аспирант
Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 68.75 Экономика и организация сельского хозяйства
Статья посвящена анализу проблем отечественной геологоразведочной отрасли в новых экономических условиях, во взаимной связи с возможным практическим внедрением теоретических разработок управленческого учета для поиска возможных путей возрождения отрасли. Цель статьи состоит в аргументации потребностей стандартизации управленческого учета в геологоразведочных организациях, как платформы институциональной среды и рассмотрение возможных решений проблемы. Вопросы совершенствования управленческого учета находятся в центре внимания и международного научного сообщества, которые в сегодняшних условиях приобрели для отечественного учета особую значимость. Автором исследовано современное состояние отрасли и даны рекомендации для усиления технологии управления, основанной на информационной системе управленческого учета. На основе анализа отличительных характеристик управленческого учета, во взаимной связи с развитием геологической отрасли, обоснована необходимость постановки управленческого учета в институциональных субъектах данной отрасли и его стандартизация, выступающая в роли активатора деятельности. Решение вопросов стоящих перед институциональными субъектами геологоразведки зависит от состоятельности системы управленческого учета, способного оказать положительное влияние на конкурентоспособность российской геологической отрасли. В указанном контексте подчеркнута диспозитивность и компиляционность управленческого учета, с применением аналитических методов наблюдения, измерения, обобщения и классификации. Автор приходит к выводу о необходимости постановки системы управленческого учета и ее стандартизации в институциональных субъектах геологоразведки. В статье сформирован авторский подход к требованиям характеризующим стандарт управленческого учета, рассмотрены его возможные элементы, как внутреннего регулятора деятельности геологоразведочного субъекта.
геологоразведочная отрасль, управленческий учет, стандарты, система управления, управленческие решения, стандарт, регламент, система, характеристика, бизнес-единица
Геологическая отрасль – важный компонент экономики России, являющаяся платформой минерально-сырьевой, энергетической и экономической безопасности государства. За последние годы отрасль вошла в число приоритетных. За спиной многолетнее пренебрежение проблемами отрасли, равнодушная позиция властных структур по отношение к природным ресурсам и их воспроизводству, вызванного сменой административно-командной системы рыночной экономикой, приведшее к тому, что геологоразведка оказалась среди незащищенных отраслей. За это время показатели геологоразведки снижались в разы, о чем свидетельствует динамика поисково-разведочного бурения, как главного показателя ГРР, который за последние 20 лет не восстановился до прежнего уровня [1, С.66]. Представители власти также понимают важность геологической отрасли для развития государства как в настоящем, так и в перспективе до 2030 г., что доказано принятием целого ряда документов [2, 3].
Также согласно Правительственной стратегии развития геологической отрасли до 2030 г., «минерально-сырьевая база является естественным конкурентным преимуществом народного хозяйства и промышленного сектора России, донором российской экономики, обеспечивающим ее развитие и переход на новый технологический уклад [4].
Геологическая отрасль удовлетворяет государственную и общественную необходимость в информации о геологическом изучения территории России. Развитие отечественной геологической отрасли происходит в условиях интенсификации процессов глобализации, обострения конкуренции на международных рынках минерального сырья и сервисных услуг в области геологических исследований.
Характерная проблема снижения количества запасов и ухудшения их качества на новых месторождениях, также уменьшение средних запасов одного открываемого на суше месторождения до пяти раз, приводит к дефициту качественных месторождений. Новые месторождения уже не могут сравниться с месторождениями советских времен. Несмотря на положительную динамику открытия числа новых месторождений, динамика средних запасов нефти на вновь открытых месторождениях падает из года в год и уже скатилась до 1 млн тонн [5].
По мнению академика РАН А.Э. Конторовича, необходима новая парадигма развития геологоразведки нефтегазовой отрасли. Это задача, которую не могут решить одни геологи, необходимо участие специалистов по горной механике, нужны химики, специалисты по вычислительным технологиям, способных заменить импортные, и что особенно важно, нужна поддержка государства [6].
Налогообложение геологоразведки также требует определенных реформ. Введение стимулирующих механизмов для рискованного этапа геологоразведочных работ является необходимостью. Предусмотренный налоговой системой повышающий коэффициент 1,5 к затратам ГРР при расчете базы налога на прибыль и расходам на НИОКР применяется лишь на шельфе. Необходимо распространение коэффициента и на суше для дополнительного стимулирования притока инвестиций в геологоразведку [7, С.14].
Так, в табл. 1 отражена общая картина состояния геологоразведочной отрасли в РФ.
Фактически с 2013 по 2017 годы происходило повышение финансирования ГРР (таблица 1), главным образом за счет внебюджетных источников. Средства федерального бюджета, направленные на финансирование ГРР, с каждым годом неуклонно растут и в 2017 году составили 13,7 млрд руб. А в 2018 году планировалось финансирование в размере 14,7 млрд руб. Наблюдается лавинообразное уменьшение объемов параметрического бурения с 2013 по 2016 гг., и резкое повышение в 2017 году, когда пробурено 6332 погонных метра параметрических скважин. Наблюдается падение объемов сейсмических профилей 2D с 44,8 пог.км. в 2013 году до 1,4 пог.км. в 2017 году. Объема финансирования ГРР на сегодняшнем уровне явно недостаточно, что приводит к значительному падению прироста запасов нефти и газа с 614 млн т. в 2013 году до 550 млн т. в 2017 году.
