Россия
Россия
Результатом эволюционного развития института омбудсмена во многих странах мира явилось возникновение отраслевых омбудсменов. Институт Уполномоченного по правам человека, существующий в Российской Федерации, так же пошел по пути создания специализированных (отраслевых) омбудсменов. Несмотря на появление в нашей стране этого правозащитного института, единого мнения среди ученых и практиков по вопросу его необходимости и целесообразности до сих пор не достигнуто.
уполномоченный по правам человека, права человека и гражданина, специализированные уполномоченные по правам человека.
Защита прав человека традиционно является одним из приоритетных направлений деятельности любого государства и Российская Федерация здесь не является исключением. Вследствие происходящих в настоящее время существенных изменений в социально-экономической сфере с новой остротой встает и проблема обеспечения прав человека, создания каждому человеку и гражданину условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возможно при наличии механизма их государственной защиты, который основан на закрепленных в Конституции РФ [1] принципах его организации и деятельности, предусматривающих конституционное признание и утверждение естественных прав и свобод человека и гражданина и, соответственно, взаимную ответственность государства и индивида.
Неотъемлемым элементом механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является институт Уполномоченного по правам человека. Институт омбудсмена в нашей стране важен тем, что играет роль своего рода сдерживающего фактора все возрастающей «управленческой экспансии государства во все сферы человеческой деятельности» [2, с. 3], внутреннего инструмента саморегулирования и самоограничения государственной власти, ставящей человека и гражданина в зависимость от государства.
История существования института омбудсмена, как элемента единой системы защиты прав человека, свидетельствует о его эффективности и востребованности как в мире, так и в России. Одним из направлений развития инстиута омбудсмена во многих странах явилось возникновение отраслевых омбудсменов, которые специализируются на решении проблем защиты прав детей и молодежи, этнических и языковых меньшинств, лиц с ограниченными возможностями, равенства между мужчинами и женщинами и др.
Существующая в Российской Федерации единообразная система защиты прав человека, элементом которой является институт Уполномоченного по правам человека, также восприняла мировой опыт учреждения специализированных (отраслевых) омбудсменов. Первым специализированным Уполномоченным в России, назначенным на федеральном уровне, стал Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, должность которого была учреждена в 2009 г. Чуть позднее, так же на федеральном уровне, появились должности уполномоченного по защите прав студентов (2012 г.) и уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ (2013 г.). Кроме того, уполномоченные по правам ребенка и по защите прав предпринимателей были учреждены и в субъектах Российской Федерации. В последнее время круг специализированных уполномоченных в России расширяется.
И хотя институт специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека существует в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях вот уже целое десятилетие, единого мнения среди ученых и практиков по вопросу необходимости и целесообразности этого института до сих пор не достигнуто. Нет однозначного взгляда на эту проблему и среди самих уполномоченных по правам человека.
Так, по мнению О.О. Миронова, занимавшего должность Уполномоченного по правам человека РФ в период с 1998 по 2004 г., появление в России специализированных (отраслевых) уполномоченных было бы полезным в силу обширности территории страны и наличия большого количества нарушений прав человека [3].
В 2015 г., после внесения изменений в федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [4], был создан Совет уполномоченных по правам человека в России, на первом заседании которого был поднят вопрос о целесообразности учреждения уполномоченных по защите прав по различным направлениям обеспечения прав человека. Большинство уполномоченных выразили обеспокоенность возможностью размывания самой должности уполномоченного по правам человека попытками создания специализированных уполномоченных, что в итоге может дезорганизовать работу по защите прав и свобод граждан.
Свою озабоченность по вопросу создания специализированных (отраслевых) уполномоченных выражал и В.П. Лукин, проработавший в должности Уполномоченного по правам человека РФ с 2004 по 2014 г. По мнению В.П. Лукина, существующая практика создания институтов специализированных уполномоченных является типичным примером негативного зарубежного опыта, итогом которого будет снижение авторитета уполномоченных из-за дублирования полномочий соответствующих отделов, созданных в аппарате уполномоченного по правам человека, а, соответственно, и влияния, и эффективности каждого из них [5] .
Анализируя институт специализированных уполномоченных по правам человека в РФ, как новый элемент в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина, Е.Г. Калинина отмечает, что «к потенциальным проблемам института специализированных уполномоченных, помимо существующих проблем правового регулирования и дублирования полномочий, относятся проблемы взаимодействия специализированных уполномоченных по правам человека с органами государственной власти и между собой, эффективности их деятельности» [6,с.153].
Действующий Уполномоченный по правам человека в РФ Т.Н. Москалькова, оценивая перспективы института специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в нашей стране, полагает, что его расширение позволит дополнить и сбалансировать институт уполномоченного в целом. Косвенным подтверждением выбранного уполномоченным по правам человека в РФ курса на развитие института специализированных (отраслевых) уполномоченных является и появление в ежегодном докладе уполномоченного главы, посвященной защите прав и свобод отдельных категорий граждан: женщин, несовершеннолетних, инвалидов, пенсионеров и ветеранов, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, и ряда других групп соотечественников.
Считаем, что в настоящее время в обществе назрел запрос на введение правового института специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в механизм государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Но, при этом, включение института специализированных уполномоченных в правозащитную систему Российской Федерации требует серьезного научного осмысления, фактического обоснования и изучения.
1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Шабанова З.М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах: Дисс. ... канд. юрид. наук. / З.М. Шабанова. - Москва, 2004. - 189 с.
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.
4. Ковлер А.И., Миронов О.О. Беседа главного редактора журнала «Государство и право» А.И. Ковлера с уполномоченным по правам человека Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором О.О. Мироновым // Государство и право. - 2000. - № 2. - С. 5-9.
5. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2007 году» // Российская газета. 2008. № 4612.
6. Калинина Е.Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека // Российский юридический журнал. - 2014. - № 5(98). - С. 149-154.