ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рубрики: РЕЦЕНЗИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья содержит анализ учебного пособия «Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа (методические советы обучающимся по формированию базовых учебных умений)» авторов В.А. Беликова и П.Ю. Романова [1]. В статье оцениваются методические приемы, рекомендации для обучающихся, стиль изложения, структура пособия и со-временное образовательное пространство. Отмечается актуальность и востребованность пособия для преподавателей и обучающихся системы среднего профессионального образования.

Ключевые слова:
учебно-познавательная деятельность, репродуктивно-алгоритмический уровень деятельности, поисково-эвристический уровень деятельности, креативно-творческий уровень деятельности, обобщенные умения, наблюдение, эксперимент, обобщение, систематизация, исследование, творчество.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

В современных условиях реформирования системы образования все более актуальной становится проблема обучения учащихся самостоятельному получению знаний и опыта деятельности [5]. Авторы  пособия «Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа»  (В.А. Беликов, П.Ю. Романов), имея  опыт научной деятельности в области  дидактики [2, 3] и организации научно-исследовательской деятельности в процессе обучения [8, 14, 23, 27] на основе изменившихся требований к образованию, обусловленных компетентностным подходом и внедрением информационно-коммуникационных технологий [25], выявляют сущностное знание о предмете дидактики профессиональной школы, процессе обучения в ней и определяют специфику компонентов этого процесса в современных условиях. Исследования ученых привели к накоплению большого количества новых дидактических фактов, дающих  научное обоснование  содержанию методов и организационных форм обучения.

В пособии рассматриваются вопросы образования личности обучающихся колледжей и средних школ. В качестве основы образовательной деятельности предлагаются методики овладения обучающимися основными умениями по таким видам учебно-познавательной деятельности, как наблюдение, эксперимент, работа с книгой и систематизация знаний. Также раскрываются некоторые особенности исследовательской учебно-познавательной и творческой деятельности. Овладение образовательной деятельностью, по мнению авторов пособия, осуществляется на основе алгоритмов основных ее видов и обеспечивает формирование обобщенных умений. Таким образом, можно сразу отметить актуальность этой работы сразу в нескольких контекстах: личностно-ориентированном, процессуальном (алгоритмическом), рефлексивном.

Рассмотрим некоторые особенности текущего и будущего положения в образовательной сфере, которые настоятельно требуют интеграции подобных учебников, методических указаний в образовательную деятельность.

Современное образовательное пространство отличается широким спектром методов, методик, технологий обучения [4, 6]. Однако в последнее десятилетие в нашей стране, как и во всем мире, значительное место стали занимать дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Под этим термином понимаются «…образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [15]. 

При помощи ДОТ реализуется дистанционное обучение (ДО), которое представляет собой интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы) [12, 18]. Оно отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). При этом дистанционное обучение осуществляется в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий [22].

Достаточно большое количество образовательных организаций в РФ последовательно и планомерно включает в свою образовательную деятельность ДОТ [9, 11]. Этому способствуют и законодательные акты, принятые в России за последние годы. Например, Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и другие документы. В этих документах ДОТ объявляются не факультативными, а наряду с традиционными методологиями, основными образовательными технологиями, которые способствуют вовлечению в образовательную деятельность всё большего количество участников (заинтересованных сторон).

Можно выделить некоторые положительные стороны ДО, которые явно привлекают как образовательные организации, так и потенциальных (действующих) обучающихся:

  • «независимость» от расстояний до образовательной организации;
  • возможность реализации действительно индивидуальной траектории обучения;
  • снижение себестоимости обучения.

Однако по собственному опыту работы в ДО и по оценке других специалистов, можно выделить и негативные факторы, затрудняющие широкое применение ДОТ в образовательной деятельности.

1. Недостаточная готовность преподавателей использовать ДОТ в своей деятельности. Это связано не столько с когнитивными особенностями сотрудников, но и может обосновываться, например, слабой материальной базой в образовательной организации или / и непроработанной системой оплаты труда разработчиков курсов и тьюторов [9]. Здесь же возникают вопросы, связанные с авторским правом.

