Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Молдавия
С позиций обеспечения национальных экономических интересов государства проведен анализ современных тенденций развития мирохозяйственных связей, вытекающих из анализа основных тенденций развития мировой экономики и динамики мировых экономических отношений. На основе выявления основных принципов формирования и отстаивания национальных интересов установлен состав и содержание тенденций и перспективы современного развития мирохозяйственных связей, которые необходимо учитывать при решении проблем обеспечения национальных экономических интересов.
анализ, тенденции развития, мирохозяйственные связи, обеспечение национальных экономических интересов.
Введение
Республики Молдова, как и многие страны мира, сталкивается с целым комплексом проблем обеспечения национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей.
В первую очередь, это касается взаимодействия Республики Молдова со странами европейского региона.
Необходимо отметить, что с учетом роста прозрачности границ проблема обеспечения национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей осложняется и носит двусторонне направленный (взаимный) характер [1–4].
В этой связи можно вспомнить, что руководство Совета Европы в свое время признало, что последствия кризиса безопасности, угрожающего Молдавии, могут выйти далеко за пределы этой страны [5].
На фоне последних событий, происходящих как в мире, так и в европейском регионе, проблема обеспечения национальных экономических интересов Республики Молдова в системе мирохозяйственных связей приобретает особую актуальность.
В этой связи ставилась задача определить тенденции и перспективы современного развития мирохозяйственных связей.
Основное содержание исследований
Проведенные исследования показали, что основные принципы формирования и отстаивания национальных интересов заключаются в следующем [6].
Во-первых, это принцип формирования имиджа национальных интересов государства.
Реализация этого принципа имеет одинаково важное значение как формирования внутренней системы хозяйствования, так и для осуществления внешнеэкономической деятельности.
Во-вторых, это принцип обеспечения независимости и суверенитета государства.
Реализация этого принципа, обеспечивающего политическую и социальную стабильность в стране, определяется, в свою очередь, эффективностью национального экономического развития.
В-третьих, это принцип прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов.
Именно здоровый прагматизм должен лежать в основе реализации стратегии развития национальной экономики, обеспечивая ее эффективность и безопасность государства.
В-четвертых, это принцип транспарентности.
Этот принцип означает ясность и доступность информации о национальных интересах государства как для населения страны, так и для других государств, что, в свою очередь, призвано способствовать взаимовыгодному международному экономическому сотрудничеству.
В-пятых, это принцип многовекторности (комплексности и системности) формирования национальных интересов.
Многофакторность и интенсивность процессов мирового политического и социально-экономического развития вынуждает практически каждое государство строить политику национальных интересов (в том числе, экономических) с учетом направленности и интенсивности влияния этих внешних факторов.
В-шестых, это принцип предсказуемости (последовательности) формирования и отстаивания национальных интересов.
Реализация этого принципа не только обеспечивает поступательность в развитии государства, но и создает атмосферу стабильности как для населения страны, так и для зарубежных партнеров государства.
В-седьмых, это принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов.
С учетом объективного несовпадения части национальных интересов любого государства с национальными интересами других государств поиск компромиссных, удовлетворяющих в большей степени каждую из сторон решений создает фундамент стабильности для эффективного развития национальных экономик. В то же время конфронтационный подход к отстаиванию национальных интересов приводит к обратному эффекту.
Основу развития мирохозяйственных связей определяют тенденции развития мировой экономики и динамика мировых экономических отношений, представленных на рис. 1.
При исследовании тенденций и перспектив современного развития мирохозяйственных связей были учтены известные научные наработки в этой сфере, получившие отражение в трудах Хасбулатова Р.И. [7], Сидорова В.А., Трубникова П.В. [8], Авдокушина Е.Ф. [9], Басовского Л.Е. [10], Булатова А.С. [11], Воронина В.П., Кандаковой Г.В., Подмолодиной И.М. [12], Гусейнова Р.А. [13], Долгова С.И. [14], Зверева Ю.М. [15], Рыбалкина В.Е. [16], Щербанина А.Ю. [17] и др.
