Россия
В рамках данной статьи рассматривается современный этап развития Европейского союза как крупнейшей интеграционной группировки в системе международных экономических отношений. Проведен анализ и представлена оценка позиций Европейского союза в современной международной торговле, возможность сохранения принципов либерализма, эффективной многосторонности, устойчивого развития.
Европейский союз, международная торговля, стратегия, принцип, соглашение, партнерство, Россия, Европа.
Научный руководитель:
Гладков И.С.
д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель Центра европейской торговли, Институт Европы Российской академии наук (ИЕ РАН); профессор кафедры мировой экономики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
e-mail: professorgis@rambler.ru
Европейский союз (ЕС) на современном этапе остается крупнейшим интеграционным объединением, торговым блоком, объединяющим пока 28 стран. Евросоюз участвует во Всемирной торговой организации (ВТО) на полноправной основе. Современную стратегию Европейского союза следует определить как «достойное управление» (good governance) [1]. «Достойное управление» подразумевает «…взаимодействие общества и государства при неукоснительном соблюдении прав человека, демократических свобод, сокращении неравенства в обществе» [2]. Торгово-экономические отношения Евросоюза с третьими странами во многом зависят от приверженности этих стран европейским ценностям. Европейский союз при этом соблюдает собственные интересы на международной арене и распространяет общие европейские ценности на глобальном уровне.
Основной принцип внешней политики ЕС – принцип эффективной многосторонности, под которым следует понимать определение, предложенное Робертом Кеохейном: «практика согласования национальной внешней политики в группах из трех и более государств в рамках специальных соглашений или с помощью общих институтов» [3].
Одним из таких проектов в начале XXI в. стало так называемое Трансатлантическое партнерство, которое обусловливалось общим культурно-историческим прошлым его основных участников – ЕС и США (см. [8; 9; 10; 11; 14; 16]).
Для современной Европы США являются одним из основных торгово-экономических партнеров.
Оценив обороты торговли Европейского союза и США, можно отметить, что экономические отношения между США и ЕС на современном этапе остаются основными на атлантическом пространстве. Объем товарного импорта ЕС из США в
Доля США в товарном вывозе Евросоюза к
При этом доля Европейского союза в общем экспорте США в
Современная европейская внешнеполитическая стратегия определяется следующим образом: стратегические отношения между США и ЕС имеют первостепенное значение для трансатлантического процветания и стабильности, принимая во внимание, что товарооборот между ЕС и США составляет большую долю мировой торговли [14; 22].
Поэтому Европейский союз совместно с США действует при решении целого ряда глобальных вопросов, в том числе вопросов безопасности, экономического развития и т.д. Основная форма взаимодействия между ЕС и США состоит в диалоге, определяемом планом действий Трансатлантического экономического партнерства, сформированном в
В феврале
Вместе с тем, партнерство ЕС и США сопровождается сложными торгово-экономическими конфликтами, которые рассматриваются Всемирной торговой организацией [21].
Наиболее спорным вопросом такого договора является расхождение в стандартах между ЕС и США. Видный российский экономист А.Н. Спартак в этой связи отмечает, что, учитывая масштабы ТТИП, контрагенты ЕС и США будут вынуждены подстраиваться под режим и нормы ТТИП, а это, в свою очередь, создаст предпосылки для ЕС и США для выхода на рынки торговых партнеров [14].
Таким образом, США рассматривают такое мегапартнерство с ЕС для достижения своих геополитических и экономических целей, для непрямого контроля над собственными партнерами, сдерживая при этом Китай и страны БРИКС.
В целом, заключение Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства в значительной мере не соответствует принципам многосторонности, приверженцем которых выступает ВТО.
Европа (ЕС) для создания подобного мегапартнерства с США имела достаточную мотивацию, которую можно оценивать как с положительной, так и с отрицательной стороны. ТТИП – определенный вызов сложившимся правилам глобальной системы торговли. Можно отметить противоречивость интересов стран – членов ВТО, страны не торопятся либерализовать свои рынки, но при этом стремятся открыть для себя новые товарные рынки. Такую позицию можно объяснить тем, что определенные секторы по разным причинам оказываются чувствительными как для развитых, так и развивающихся стран (здесь и далее см. [12; 13; 15; 16; 17; 18; 19; 20]).
Развитые страны, в числе которых страны ЕС, Япония, США уже не могут навязывать свою волю через ВТО, поскольку развивающиеся страны, объединившись, способны им противостоять. По этой причине развитым странам, в том числе и странам – членам Европейского союза, для сохранения позиций в мировой торговле приходится разрабатывать и применять новые методы – партнерства по типу ТТИП призваны стать стратегическими центрами, с правилами которых вынуждена будет считаться любая страна, не входящая в такие партнерства.