Е.А. Киселевым отмечено снижение результативности ГРР на нефть и газ, по его словам: «полное возмещение погашенных при добыче ресурсов была достигнута в 2006 году». Вектор развития геологоразведки он видит в доразведке имеющихся месторождений и повышении коэффициентов извлечения флюидов, уделяя им первостепенное значение [8].
Исследования выявили, что для уверенного поступательного движения и роста конкурентных преимуществ геологоразведочной отрасли, наряду с господдержкой отрасли, важным фактором становится модернизация внутренней системы управления субъектами геологоразведки. На сегодняшний день приоритетной становится задача организации наиболее приемлемой учетной, информационно-аналитической системы, способной обеспечить достойное и разумное управление для успешного решения задач тактического и стратегического характера субъектов геологоразведки.
Условия, материалы и методы исследований. Система управленческого учета является масштабной учетной информационной системой организации. Система управления в свою очередь опирается на информационную систему для принятия решений. Следовательно, управленческий учет учитывает функции бизнес-процессов управления, рассматривает особенности производственных и вспомогательных бизнес-процессов, последовательность их выполнения, целевые направления деятельности, внутренние связи.
Основной проблемой, как видится автору, является недооценка большинством руководителей преимуществ управленческого учета, не готовность к реформированию устоявшейся учетной системы. Принятие управленческих решений руководством осуществляется на основе недостаточной аналитической и оперативной информации, неотражающей реальных финансовых и производственно-экономических процессов, происходящих во внутренней среде институциональных субъектов геологоразведки. Можно констатировать факт недопонимания того обстоятельства, что отсутствие системы управленческого учета является одной из предпосылок неэффективного управления производством и снижения его прибыльности, а также других неблагоприятных тенденций, свидетельствующих о кризисе и застое в отрасли. Таким образом, значимость управленческого учета сегодня явно недооценивается и недопонимается, что в большей степени связано с отсутствием специалистов и подробных практических рекомендаций по наиболее оптимальной постановке системы управленческого учета в геологических организациях. Для эффективной работы, организация должна иметь замкнутую систему управления, с четким пониманием и выделением объектов учета затрат, применением одинаковых методик оценки затрат в учете и планировании, приводящее к сопоставимости анализируемых показателей и обязательному использованию на практике полученных аналитических выводов в целях управления. Своевременная консолидация учетной информации обосновывает принятие верных и релевантных решений.
1. Максимов А.К., Королева А.Н. Отечественная геологоразведка сегодня: проблемы и пути их решения (экономические аспекты) // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - №8 (12). - С. 66-72.
2. Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. [Электронный ресурс]. URL:http://www.geol.irk.ru/isr/downloads/adm_regl/PrMPR_N151_16_07_2008.htm
3. Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. №1039-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.asgeos.ru/article/233.html.
4. Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.asgeos.ru/article/233.html.
5. Никитин Н. Проблемы нефтегазовой геологии Закончилось бурение - закончились открытия// Нефтегазовая вертикаль. - 2010. - № 19.
6. Морозова Т. Глобальные проблемы нефти и газа и новая парадигма развития нефтегазового комплекса России // Наука из первых рук. - 2016.
7. Тихонов С. Эволюция или рост? Вектор развития налогообложения нефтяной отрасли// Нефтегазовая вертикаль. - 2018. - № 21. - С.9-16
8. Доклад заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Е.А. Киселева на Коллегии Роснедр 28.03.2018.
9. Большая советская энциклопедия. - Кн.1. М. - Советская энциклопедия, 1976. С. 24:411.
10. Вахрушина М. А. Стандартизация российского управленческого учета как условие его дальнейшего развития// Учет. Анализ. Аудит. - 2018 - №5(3). - С.72-81.
11. Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение. М.: Вершина, 2006, 512 с.
12. Лабынцев Н.Т. и др. Необходимость российской стандартизации управленческого учета в условиях развития международных экономических отношений// Управленческий учет. - 2017. - №7. - С. 23-31
13. Князева К.А. Зарубежный опыт организации управленческого учета //Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016.- № 4-1. - С. 141-144.
14. Булгакова С.В., Подобедова Н.В. Диспозитивные свойства управленческого учета // Отрасли права, 2015.
15. Юрьева Л.В. Организация управленческого учета на металлургическом предприятии//Все для бухгалтера. - 2008. - № 3
16. Построение управленческого учета: о чем нельзя забывать главному финансисту? //Справочник экономиста. - 2018. - №5.;
17. Макаренко Т. В. Перспективы стандартизации управленческого учета активов коммерческой организации. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2017.- №1(193). - С.77-84.
18. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Фасхутдинова М.С. Экономическая сущность и содержание процесса бюджетирования в системе управленческого учета // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2006. - № 3. - С. 17
19. Klychova G.S., Zakirova A.R., Safiullin N.Z. Organization of cost accounting of fur farming in controlling concept // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Т. 5. № 18 SPEC. ISSUE. С. 219-222.
20. Klychova G.S., Zakirova A.R., Mukhamedzyanov K.Z., Faskhutdinova M.S. Management reporting and its use for information ensuring of agriculture organization management // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Т. 5. № 24. С. 104-110.
21. Бабенкова Т.В., Сафаров А.В.Учет в управленческих целях: некоторые особенности // Управленческий учет. - 2006. - № 5. - С. 94-108.