с 01.01.2018 по настоящее время
Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
ГРНТИ 10.17 Административное право
ОКСО 40.03.01 Юриспруденция
ББК 67 Право. Юридические науки
ТБК 75 Право. Юридические науки
В статье рассматривается проблема борьбы с контрафактом в современной России, оцениваются ущерб и тенденции в борьбе с контрафактом, рассматривается законодательная деятельность государтсва в данной сфере, предпринимаемые им меры в борьбе с контрафактом, рассматриваются последние изменения в законодательстве в данной сфере, рассматриваются некоторые прецеденты, связанные с противодействием контрафакту, оценивается эффективность вводимых мер по противодейсвтию контрафактной продукции.
Административное регулирование, контрафакт, противодействие контрафакту, национальная система маркировки
Определение контрафакта дано в гражданском кодексе Российской Федерации. 1252 ст. Г.К. гласит «В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации». Контрафактным товаром являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (ст.1515 ГК РФ). [1]
Контрафактная продукция является одной из важных проблем в современном государстве. С актуальностью здесь спорить и не приходится, о чем речь если даже официальную статистику, относительно убытков от данного феномена подсчитать не представляется возможным. Точной официальной статистики по контрафакту не существует – это следствие скрытого характера подобных нарушений. Однако проблема носит устрашающий характер, а наносимый ущерб может исчисляться миллионами рублей.[2] Тем не менее ущерб можно представить себе на основании некоторых прецедентов, например, в июне 2018 года Рубцовской транспортной прокуратурой совместно с Алтайской таможней и Пограничным управлением ФСБ России по Алтайскому краю были выявлены контрафактные товары ущерб от которых правообладатель оценил в размере свыше 100 млн. рублей.[3] Можно привести и некоторые данные с итогового заседания Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которое прошло в декабре прошлого года. По словам Д.В. Мантурова бюджет за прошлый год по предварительным оценка недополучил около 60 млрд. рублей, только лишь из-за контрафактной, табачной продукции.[4]
Основной вред от контрафакта состоит в том, что производители продукции в этой связи теряют прибыль, причем как уже было показано зачастую это существенные суммы, однако контрафакт вредит не только непосредственно производителям оригинальной продукции, ведь покупатель или потребитель также получает поддельную продукцию зачастую худшего качества (а в некоторых случаях и вредящую здоровью). Получить компенсацию и возмещение за такую продукцию также будет затруднительно.
Одним из наиболее актуальных направлений обеспечения экономической безопасности и стабильности государства является борьба с распространением контрафакта. Производители такой продукции сегодня начинают использовать все более изощренные методы сокрытия признаков подделки: улучшается качество упаковки поддельных товаров, в контрафактном производстве используются передовые технологии, обычному покупателю невероятно тяжело отличить оригинальную продукцию от подделки. Распространением контрафактной продукции наносится ущерб экономике страны в виде непоступления налоговых платежей в бюджет государства, а также иных платежей в государственные внебюджетные фонды; наносится ущерб престижу страны;[5]. важнейшие проблемы, возникающие из-за контрафакта — это несомненно причинение ущерба владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки, а также, как уже было сказано, ущерб здоровью потребителей контрафактной продукции. Масштабы проблемы очевидны, что послужило предпосылкой для выработки государственной политики по усилению мер, направленных на вытеснение из оборота контрафактной и фальсифицированной продукции. Указом Президента Российской Федерации от 2015 г. «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» создана профильная госкомиссия, а в каждом субъекте Российской Федерации организованы местные комиссии. Председателем данной комиссии является министр промышленности и торговли РФ. В соответствии с указом комиссия осуществляет следующие задачи:
«а) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации;
б) разработка концепций, стратегий и планов в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
в) разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности их реализации;
г) участие в международном сотрудничестве в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации;
д) мониторинг и оценка ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации;
е) подготовка предложений Правительству Российской Федерации по формированию государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
ж) подготовка ежегодных докладов о ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации и представление их в Правительство Российской Федерации не позднее второго квартала года, следующего за отчетным;
з) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.»[6]
В частности, минпромторгом РФ была подготовлена стратегия борьбы с контрафактом на 2020-2025 годы, которая была утверждена Правительством РФ. В соответствии с ней Мониторинг достижения целей и задач государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции возложена на данную комиссию. Данная комиссия также одобряет законопроекты исходящие от Правительства РФ, так ей был одобрен ряд законопроектов в соответствии с которыми вносились изменения в КоАП РФ, УПК РФ и в Федеральный Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Изменения предлагались с целью максимально быстро уничтожать контрафактную продукцию и как следствие снижению затрат на ее хранение. Таким образом помимо координации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ, важной частью деятельности данной комиссии является одобрение законопроектов, связанных с регулированием контрафактной продукции.