2. Слабая готовность обучающихся к значительной самостоятельной работе, которая является основой не только для дистанционного обучения, но и для других организационных форм образовательной деятельности [13]. Например, согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) последних поколений (3, 3+), объем учебной нагрузки для очной формы обучения, выделяемый на самостоятельную работу обучающихся, составляет в высшем образовании – до 50%, а в среднем профессиональном образовании – до 20–30%. Также в образовательной политике сложился вектор, направленный на развитие исследовательских компетенций у обучающихся всех уровней образовательной системы РФ [24]. Эти компетенции формируются достаточно непросто и сам процесс их формирования может быть затруднен из-за отсутствия соответствующих методик.

3. У значительной части обучающихся, активно использующих Интернет и другие телекоммуникационные технологии, сложилось ложное представление о том, что «информация = знания». Мгновенный поиск необходимой информации для ответа на вопрос (задание) представляется панацеей от «зубрежки», собственной креативности, оценки качества полученной информации [20]. Например, скандалы, связанные с передачей правильных ответов на ЕГЭ по телекоммуникациям, были до недавнего времени весьма показательными.

Рецензируемое пособие поможет решить часть проблем или уменьшить их влияние на результаты образовательной деятельности.

Структурно пособие представляет собой комплекс последовательно выполняемых семи УРОКОВ для обучающихся и один УРОК для учителя. В Приложении (размещенном в облаке) приведена учебная программа дисциплины «Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа (Деятельностный подход в образовании)». Программа носит факультативный характер и апробирована в ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

Урок для учителя проводит предварительную настройку коллег, заинтересовавшихся применением пособия в своей деятельности, к методическому подходу, который можно обозначить как саморефлексивный [26]. Авторы обращаются напрямую к коллеге, используя прямую речь. При этом, достаточно корректно проводя методологическую линию деятельностного подхода и настраивая коллегу на системный взгляд в отношении обучающихся, образовательной деятельности, этапность и последовательность совершенствования как учебно-познавательной деятельности обучающихся, так и на самосовершенствование педагога.

Урок выстроен в виде диалога с преподавателем, в котором авторы задают вопросы, предлагают подумать на, казалось бы, известные темы, но с другой точки зрения (системный подход).  Предлагаются концентрированные информационные блоки и «якоря» в виде выделенных блоков (рис. 1).

Завершают данный Урок «Выводы по уроку» и «Задание (домашнее)». «Задание» позволяет ещё раз оценить в теоретическом и практическом аспектах свой уровень достижений в самообразовании и саморефлексии.  Урок завершается подборкой литературы для углубленного самообразования.

Подобная структура Урока сохраняется и расширяется при изучении Уроков для обучающихся: диалог от первого лица; вопросы и задания, направленные на саморазвитие обучающихся; «якоря» для важной информации. Дополнительно, вводятся графические иллюстрации для дополнительной фиксации внимания на заданиях и необходимой информации.

Последовательность Уроков для обучающихся обеспечивает поэтапное формирование умений и навыков в учебно-познавательной деятельности, включая основы исследовательской и творческой деятельности [16, 27], проведения расчетов и оценок полученных результатов.

Названия и темы Уроков выглядят следующим образом:

  • УРОК I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. Тема урока: учебная деятельность обучающихся.
  • УРОК II. УЧИСЬ НАБЛЮДАТЬ. Тема урока: наблюдение как вид учебно-познавательной деятельности.
  • УРОК III. УЧИСЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ. Тема урока: эксперимент как вид учебно-познавательной деятельности.
  • УРОК IV. УЧИСЬ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ. Тема урока: работа с книгой как вид учебно-познавательной деятельности.
  • УРОК V. УЧИСЬ ГОТОВИТЬСЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ, ЗАЧЕТАМ, ЭКЗАМЕНАМ, ЕГЭ. Тема урока: систематизация знаний как вид учебно-познавательной деятельности.
  • УРОК VI. УЧИСЬ ИССЛЕДОВАТЬ И ТВОРИТЬ. Тема урока: творчество и исследование как вид учебно-познавательной деятельности.
  • УРОК VII. (Самый короткий). Тема урока: подведение итогов.

