Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
представлены результаты анализа Гайдаровского экономического форума (15–17 января 2019 г.) по проблемам развития национальной экономики с точки зрения: оценки процессов реализации Государственных программ Российской Федерации, анализа технологий и механизмов, позволяющих эффективно реализовать национальные проекты по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», перспективных направлений экономического развития страны на долгосрочную перспективу в целом.
итоги, Гайдаровский экономический форум, январь 2019 г.
Прошедший в Москве 15–17 января Гайдаровский экономический форум явился одним из значимых событий в обсуждении процессов развития национальной экономики сразу по нескольким причинам.
Во-первых, на сегодняшний день очевидно, что отечественная экономика переживает непростые времена и нуждается в обсуждении путей повышения эффективности ее развития.
Во-вторых, необходимость реализации майского Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» требует поиска эффективных инструментов, обеспечивающих, в первую очередь, осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации [1].
В-третьих, утвержденные правительством «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» [2], направленные на исполнение Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], носят слишком общий характер, и явно требуют более детальной проработки при участии представителей законодательной, исполнительной ветвей власти и экспертного сообщества.
И, наконец, другого масштабного форума для обсуждения стратегических проблем развития национальной экономики в настоящее время просто нет.
Если проанализировать содержание повестки дня Гайдаровского экономического форума января 2019 г. [3], то можно выделить следующие основные направления его работы.
Во-первых, это проблемы развития национальной экономики в целом.
Во-вторых, это социальные проблемы, вытекающие из экономических проблем.
В-третьих, это проблемы и перспективы развития системы образования в России.
В-четвертых, это тенденции глобального развития.
В-пятых, это проблемы экономического развития в регионах и отдельных отраслевых сегментах.
Безусловно, наибольший интерес вызывало обсуждение вопросов развития национальной экономики.
Многие специалисты уже высказались по итогам Гайдаровского экономического форума января 2019 г.
Типичным, хотя и негативным комментарием к Гайдаровскому экономическому форуму января 2019 г. можно отнести отзыв Никиты Исаева [4], который отмечает:
– бессмысленность проводимых обсуждений: «…какой смысл во всех обсуждениях, переливаниях из пустого в порожнее, если даже организаторы и ключевые персоны не верят в то, что говорят…» [5];
– консерватизм «ключевых персон», которые «придерживаться старых практик и принципов» [6] в социально-экономических условиях, настоятельно требующих кардинальных обновлений;
– направленность действий ключевых участников форума «…собрать побольше денег в бюджет, а потом поделить их между приближёнными к „кормушке“ людьми и структурами… Само проведение форума, кстати, — это точно такое же распределение бюджетных средств» [7].
Отдавая должное справедливым упрекам многочисленных критиков содержания обсуждений на Гайдаровском экономическом форуме января 2019 г., попытаемся рассмотреть эти обсуждения с системных, и по возможности конструктивных позиций по проблеме развития национальной экономики в целом.
Во-первых, при рассмотрении проблемы развития национальной экономики в целом на форуме, к сожалению, не проходили красной нитью вопросы оценки, подведения промежуточных итогов, близких к завершению Государственных программ Российской Федерации [8], состав которых по направлениям представлен на рис. 1.
Вынося за скобки направление Государственных программ Российской Федерации «Обеспечение национальной безопасности», необходимо отметить, что все остальные имеют непосредственное отношение к проблематике Гайдаровского экономического форума.
В частности, если обратиться к такому направлению Государственных программ Российской Федерации как «Инновационное развитие и модернизация экономики» [8], то в рамках его выполнения на Гайдаровском экономическом форуме напрашивалось масштабное обсуждение ответа на вопрос:
– каким образом реализуются мероприятия, позволяющие отечественной экономике быть одним из мировых лидеров не только в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и в сфере экономики знаний и высоких технологий?
– сформированы ли (с учетом того, что программы завершаются в 2020-м г.) необходимые условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики?
Во-вторых, при рассмотрении проблемы развития национальной экономики в целом на форуме, к сожалению, не нашли должного рассмотрения вопросы анализа технологий и механизмов, позволяющих эффективно реализовать национальные проекты по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], состав которых представлен на рис. 2.
