В статье говорится о значении категории собственности в мировом развитии правовой и философской мысли. Продемонстрированы трагические итоги отрицания отношений собственности в социалистических странах. Показана взаимосвязь философско-правовых категорий свободы, равенства и справедливости с отношениями собственности.
собственность, свобода, равенство, справедливость, общество, государство
В тесной взаимосвязи с такими ценностными категориями в праве, как равенство, свобода и справедливость, находится категория собственности. По своей сути она является объективным продолжением
человеческого существования, жизни человека, выражаемой в материальных объектах и иных ценностях, которые связаны с трудом человека и иными видами его деятельности. Собственность входит в число основных элементов содержания жизни общества, общественных отношений, при формировании вокруг нее развитых юридических норм, регулирующих как сами отношения собственности, так и все иные отношения, связанные с данной категорией. Нет смысла говорить о справедливости в цивилизованном, а значит, разумном обществе, если не решены задачи понимания и регулирования категории собственности как источника жизни и развития каждого человека и всего общества. Более того, индивидуум только в том случае становится полной личностью, развитой в нравственном, социальном и политическом плане, когда он, находясь в сфере самых различных социальных отношений, имеет собственность как обязательный материальный атрибут своего бытия, поддерживаемый государством, а значит, имеет право на собственность.
Для начала определим, что собственность — это содержание общественных отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом, материальными, духовными или интеллектуальными благами, которые могут принадлежать определенному физическому или юридическому лицу, государству или иному социальному образованию. Классическим объяснением данного определения является типаж Робинзона Крузо, который находился один на необитаемом острове. Но своей собственностью он мог назвать этот остров только по отношению к другим людям, которые могли признать этот клочок земли собственностью островитянина, получить его в аренду, залог либо претендовать на силовое завладение островом, т.е. нарушая право или отношения собственности. Соответственно, без других лиц, т.е. без общества, данный остров Крузо не мог называть собственностью, поскольку в этом случае не было никаких отношений с кем-либо относительно данного материального объекта. Иначе говоря, собственность — это не имущество, не иные блага человека или общества, а отношения между людьми по поводу имущества, материальных или иных благ.
1. Аристотель. Политика. Мн., 1998. С. 550-600.
2. Платон. Государство // Государство. Законы. Политик. М., 1998. С. 169, 213-215.
3. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000.
4. Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция Византии IX-XI вв. (историко-юридические этюды). М., 1981. С. 114.
5. Гегель Г.В.Ф.. Философия права. М., 1990. С. 103.
6. Рубаник В.Е. Собственность и право собственности: юридические, философские, социологические и экономические подходы в их историческом развитии: в 3 т. Т. 1. Отношения собственности и их отражение в восточнославянской традиции права собственности. М., 2010. С. 188.