Значительное количество примеров, заданий вопросов для анализа (и самоанализа) авторы приводят на примере физики и математики [21]. Выбор обусловлен тем, что значительная часть нашей жизни (и образовательной деятельности) проходит в физическом мире, с объективными (и, следовательно, проверяемыми) законами. Виртуальный мир, который становится все более привлекательным своими эффектами, возможностью создавать собственные законы, проживать много «жизней», создает лишь иллюзию знаний у обучающихся и не может заменить реальную образовательную деятельность.

Рассмотрим более подробно содержание, методические приемы, систему концентрированных знаний и другие элементы урока на примере одного из самых сложных уроков (по утверждению авторов) – УРОК V. Учись готовиться к контрольным работам, зачетам, экзаменам, ЕГЭ.

Представляется справедливым утверждение авторов о сложности этого Урока, формирующего умения самостоятельно систематизировать и поддерживать в актуальном состоянии знания обучающимися. В условиях дистанционного обучения в колледже (вузе) эта учебная деятельность становится определяющей в достижении положительных результатов образовательной деятельности и получения обучающимися соответствующих профессиональных компетенций [7].

В начале Урока авторы обращаются к обучающемуся с такой сентенцией:

«Конечным результатом твоей учебно-познавательной деятельности являются ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ и КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ. Владение ими тебе постоянно придется подтверждать в жизни: в быту, в школе, на работе, в общении с друзьями и так далее. Но пока ты учишься в школе, основными формами проверки твоих знаний, умений, навыков и личностных качеств являются практические занятия (уроки решения познавательных задач, практикумы и так далее), контрольные работы, зачеты, экзамены.

Испытываешь ли ты страх перед выполнением контрольной работы, сдачей зачетов, экзаменов?» [1, с. 127].

И отвечают, погружая обучающегося в учебно-познавательную деятельность:

«… Что же надо сделать, чтобы не бояться всяких контрольных мероприятий? Надо учиться постоянно не оставлять неусвоенными отдельные вопросы, надо учиться систематически, надо уметь приводить свои знания в систему…» [1, с. 127].

Поставленная цель урока: «… рассмотреть основные способы подготовки к различным контрольным мероприятиям в школе; помочь тебе научиться систематизировать свои знания при подготовке к этим мероприятиям» [1, с. 127–128].

Далее авторы систематизируют в представлении обучающегося формы проверки знаний. Выделяются: «устные (устный ответ одного студента или ученика у доски или опрос всего класса, группы); письменные (написание контрольных и выполнение самостоятельных работ); лабораторно-практические (выполнение контрольных лабораторных и практических работ); комплексные проверки» [1, с. 128]. Кратко поясняется (с использованием наглядных примеров и приема саморефлексии), как реализуются в учебно-познавательной деятельности эти формы контроля.

Далее с использованием «якоря» (рис. 2) авторы вводят понятие и процедуры «систематизации».

В развитии темы и на примерах обучающийся подводится к осознанию факта, что  «… когда мы говорим о системе знаний, то имеем в виду, что все структурные элементы этой системы связаны друг с другом. Если каждый элемент существует в отдельности вне связи с другими, то ни о какой системе говорить нельзя. Только в своем единстве, во взаимосвязи они порождают новое образование, которое мы и называем системой знаний об окружающей действительности…» [1, с. 131].

Затем, через последовательное введение элементов для запоминания, определение понятий авторы предлагают:

«ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ (который) включает следующие действия:

1. Формулировка цели.

2. Отграничение материала, подлежащего систематизации.

3. Выбор способа наглядного представления систематизированного в соответствии с поставленной целью материала.

4. Выделение в отобранном материале основных структурных элементов системы знаний.

5. Выделение и рассмотрение основных признаков каждого элемента.

6. Выделение связей между элементами системы знаний.