Юридическая ответственность за правонарушения в данной сфере реализуется на основе норм законодательства об административных правонарушениях, норм уголовного и гражданского законодательства Российской Федерации.
Вообще говоря, о экономических правонарушениях (в число которых входит и контрафакт) в современной России несправедливо будет не сказать, что у нас наблюдается тенденция уменьшения количества преступлений данного вида (по крайней мере раскрываемых). В частности, по данным ежегодной статистики, публикуемой МВД РФ на их официальном сайте количество зафиксированных нарушений авторских и смежных прав с каждым годом, уменьшается, так в 2010 году было выявлено 6118 таких преступлений, 5841 из которых совершены в особо крупном размере. В 2015 году таких преступлений уже 1781 из которых 1756 в особо крупном размере. В 2016 году 1294 из них 1288 в особо крупном размере. По состоянию на последний отчетный 2018 год зарегистрировано всего 672 преступления 668 из которых в особо крупном размере. Налицо снижение уровня экономических преступлений, однако из статистики мы видим еще один важный момент, большинство совершаемых преступлений осуществлены в крупном или особо крупном размере либо причинили крупный ущерб. Поэтому нельзя говорить о том, что ущерб от таких преступлений снизился. Останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо продолжать противодействовать контрафакту.[7]
В этой связи сейчас вводится в действие так называемая «национальная система маркировки» основная задача данной программы как раз таки борьба с контрафактом. В соответствии с информацией на официальном интернет портале Минпромторга РФ и на сайте честныйзнак.рф. По этой программе к 2020 году данная система должна включить табачную продукцию, обувь, шины и покрышки, а также некоторые другие товары легкой промышленности, а уже к 2024 году система должна охватить «широкий» перечень потребительских товаров. Это будет происходить следующим образом каждому товару уполномоченный государством оператор «центр развития перспективных технологий» присваивает особый код, этот код наносится производителем на упаковку товара. Далее весь путь товара от производителя до конечного потребителя фиксируется на каждом этапе благодаря этому цифровому коду, который невозможно подделать. Особая система маркировки фиксирует переход товара на каждом этапе логистической цепи, включая проверку кода в магазине, что исключает возможность вброса подделки. При продаже такого товара на кассе в системе код будет выходить из оборота, таким образом контрафакт невозможно будет реализовать через магазины, предусматриваются меры и для обеспечения безопасности в интернет-магазинах. Кроме того планируется создать специальное приложение, которое будет сканировать данный код и говорить нам, является тот или иной продукт оригиналом. Стоит отметить, что на данный момент такая система уже осуществлена по отношению к табачной продукции и с 1 июля 2019 года выпуск не промаркированной таким образом продукции будет прекращен, а с 1 июля 2020 года ее уже нельзя будет продавать. также сейчас проводятся добровольные эксперименты с маркировкой лекарств (с 1 февраля 2017 года) и обуви (с 1 июня 2018 года). По словам Д. В. Мантурова – министра промышленности и торговли РФ на рабочей встрече с Президентом России Путиным В.В., произошедшей 24 декабря 2018 г., за три года только в сфере легкой промышленности произошло снижение контрафактной продукции на 10%, примерно 375 млрд. рублей вышло из серой зоны, в этой связи он отметил большое влияние маркировки продукции. [8]
За правонарушения, связанные с контрафактной продукцией предусмотрена административная и уголовная ответственность. КоАП отдельно регулирует обращение контрафактных лекарственных средств и биологических активных добавок (ст. 6.33.). Это связано с особой значимостью лекарственных средств для нужд населения, соответственно и наказания тут серьезнее. Общее же правило закреплено статьей 14.10 «незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» и статьей 7.12 «нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентых прав».[9]
Наказание за незаконное использование чужого товарного знака или авторского права влечет за собой наложение административного штрафа с конфискацией данных предметов. Их производство либо реализация, если указанные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет также наложение административного штрафа с конфискацией данного предмета, а также материалов и оборудования, используемых для их производства. Размер штрафа различен и определяется субъектом правонарушения. Кроме того статьи 29.10 и 32.4 КоАП РФ предусматривают уничтожение контрафактных товаров легкой промышленности перечень которых определяется Правительством Р.Ф.. Уничтожение контрафакта предполагается также Ф.З. «О таможенном регулировании Российской Федерации» и Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в соответствии с ними существует особая таможенная процедура уничтожения, которая производится за счет декларанта товаров, помещаемых под данную процедуру (в отличие от уничтожения на основании КоАП РФ и УПК РФ, где оно производится за счет государства), условием помещения товара под данную процедуру является прежде всего заключение уполномоченного государственного органа государства-члена о возможности уничтожения данного товара, важно что здесь прямо речь не идет о контрафакте, например, таким способом также уничтожают товары по тем или иным причинам запрещенные к ввозу на территорию Российской Федерации, в частности за первый квартал 2019 года сотрудники Псковской таможни уничтожили более 190 тонн товара, подпадающего под действие специальных экономических мер или являющегося карантинной продукцией. Однако и с контрафактом так тоже борются, например, так Калининградская областная таможня обнаружила партию мыльных пузырей с признаками незаконного использования товарного знака «ВАВL E CLUB», правообладатель подтвердил данный факт, было возбуждено административное дело по части 1 статьи 14.10 КоАП РФ и по решению арбитражного суда игрушки- мыльные пузыри (2304 шт.) были признаны контрафактными и подлежат уничтожению. [10]