Основные опасения Европы в партнерстве с США связаны с техническими барьерами: в Европейском союзе и в США действуют разные принципы стандартизации. В Евросоюзе существуют определенные требования к технологии производства и конечной продукции, что обеспечивает унификацию товаров на внутреннем рынке и возможность выхода на внутренний рынок ЕС. В то время как для США практика выработки стандартов одной авторизованной организацией неприемлема. Так, продукция сельскохозяйственного сектора Европы, соответствующая достаточно высоким стандартам, может проигрывать по цене американской продукции, поскольку разрешенные к использованию в пищевой промышленности США ГМО и гормоны значительно понижают конечную стоимость продукции.
Перспектива подписания Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства в полном объеме на сегодняшний момент сомнительна, что осложняется политикой, проводимой президентом США Дональдом Трампом. По оценкам, Европейский союз обладает решимостью на продолжение переговоров и не заинтересован в развороте американского курса в сторону протекционизма. Переговоры в этом направлении способствуют продвижению собственных подходов к рынку как единственно верных и передовых [11; 13].
Современные реалии таковы, что США, совместно с западными странами, рассматривают способы глобального управления нормами и правилами международной торговли, практически игнорируя ВТО как организацию, регулирующую мировую торговлю.
1. Сommunication from the Commission to the Council, the European Parliament and the European Economic and Social Committee - Governance and development / COM/2019/0615 final [Electronic resource].Mode of access: http://eurlex.europa.eu/legal-content.
2. White Paper on governance [Electronic resource]. Mode of access: http://eurlex.europa.eu/legal-content.
3. Keohane R. O. Multilateralism: An agenda for research // International Journal. 1990. Vol. 45. Issue 4. P. 732-764.
4. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 5. - С. 77-84.
5. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 г.: разворот на взлет//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 38-46.
6. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза на современном этапе: «эффект черепахи»//Власть. - 2017. - Т. 25. - № 10. - С. 105-111.
7. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского Союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 4 (12). - С. 6-22.
8. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2001-2013 гг.: тренды в группе лидеров//Власть. - 2014. - № 5. - С. 15-18.
9. Гладков И.С. Посткризисная эволюция международной торговли//Международная экономика. - 2014. - № 7. - С. 31-38.
10. Гладков И.С. Проект «Транстихоокеанское партнерство» в системе современной международной торговли//Международная экономика. - 2016. - № 1. - С. 25-33.
11. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность / Под общ. ред. Ал.А. Громыко, М.Г. Носова. - М.: Весь мир, 2017. С. 379.
12. Пискулов Ю.В. Геополитические риски в глобальной экономике и международной торговле//Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 2. - С. 14-21.
13. Пискулов Ю.В. Россия - Запад: обратная сторона конфликта (размышления экономиста)// Международная экономика. - 2015. - № 1. - С. 4-8.
14. Спартак А.Н. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство: возможные эффекты для России и ЕАЭС// Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - № 6. - С. 6.
15. Хасбулатов Р.И. Мегатренды в современном мире и новый американский глобальный экономический порядок// В сборнике: Мегатренды глобальной экономики и международного предпринимательства сборник статей Международной научно-практической конференции. -2018. - С. 9-24.
16. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: иллюзии единства, новейшие явления и американский глобальный экономический порядок// Вестник Чеченского института повышения квалификации работников образования. - 2017. - № 2 (27). - С. 76-112.
17. Хасбулатов Р.И. Санкции как инструмент политики и их влияние на российскую экономику // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2015. - Т. 195. - № 6. - С. 912-942.
18. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика после великой рецессии: слабая динамика, влияние дуновений холодной войны// Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2015. - № 1 (79). - С. 14-27.
19. Хасбулатов Р.И. Прорыв к европейскому миру, безопасности и сотрудничеству. Несбывшиеся надежды// Международная жизнь. - 2015. - № 11. - С. 157-165.
20. Хасбулатов Р.И., Пискулов Ю.В. Новый мировой гуманистический порядок диктует необходимость отбросить политику конфронтации, протекционизма и санкций // Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 2. - С.19-35.
21. Breuss F. Economic Integration, EU-US Trade Conflicts and WTO Dispute Settlement [Electronic resource]. Mode of access: http://eiop.or.at/eiop/pdf/2019
22. European Parliament. Towards a new European security strategy? Assessing the impact of changes in the global security environment. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2019/