Результаты исследования тенденций и перспектив современного развития мирохозяйственных связей показали, что ключевыми из них являются следующие.
Во-первых, это тенденция глобализации, при которой интеграционные процессы связывают не только национальные экономики, но и региональные экономические объединения.
Несмотря на то, что сторонники теории деглобализации утверждают, что в мире происходит обратный процесс, можно с уверенностью утверждать, что равной по силе и противоположной по направлению тенденции четырех свобод движения (свобод для движения товаров, капиталов, рабочей силы и информации), определяющей процесс глобализации, в настоящее время не существует [18].
В этих условиях для обеспечения национальных экономических интересов государству необходимо адаптироваться к современным тенденциям глобализации мировой экономики.
Во-вторых, это тенденция постиндустриализации, основные черты которой представлены на рис. 2, при которой соотношение доли услуг и материального производства стремится к пропорции 80%/20% против соотношения 20%/80% при индустриальной экономике [19].
С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов государства необходимо учитывать следующие основные проблемы постиндустрализации.
С одной стороны, в результате падения спроса на продукцию ряда отраслей материального производства усиливается безработица (в первую очередь, структурная).
В этих условиях государству необходимо создавать рабочие места в высокотехнологичных отраслях производства продукции и предоставления услуг, чтобы избежать роста безработицы и оттока рабочей силы за рубеж.
С другой стороны, в интересах обеспечения национальных экономических интересов государству необходимо активно использовать социально-экономические регуляторы, призванные демпфировать растущие в эпоху постиндустриализации противоречия между высококвалифицированными и низко квалифицированными гражданами страны.
В-третьих, необходимо выделить тенденцию интернационализации хозяйственной жизни, которая во многом определяет участие государства в системе мирового хозяйства.
С позиций обеспечения национальных экономических интересов эта тенденция требует от государства построения политики осуществления международных хозяйственных связей с учетом процессов транснационализации экономики и либерализации хозяйственной жизни.
В-четвертых, следует выделить тенденцию развития мирохозяйственных связей, обусловленную ростом взаимной зависимости государств в экономической сфере, определяемой взаимовыгодным обменом [20].
Эта тенденция обусловлена ограниченностью располагаемых государствами ресурсов, часть из которых носит невосполнимый характер.
С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов указанная тенденция ставит перед государством соответствующую задачу рационального использования и сбережения имеющихся национальных ресурсов и привлечения на приемлемых условиях зарубежных ресурсов и продукции при сохранении требуемого уровня независимости от импорта.
В-пятых, необходимо выделить тенденцию стремления менее развитых в экономическом отношении стран сократить разрыв отставания от более развитых стран, поддерживаемое, в том числе, международными институтами ООН.
Формируя соответствующие инструменты развития, государству необходимо учитывать, что такие процессы всегда встречают противодействие со стороны более развитых стран, которые задействуют широкий арсенал инструментов, в том числе носящих дискриминационный характер.
Указанный аспект должен быть обязательно учтен при формировании и реализации политики обеспечения национальных экономических интересов.
В-шестых, рассматривая мирохозяйственные связи, необходимо отметить, что это наиболее интенсивно развивающаяся сфера экономической деятельности [20].
В условиях насыщенности внутренних рынков большинства стран именно расширение мирохозяйственных связей становится основным источником и одновременно катализатором экономического развития.
В этих условиях для обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей государству необходимо активно осуществлять поиск перспективных ниш для экспорта продукции – товаров, работ, услуг.
В-седьмых, в рамках международных интеграционных процессов необходимо отметить интенсификацию развития экономических связей между высокоразвитыми странами (звеньев «сильный-сильный») [21].
Нередко создание таких альянсов, по сути, приобретает форму олигополии, диктующей правила на региональных или мировых рынках.
С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов эта тенденция требует рационального встраивания государства в международную систему создания добавленной стоимости с учетом указанных альянсов, а также с учетом динамики перегруппировки стран мира.
В-восьмых, важной тенденцией современного развития мирохозяйственных связей является то, что многие развивающиеся страны достаточно быстро меняют свой статус поставщиков сырья на производителей продукции высокого передела, формируя новые мировые центры индустриального и постиндустриального развития [22][1].