Кроме того, очевидно, многие национальные проекты нацелены на решение, в первую очередь социальных проблем, за которые ответственно государство, а не сфокусированы на обеспечении высоких темпов экономического роста. Кстати, это признают и сами участники Гайдаровского экономического форума, в частности А. Кудрин отмечал: «Это настолько сложно - добиться 3% роста в год… Многими нацпроектами она не решается… Нацпроектов недостаточно, чтобы выйти на те темпы экономического роста, которые выводят нашу экономику в пятую величину. … нужны дополнительные меры политики, которые создадут экономический рост» [9].
В-третьих, на форуме не нашли должного отражения не только вопросы анализа и оценки близких к завершению государственных программ [8] и относительно недавно принятых национальных проектов [1], но и перспективные направления экономического развития страны на долгосрочную перспективу. А именно подобные вопросы являются одной из главных тем на подобных форумах.
В этой связи заявление главы Минэкономразвития М. Орешкина о том, что экономика России будет развиваться медленно, поскольку кризис – общемировая тенденция, усложняет достижение цели по ускорению роста ВВП России до 3% к 2021 г. [10], выглядело как стремление оправдать, а не решить существующую проблему.
Здесь уместно напомнить, что если в период мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. в 2009 г. Россия потеряла по сравнению с 2008 г. в объеме ВВП по ППС 7,12% [11], то у Китая этот показатель вырос на 10,03%, у Индии – вырос на 9,31%, у Индонезии – вырос на 5,5% и т.д.
О том, что не все ключевые участники понимают свою миссию в развитии национальной экономики, показал уже правительственный час в Государственной думе 6 марта 2019 г. на тему «О приоритетах социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и о ходе реализации нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"». Из-за неготовности докладчика отвечать за исполнение всех 12-ти национальных проектов Госдума единодушно фактически удалила с правительственного часа министра экономического развития Максима Орешкина и перенесла это мероприятие [12]. Причем произошло подобное впервые в истории Государственной думы.
Собственно, вопросы, на которые спикер Госдумы В. Володин просил ответить М. Орешкина, но не получил желаемого, лежат на поверхности [13]:
«что Минэкономразвития делает для развития национальной экономики?»,
«как собирается обеспечить ускорение темпов роста ВВП?» и т.д.
Таким образом, основная проблема решения проблем развития национальной экономики в настоящее время лежит в плоскости целеполагания.
И итоги Гайдаровского экономического форума стали еще одним индикатором, демонстрирующим масштабы данной проблемы.
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 г. N 444)
2. "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018)
3. Гайдаровский форум. http://gaidarforum.ru/
4. Слова вместо дел: Гайдаровский форум демонстрирует неэффективность власти. // http://actualcomment.ru/slova-vmesto-del-gaydarovskiy-forum-demonstriruet-neeffektivnost-vlasti-1901151224.html
5. Застой 2.0. Выводы Гайдаровского форума в Москве. http://worldcrisis.ru/crisis/3261260
6. Все девять яиц в одной корзинке. http://www.trud.ru/article/18-01-2019/1371324_vse_devjat_jaits_v_odnoj_korzinke.html
7. Гайдаровский форум - пустая говорильня "великих экономистов". http://s30903488925.mirtesen.ru/blog/43852424941/Gaydarovskiy-forum---pustaya-govorilnya-velikih-ekonomistov
8. Портал Госпрограмм РФ. http://programs.gov.ru/portal/
9. Кудрин рассказал, как вывести Россию в топ-5 экономик мира. https://tass.ru/ekonomika/6005569
10. Орешкин рассказал, что усложняет достижение цели по ускорению роста ВВП России. https://tmbw.ru/oreshkin-rasskazal-chto-uslozhnyaet-dostizhenie-tseli-po-uskoreniyu-rosta-vvp-rossii
11. Валовой внутренний продукт стран в 1980-2016 годах ППС, млрд. долл. http://svspb.net/danmark/vvp-stran.php
12. Министерство пустоты: как Орешкин опускает Россию. https://www.gazeta.ru/comments/2019/03/06_e_12227275.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&updated
13. Министр для битья: почему Володин сорвал выступление Орешкина в Думе. https://www.rbc.ru/economics/06/03/2019/5c7fb3319a79474bf2478212