Россия
студент
Россия
Даётся определение корпоративного налогового планирования. Выделяется такой инструмент налогового планирования, как определение величины налоговой нагрузки, а также её оптимизация путём использования особенностей налогового законодательства и всевозможных льгот. Приводятся различные методики расчёта налоговой нагрузки. Проводится расчёт и анализ налоговой нагрузки на примере ОАО «РЖД».
налоговая нагрузка, налоговая оптимизация, корпоративное налоговое планирование, ОАО «РЖД»
Налоговое планирование является составной частью управления финансами наряду с такими областями, как управление денежными потоками и финансовое планирование.
Безвозмездность и обязательность взимания налоговых платежей обуславливает конфликт частноправовых и публично правовых интересов [1]. Следовательно, хозяйствующий субъект будет стремиться снизить налоговые платежи (или вовсе избежать) в ответ на попытку государства изъять часть имущества (капитала или доходов). А государство же, в свою очередь, будет стараться не допускать сокращения доходов бюджета, используя в этих целях законодательное регулирование налогообложения. Из вышеизложенного вытекает важность налогового планирования.
Корпоративное налоговое планирование (КНП) – это управленческая деятельность в рамках единой стратегии развития хозяйствующего субъекта, направленная на достижение желаемой финансово-хозяйственной деятельности, основанная на использовании законных способов оптимизации налоговой нагрузки и способствующая повышению инвестиционной привлекательности организации [5].
Важно подчеркнуть, что целью налогового планирования является не минимизации отдельных налоговых платежей, а их оптимизации путём использования особенностей налогового законодательства и всевозможных льгот, т.к. минимизация одних налогов приводит к увеличению других.
Налоговое планирование базируется на следующих основных принципах, представленных в табл. 1.
Таблица 1
Принципы налогового планирования
Принцип |
Суть принципа |
Законность |
Соответствие действий существующему законодательству |
Оптимальность |
Непротиворечивость инструментов налогового планирования стратегическим целям предприятия, интересам его собственников |
Оперативность |
Своевременный учет всех изменений во внешней и внутренней среде для справедливой оценки налоговых рисков |
Выгодность |
Наличие экономической выгоды от мероприятий налогового планирования должна превышать затраты на него |
Экономическая обоснованность |
Обоснованность хозяйственных операций, наличие деловой цели, соразмерность затрат их стоимостной оценке и степени участия в производственной деятельности |
Индивидуальность |
Учёт специфики хозяйственной деятельности налогоплательщика при выборе инструментов налогового планирования. |
Наряду с такими инструментами налогового планирования, как разработка учётной и договорной политики организации, необходимо подчеркнуть выбор методики расчёта налоговой нагрузки и её анализ.
Расчёт налоговой нагрузки определяет возможность руководства компании оценить влияние динамики и структуры величины налоговых платежей на финансовое состояние организации, а, следовательно, и определяет принятие необходимых управленческих решений для их оптимизации. Также налоговая нагрузка выступает одним из критериев оценки налоговых рисков во избежание финансовой нестабильности и возникновения выездной проверки, проводимой налоговыми органами.
С одной стороны, налоговая нагрузка является количественной оценкой величины денежных средств, подлежащих к уплате в бюджет и внебюджетные фонды за определённый период.
С другой стороны, – это показатель, характеризующий соотношение между обязательными платежами и результатами финансово-хозяйственной деятельности организации и её имущественным состоянием.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что существует проблематика, связанная с корректностью расчёта налоговой нагрузки как одной из важнейших составляющих налогового планирования, которую мы рассмотрим на примере транспортной организации.
Используемые в российской практике методики расчета уровня налоговой нагрузки можно классифицировать в разрезе двух основных направлений:
– в разрезе структуры налогов, которые включаются в расчет при определении уровня налоговой нагрузки (как сумма всех уплаченных организацией налогов, либо исключаются косвенные налоги, либо учитываются не только все налоги, но и величина страховых взносов);
– по показателю, с которым сопоставляют размер уплачиваемых налогов и сборов (доходы, вновь созданная стоимость или добавленная стоимость).
Основные методики расчёта налоговой нагрузки представлены в табл. 2.
За анализируемый период за счет постоянного роста налоговой нагрузки ОАО «РЖД» она превосходит показатель по железнодорожному транспорту в целом, что наглядно представлено на рис. 1.
Согласно методике Министерства финансов, в сумму налоговых платежей не включены страховые взносы. На наш взгляд, для компании, у которой расходы на оплату труда составляют более 60% от общей суммы текущих затрат, эти платежи значительно сокращают доходы и не учитывать их было бы некорректно. Тем более, что в предложенной методике не учитывается изменение налогового законодательства. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ с 01.01.2017 ФНС России администрирует и страховые взносы. Мы предлагаем ввести некоторые корректировки.
Первым шагом является учёт страховых платежей. Таким образом, при учёте страховых взносов рассчитанная налоговая нагрузка ОАО «РЖД» в 2017 г. почти на 60% больше официально опубликованной ФНС России по отраслям.
Вторая предлагаемая корректировка – исключение НДФЛ из общей суммы налоговых платежей и страховых взносов, что позволит более корректно рассчитать налоговую нагрузку ОАО «РЖД», так как по отношению к данному налогу организация выступает лишь как налоговый агент. На ней лежит обязанность исчисления, удержания НДФЛ из доходов, выплачиваемых работникам, и перечисления в бюджет.
Также, согласно другой методике расчёта, мы произвели расчёт налоговой нагрузки на основании добавленной стоимости (также с учётом страховых взносов и исключения НДФЛ).
Изменение величины налоговой нагрузки, рассчитанной с условием введённых корректировок, приведено на рис. 2.
1. Викторова Н.Г. Налоговое право /Учебник- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 224 с. - (Краткий курс). С. 223-224.
2. Гусев А.Б. Государство и бизнес: проблема определения оптимальной налоговой нагрузки// брифы на сайте Ассоциации Менеджеров URL: http:// www. amr. ru.
3. Иванова А.В. Налоговая нагрузка. Оптимизация налоговой нагрузки // Молодой ученый. - 2017. - №25. - С. 147-149. - URL: https://moluch.ru/archive/159/44774/
4. Лебедева М.А. Расчет налоговой нагрузки для предприятия / URLhttp://www. auditmsk. ru/content/ view/67/60.
5. Романовский М.В. Корпоративные финансы: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2011. - 592 с.