В результате изменяются многие векторы потоков, определяющих товарно-денежные отношения в системе мирового хозяйства.
Эту тенденцию также необходимо учитывать при формировании политики обеспечения национальных экономических интересов с учетом того, что изменение соотношения сил в мире носит достаточно динамичный характер.
В-девятых, в мировой экономике увеличивается доля стран с переходной экономикой, в результате чего [20][2]: усиливаются внешнеэкономические связи развивающихся стран с развитыми странами на индустриальной основе, ослабевают внешнеэкономические связи между странами с переходной экономикой, падает уровень внешнеэкономических связей между странами с переходной экономикой и развивающимися странами.
То есть происходящие «сейсмические» смещения центров развития мировой экономики от развитых стран к странам с переходной экономикой оказывают как позитивное, так и негативное влияние на развитие мирохозяйственных связей [20][3].
С одной стороны, появление новых центров экономического развития благоприятно влияет на общее развитие мировой экономики.
С другой стороны, процессы бенчмаркинга, осуществляемые многими странами с переходной экономикой, не только ускоряют процесс насыщения рынка продукцией в рамках определенного технологического предела, но и интенсифицирует экономические и торговые войны между старыми и новыми центрами мирового развития, что негативно сказывается на мировой экономике в целом.
С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов, эта тенденция требует от государства выбора правильного вектора осуществления международных хозяйственных связей со странами с переходной экономикой.
В-десятых, в качестве важнейшей тенденции развития мировой экономики следует выделить процесс регионализации.
С позиций обеспечения национальных экономических интересов эта тенденция предполагает, что внешнеэкономическая деятельность государства будет ориентирована на соседние страны и регионы.
Выводы
Проведенный анализ современных тенденций развития мирохозяйственных связей, вытекающих из анализа основных тенденций развития мировой экономики и динамики мировых экономических отношений, показал, что основными принципами формирования и отстаивания национальных интересов являются:
– принцип формирования имиджа национальных интересов государства;
– принцип обеспечения независимости и суверенитета государства;
– принцип прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов;
– принцип транспарентности;
– принцип многовекторности формирования национальных интересов;
– принцип предсказуемости формирования и отстаивания национальных интересов;
– принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов.
Установлено, что при решении проблем обеспечения национальных экономических интересов необходимо учитывать следующие тенденции и перспективы современного развития мирохозяйственных связей:
– глобализация, требующая от государства адаптации к этим процессам;
– постиндустриализация, требующая от государства необходимость создавать рабочие места в высокотехнологичных отраслях производства продукции и предоставления услуг, чтобы избежать роста безработицы и оттока рабочей силы за рубеж;
– интернационализация хозяйственной жизни, требующая от государства построения политики осуществления международных хозяйственных связей с учетом процессов транснационализации экономики и либерализации хозяйственной жизни;
– рост взаимной зависимости государств в экономической сфере, что ставит государством задачу рационального использования и сбережения имеющихся национальных ресурсов и привлечения на приемлемых условиях зарубежных ресурсов и продукции при сохранении требуемого уровня независимости от импорта;
– стремление менее развитых в экономическом отношении стран сократить разрыв отставания от более развитых стран, поддерживаемое, в том числе, международными институтами ООН, когда государству, формируя соответствующие инструменты развития, необходимо учитывать, что такие процессы всегда встречают противодействие со стороны более развитых стран, которые задействуют широкий арсенал соответствующих инструментов;
– интенсивность развития сферы экономической деятельности, в связи с чем государству необходимо активно осуществлять поиск перспективных ниш для экспорта продукции – товаров, работ, услуг;
– интенсификация развития экономических связей между высокоразвитыми странами (звеньев «сильный-сильный»), требующая рационального встраивания государства в международную систему создания добавленной стоимости с учетом указанных альянсов, а также с учетом динамики перегруппировки стран мира;
– многие развивающиеся страны достаточно быстро меняют свой статус поставщиков сырья на производителей продукции высокого передела, формируя новые мировые центры индустриального и постиндустриального развития, что также необходимо учитывать при формировании политики обеспечения национальных экономических интересов с учетом того, что изменение соотношения сил в мире носит достаточно динамичный характер;
– увеличение доли стран с переходной экономикой, требующей от государства выбора правильного вектора осуществления международных хозяйственных связей со странами с переходной экономикой;
– регионализация, предполагающая, что внешнеэкономическая деятельность государства будет ориентирована на соседние страны и регионы.