Так как уничтожение один из самых затратных этапов противодействия контрафакту и осуществлять это за государственный счет нецелесообразно, кроме того действующее законодательство создает определенные трудности для ликвидации контрафакта Правительством в Гос. Думу были внесены законопроекты, предусматривающие упростить данный процесс, а соответствующие расходы возложить на самого правонарушителя, два законопроекта (о внесении соответствующих изменений в КоАП и в ФЗ «О таможенном регулировании Российской Федерации) уже приняты Государственной Думой в первом чтении.[11]
Составлять протоколы по данным правонарушениям уполномочены:
- по статье 14.10: 1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) 2) должностные лица таможенных органов 3) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
- По статье 6.33: 1) должностные лица таможенных органов 2) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения 3) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор 4) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. 5) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
Очевидно, что чаще всего эти дела возбуждаются именно полицией, зачастую по обращению правообладателя, при рассмотрении этого обращения и после его проверки и рассматривается будет ли возбуждено уголовное или административное дело. Это может происходить следующим образом. После обращения правообладателя будет проведено особое оперативно-розыскное мероприятие, а именно контрольная закупка, после чего произойдет изъятие контрафакта (и возможно последующая ликвидация) и оценка нанесённого им ущерба, так например в марте этого года сотрудниками полиции в Твери в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий был установлен факт нарушения авторских прав, мужчиной который занимался производством и сбытом контрафактной учебной литературы, ущерб нанесенный правообладателям в данной связи превысил 1 млн 800 тысяч рублей, в отношении мужчины было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 146 УК РФ.[12]
Данный способ является одним из самых эффективных при борьбе с контрафактом, однако он далеко не единственный. В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и «Таможенным Кодексом Евразийского экономического союза», некоторые мероприятия в этой сфере проводят и таможенные органы. Для этого товар необходимо включить в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Союза или в таможенный реестр, тогда при обнаружении таможенным органом признаков нарушения прав правообладателя на такой товар, его срок выпуска будет заморожен на определенное время, с уведомлением об этом правообладателя и декларанта. Также таможенный орган вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр, при обнаружении признаков нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, обладающие охраной на территории Российской Федерации, и при наличии информации о правообладателе на территории Российской Федерации. Цель этих мероприятий состоит в том, чтобы после уведомления правообладатель мог обратиться в уполномоченный государственный орган за защитой своих прав, пока он еще не понес репутационные, либо материальные убытки, от реализации такой продукции. И в случае установлении того, что данный товар действительно является контрафактным происходит его изъятие, наложение на него ареста либо конфискация и другие предусмотренные законом меры, примеры борьбы с контрафактом в таможенных органах уже были приведены выше. [13]
Таким образом, видно, что Россия не стоит на месте в борьбе с контрафактом, принимаются законы и создаются специальные гос. Органы. Представляется что наибольшее влияние на борьбу с контрафактом окажет система маркировки, которая выглядит на данный момент невероятно перспективно.
1. Гражданский кодекс Р.Ф. по состоянию на 10.02.2019
2. Аналитическая статья с информационно-правового портала «ГАРАНТ.РУ» от 23 июня 2016 года. Е.Добрикова «Особенности борьбы с контрафактом, или Как защитить свой товарный знак?
3. Данные с сайта западно-сибирской транспортной прокуратуры http://www.zsproc.ru/news/5856.html
4. Данные с сайта Минпромторга http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!denis_manturov_provel_itogovoe_zasedanie_goskomissii_po_protivodeystviyu_nezakonnomu_oborotu_promyshlennoy_produkcii
5. "ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ" 2017 №4 О. В. Катаева, П. А. Волков. «Совершенствование административно-правовой базы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации»
6. Указ Президента Российской Федерации от 23.01.2015 г. № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции»
7. Данные с сайта МВД РФ https://xn--b1aew.xn--p1ai/
8. Данные с сайтов https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/, http://minpromtorg.gov.ru и https://crpt.ru/
9. КоАП Р.Ф. По состоянию на 01.02.2019
10. Сайт Калининградской областной таможни http://koblt.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21523:2304-&catid=4:news&Itemid=17
11. Данные с сайта Правительства Р.Ф. http://government.ru/activities/selection/301/32215/
12. Федеральный закон от 03.08.2018 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", «Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза»