с 01.01.2004 по 01.01.2019
ФГБОУ ВО Пензенский государственный технологический университет (доцент)
Пенза, Россия
В статье выявлена роль маркетинга персонала в формировании конкурентных преимуществ предприятия, рассмотрены подходы к сущности маркетинга персонала различных авторов. Разработана модель маркетинга персонала в формировании конкурентных преимуществ предприятия на основе элементов системного, процессного, ситуационного подходов. Эта модель на первом этапе подразумевает в себе определение целей предприятия, изучение маркетинга персонала и на основе этого формирование конкурентных преимуществ. На втором этапе определяются цели маркетинга персонала и их реализация, этот этап характеризуется приемом сотрудника на конкретную должность и его адаптацию на рабочем месте на предприятии. В свою очередь адаптация включает: знакомство с организацией и с подразделениями, введение в должность и проведение первичного обучения. Сотрудник работает на испытательном сроке, после чего он проходит аттестацию. Затем сотрудник предприятия приступает работник в назначенной должности. Если должностные инструкции предполагает освоение определенных компетенций, которыми не обладает работник, то ему необходимо пройти обучение и аттестацию. Положительная аттестация специалиста позволяет ему успешно работать на занимаемой должности и быть назначенным во внутренний резерв предприятия. После назначения в кадровый резерв следует планирование карьеры. Продолжения карьеры и повышения квалификации работника и сравнения результатов оценки обучения приводят к цели данной модели, это увеличивает производительность труда сотрудников за счет эффективной системы маркетинга персонала. Данная модель может быть применима для всех предприятий и любой отрасли. Модель позволит: повысить конкурентоспособность предприятия; усилить конкурентные преимущества; достигать стратегических задач предприятия; повышать ценность рабочих кадров; формировать и эффективно развивать организационную культуру предприятия; увеличивать эффективность коммуникационного процесса; повышать адаптивность предприятия к изменениям во внешней среде; формировать эффективную мотивационную политику предприятия; повышать привлекательность предприятия.
маркетинг персонала, конкурентные преимущества, стратегия конкурентных преимуществ, адаптация персонала, кадровый резерв предприятия, квалификация персонала, мотивация персонала, планирование маркетинга персонала
1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 273 c.
2. Ruchleder R.H. Personalmarketing. - Persomal-Enzyklopedie. - Munchen, 1978. - 589 s.
3. Schneider H.J. Erfolgs-und Kapitalbeteiligung der Mitarbeiter in klein und Mittelbetrieben / H.J. Shneider, E. Zander. - 2. Auflage. - Breisgau, 1985. - 897 s.
4. Белоусов А.В. Формирование маркетинговой стратегии управления кадровым потенциалом: автореф. дис. на соискание степени канд. экон. наук: спец. 08.06.02 «Предпринимательство, менеджмент и маркетинг». - Луганск, 2001. - 15 с.
5. Колпаков В.М. Стратегический кадровый менеджмент: учеб. пособие / В.М. Колпаков, Г.А. Дмитренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: МАУП, 2005. - 504 с.
6. Сардак О.В. Інтегрований підхід до визначення змісту персонал-маркетингу підприємств / О. В. Сардак // Вісник Національного університету водного господарства та природокористування. Серія «Економіка». - 2012. - Вип. 4 (52). - С. 202-209.
7. Валишин Е.Н. Маркетинг персонала как инструмент управления персоналом в современных условиях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2017. - № 1. - С. 6-10. - (Экономика и право).
8. Куршакова Н.Б. Маркетинг персонала как элемент системы управления персоналом // Вестник Омского университета. - 2008. - № 2. - С. 49 - 52. - (Мировая экономика и международный бизнес).
9. Малышев А.А., Кувшинникова С.А. Рекомендации по развитию методов поиска и адаптации персонала ПАО СК «РОСГОССТРАХ» // Ростовский научный журнал. - 2019. - № 2. - С. 103-111.
10. Цветкова И.И. Механизм управления персонал-маркетингом в финансовой организации // Финансовая экономика. - 2018. - № 5. - С. 351-354.
11. Чащин В.В. Маркетинг персонала как инструмент управления неопределенностью внутренней среды предприятия при адаптации персонала // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 22-1. - С. 131-135.
12. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2007. - 215 с.