[1] Тебекин А.В. Тенденции и перспективы развития методологии политологического анализа международных отношений, глобальных и региональных систем. // Журнал политических исследований. – 2018. – Т. 2. – № 3. – С. 125–134.
[2] Тебекин А.В., Кожухар В.Р. Современные тенденции и перспективы развития процессов управления международными отношениями // Журнал исследований по управлению. –2016. – Т. 2. – № 11. – С. 5.
[3] Тебекин А.В., Кожухар В.Р. Современные тенденции и перспективы развития процессов управления международными отношениями // Журнал исследований по управлению. –2016. – Т. 2. – № 11. – С. 5.
1. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2019.
2. Тебекин А.В. Закономерности и современные тенденции развития мирового хозяйства: прогнозы экономической активности и перспективы менеджмента. Инновации и инвестиции. - 2012. - № 3. - С. 156-159.
3. Тебекин А.В., Бозров А.Р. Анализ влияния процессов глобализации мировой экономики на структурные сдвиги в комплексах внутрихозяйственной инвестиционной деятельности ТНК. В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы международной научно-практической конференции. Негосударственное образовательное учреждение высшего образования "Институт мировой экономики и информатизации"; Широкова Л.Н. (ответственный редактор). - 2015. - С. 89-95.
4. Тебекин А.В., Збировская Е.П. Исследование подходов к развитию мировой экономики сквозь призму национальных моделей менеджмента. // Транспортное дело России. - 2016. - № 1. - С. 53-55.
5. Bring Moldova Back From the Brink. By THORBJORN JAGLAND. The New York Times. AUG. 10, 2015.
6. Тебекин А.В., Кожохарь В.Р., Борзов А.Р. Социально-экономические и политические аспекты современного развития международных отношений. Маркетинг и логистика. - 2017. - № 2 (10). - С. 92-106.
7. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М.: Экономика. 2011.
8. Сидоров В.А., Трубников П.В. Глобализация мирохозяйственных связей и возмож ности России. // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 3. - С. 272-275.
9. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Экономистъ, 2005. - 264 с.
10. Басовский Л.Е. Мировая экономика. - М.: Инфра-М, 2010.
11. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Экономисть, 2005. - 734 с.
12. Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика: Краткий курс лекций / Под ред. В. П. Воронина. - М.: Юрайт - Издат, 2014.
13. Гусейнов Р.А. История мировой экономики. Запад - Восток - Россия.: Учебное пособие. - Новосибирск; Сибирское издательство, 2004.
14. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление? - М.: Экономика, 2008.
15. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Калининградский университет. - Калининград, 2000.
16. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/Под ред. В.Е. Рыбалкина. - 7-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 591 с.
17. Мировая экономика. Под ред. проф. Ю. А. Щербанина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004.
18. Тебекин А.В., Ягубянц В.В. Принципы международной экономической интеграции. В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы III международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 459-463.
19. Тебекин А.В., Петров В.С. Промышленная политика и стратегия эффективного развития промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики. Москва, 2018.
20. Тебекин А.В., Кожухар В.Р. Современные тенденции и перспективы развития процессов управления международными отношениями // Журнал исследований по управлению. - 2016. - Т. 2. - № 11. - С. 5.
21. Тебекин А.В. Теоретические основы политологического анализа в исследовании системы международных отношений // Журнал политических исследований. - 2018. - Т. 2. - № 2. - С. 143-152.
22. Тебекин А.В. Тенденции и перспективы развития методологии политологического анализа международных отношений, глобальных и региональных систем. // Журнал политических исследований. - 2018. - Т. 2. - № 3. - С. 125-134.