7. Оформление результатов, их наглядное представление» [1, с. 134–135].

В ходе последовательного изложения учебного материала авторы вводят особый класс «якорей» – задания для разминки. Пример приведен на рис. 3.

Сама процедура систематизации должна быть выражена как результат в различных формах. Авторы называют множество форм, но останавливаются на самых распространенных «… способах – составление таблиц и построение графических схем (или просто граф-схем или еще проще – графов)» [1, с. 138]. Следует отметить, что графическая систематизация за последние десятилетия приобрела в системном анализе де-факто ключевую роль [16]. Созданы программные инструменты поддержки графического представления систем и многообразия связей между элементами этих систем. Например, Mind Maps (карты разума) или онтологии предметной области.

Пример табличного представления классификации по выделенным признакам представлен на рис. 4 [1, с. 139].

Графические представления систем обладают более развитыми средствами и возможностями, как элементов систем, так и разнообразных связей. Поэтому авторы приводят несколько примеров такого представления систематизации. Примером «якоря», вводящем понятие «граф», является рис. 5.

В Уроке достаточно подробно описываются различные виды связей между элементами системы, и на примерах из явлений (учебников) демонстрируется «свертка» информации в компактную графическую модель. Например, на основании следующей информации: «… В качестве примера графа простого текста приведем граф по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление» курса физики 7-8 классов. Прочти этот параграф и убедись, что в тексте можно выделить следующие элементы системы знаний:

1 – воздух обладает весом (научный факт);

2 – опыт со стеклянным шаром по измерению веса воздуха (метод исследований);

3 – атмосфера (понятие о явлении);

4 – атмосферное давление (понятие о величине)» [1, с. 146].

Построенный граф представлен на рис. 6.

Умение работать с информацией, систематизировать ее является основой развития творческого потенциала обучающегося [10], его исследовательских умений [19], на формирование которых ориентирован  УРОК VI. Учись исследовать и творить. Определяющим фактором в формировании исследовательских умений является взаимообусловленность деятельностной и диалогической составляющих в учебном процессе. Творческое усвоение студентами способов интеллектуальной и практической деятельности; развитие познавательной функции обучающихся, их поисковой деятельности, креативного мышления в проблемных ситуациях и в новых условиях; реализация их творческого потенциала,  накопление  опыта творческой деятельности – основные функции обучения на данном этапе.

Подводя итоги оценки представленного учебного пособия можно ещё раз отметить его достоинства:

1. Востребованность подобного рода учебных пособий обусловлена объективными факторами развития образовательного пространства, в частности переноса значительных объемов образовательной деятельности в виртуальное, телекоммуникационное взаимодействие и, как следствие, значительное повышение ответственности обучающихся за результаты обучения.

2. Структура и методические приемы, реализованные в данном учебном пособии, позволили авторам достаточно сложные дидактические элементы представить наглядным, запоминающимся и продуктивным способом.

3. Исходя из изложенного, можно отметить ценность данного учебного пособия как для обучающихся, так и для преподавателей и необходимость его издания, распространения и внедрения в образовательную деятельность учреждений среднего профессионального образования.

Список литературы

1. Беликов В.А., Романов П.Ю. Основы учебно-познавательной деятельности студентов колледжа. Методические советы обучающимся по формированию базовых учебных умений (СПО) : учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 179 с. - (Среднее профессиональное образование).

2. Беликов В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности: монография. - М.: Пе-ро, 2017. - 312 с.

3. Беликов В.А., Романов П.Ю., Валеев А.С. Дидактика практико-ориентированного образования: монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 267 с.

4. Васёва О.Х. Создание современной образовательной среды в процессе обучения Web-технологиям // Журнал исследований по управлению. - М., 2018. - Т. 4. - № 3. - С. 31-37.

5. Васёва О.Х. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе практико-ориентированного образования // Журнал педагогических исследований. - М., 2018. - Т. 3. - № 4. - С. 136-146.

