдельных аспектов проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Реализуемые в комплексе условия являются необходимыми и достаточными в целом для эффективной активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.
Следует также отметить несомненный практико-ориентированный характер данного пособия и полное соответствие современному компетентностному подходу [3, 10].
Пособие «Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа» содержит новые научные результаты, полезные для ознакомления и использования не только студентам, но и исследователям в области педагогики, преподавателям школ, средних специальных учебных заведений и вузов, специалистам факультетов повышения квалификации и руководителям органов народного образования.
1. Беликов В.А., Романов П.Ю. Основы учебно-познавательной деятеьности студентов колледжа. Методические советы обучающимся по формированию базовых учебных умений: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 179 с. - (Среднее профессиональное образование).
2. Беликов В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности: монография. - М.: Перо, 2017. - 312 с.
3. Беликов В.А., Романов П.Ю., Валеев А.С. Дидактика практико-ориентированного образования: монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 267 с. 3
4. Васева О.Х. Создание современной образовательной среды в процессе обучения Web-технологиям // Журнал исследований по управлению. - М., 2018. - Т. 4. - № 3. - С. 31-37.
5. Васёва О.Х. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе практико-ориентированного образования // Журнал педагогических исследований. - М., 2018. - Т. 3. - № 4. - С. 136-146.
6. Великих А.С., Романов П.Ю., Романова Т.Е. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода методом проектов // Современные проблемы науки и образования. - Пенза, 2016.- №2. - С. 221.
7. Дзамыхов А.Х., Ниматулаев М.М., Романов П.Ю. Аспекты методологии педагогики в информационном обществе / Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сб. науч. трудов Международной науч.-практ. конф-ции. - М.: 2016. - С. 57-67.
8. Климова Т.Е., Романова М.В., Романов П.Ю. Формирование опыта научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе метода восхождения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 12. - С. 94-104.
9. Лисьев Г.А., Романов П.Ю., Аскерко Ю.И. Программное обеспечение компьютерных сетей и Web-серверов: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 145 с. - (Среднее профессиональное образование).
10. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: монография / П.Ю. Романов, Т.П. Злыднева, Т.Е. Романова [и др.] - М.: Инфра-М, 2017. - 260 с.
11. Романов П.Ю. Принципы организации исследовательской деятельности учащихся в системе непрерывного образования // Объединенный научный журнал. - 2001.- № 7 (7). - С. 39-43.
12. Романов П.Ю. Психолого-педагогические основы решения творческих задач // Вестник Магнитогорского государственного университета. - Магнитогорск. - 2001. - № 2-3. - С. 340-345.
13. Романов П.Ю., Васёва О.Х. Формирование исследовательских умений обучающихся в процессе медиаобразования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: ГПА, 2018. - Вып. 59. - Ч. 4. - С. 186-189.
14. Романов П.Ю., Банникова Д.Д. Особенности формирования исследовательских компетенций школьников на уроках математики // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск. - 2015. - № 2. - С. 63-67.
15. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Роль графической интерпретации результатов решения задач с параметрами в организации исследовательской деятельности учащихся // Современные проблемы обучения математике в школе. - Магнитогорск, 2000. - С. 84-90.
16. Романов П.Ю., Сайгушев Н.Я., Романова Т.Е., Милов Ю.Е. Формирование исследовательских умений обучающихся в условиях перехода на Госстандарт нового поколения // Мир науки, культуры, образования.- 2015.- № 6(55). - С. 65-68.
17. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования.- Пенза, 2015. - № 5. - С. 569.
18. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев Р.Р., Мелехова Ю.Б. Инновационные образовательные технологии как средство оптимизации профессиональной подготовки будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования.- Пенза, 2016. - № 5. - С. 241.