6. Васёва О.Х., Маликова С.В. Управление как феномен создания, функционирования и развития образовательных систем // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск. - 2015. - № 3(4) - С.102-107.

7. Великих А.С., Романов П.Ю., Романова Т.Е. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода методом проектов // Современные проблемы науки и образования. - Пенза. - 2016. - №2. - С. 221.

8. Гладышева М.М., Романов П.Ю. Моделирование системы формирования исследовательских умений будущих инженеров-программистов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007.- № 6. - С. 150-161.

9. Дзамыхов А.Х., Ниматулаев М.М., Романов П.Ю. Аспекты методологии педагогики в информационном обществе / Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сб. науч. трудов Международной науч.-практ. конф-ции. - М.: 2016. - С. 57-67.

10. Климова Т.Е., Романова М.В., Романов П.Ю. Формирование опыта научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе метода восхождения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 12. - С. 94-104.

11. Кожевников М.В., Васева О.Х. Формирование имиджа организации как условие эффективного управления // Южно-Уральский педагогический журнал. - 2015.- № 1 (2). - С. 106-111.

12. Лисьев Г.А., Романов П.Ю., Аскерко Ю.И. Программное обеспечение компьютерных сетей и Web-серверов: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 145 с. - (Высшее образование: бакалавриат).

13. Лисьев Г.А., Зленко А.Л. Малые исследовательские группы. Формирование, развитие и роль в повышении компетенций выпускников IT-специальностей // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2012. - № 6. - С. 6-10.

14. Лисьев Г.А., Савва Л.И. Проблема подготовки будущего учителя к педагогическому мониторингу. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2000. - 109 с.

15. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006.

16. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: монография / П.Ю. Романов, Т.П. Злыднева, Т.Е. Романова [и др.] - М.: Инфра-М, 2017. - 260 с.

17. Петровых И.Н., Лисьев Г.А. Педагогическая система как условие формирования готовности педагогов к реализации исследовательской деятельности обучающихся // Вестник Академии энциклопедических наук. - 2014. - № 2 (15). - С. 29-33.

18. Проектирование Web-приложений и программных систем в Open Source // Измайлов В.Г., Лисьев Г.А., Озерова М.Ю., Трейбач А.Л. - М.: Флинта, 2011. - 98 с.

19. Романов П.Ю. Принципы организации исследовательской деятельности учащихся в системе непрерывного образования // Объединенный научный журнал. - 2001.- № 7 (7). - С. 39-43.

20. Романов П.Ю. Психолого-педагогические основы решения творческих задач // Вестник Магнитогорского государственного университета. - Магнитогорск. - 2001. - № 2-3. - С. 340-345.

21. Романов П.Ю., Банникова Д.Д. Особенности формирования исследовательских компетенций школьников на уроках математики // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск. - 2015. - № 2. - С. 63-67.

22. Романов П.Ю., Васёва О.Х. Формирование исследовательских умений обучающихся в процессе медиаобразования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: ГПА, 2018. - Вып. 59. - Ч. 4. - С. 186-189.

23. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Роль графической интерпретации результатов решения задач с параметрами в организации исследовательской деятельности учащихся // Современные проблемы обучения математике в школе. - Магнитогорск, 2000. - С. 84-90.

24. Романов П.Ю., Сайгушев Н.Я., Романова Т.Е., Милов Ю.Е. Формирование исследовательских умений обучающихся в условиях перехода на Госстандарт нового поколения // Мир науки, культуры, образования.- 2015.- № 6(55). - С. 65-68.

25. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев Р.Р., Мелехова Ю.Б. Инновационные образовательные технологии как средство оптимизации профессиональной подготовки будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования.- Пенза. - 2016. - № 5. - С. 241.

26. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Сайгушева Л.И., Веденеева О.А. Саморазвитие как фактор процесса профессионального становления студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - Пенза, 2015. - № 5. - С. 569.

27. Хабибулин Д.А., Романов П.Ю. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2011.- № 12-2. - С. 173-183.

Войти или Создать
* Забыли пароль?