В статье обосновываются возможности воспитания в современных естественно-научных школьных курсах, реализующих стандарты образования, построенные на компетентностной основе. Показаны дидактические возможности этих стандартов, обеспечивающие реализацию их воспитательного потенциала. Основной акцент в статье сделан на формировании мировоззрения школьников, а также их метапредметных компетенций. Обосновывается, что фактологический отбор содержания образования, действовавший в школьном образовании, не может решить ключевые проблемы воспитания. Указан ряд новых научных направлений, которые должны стать базовой частью естественно-научного образования. Обосновывается связь качества образования с возможностями воспитания, показано, что низкое качество образования делает задачу формирования научного мировоззрения школьников практически нереальной. В статье доказывается необходимость использования дидактических обобщений, раскрытия экспериментальной основы естественно- научного образования. Сформулирована основная цель реализации воспитательного потенциала. Описаны социальные риски низкого уровня воспитания школьников.
воспитание, воспитательный потенциал, федеральные образовательные стандарты, научное мировоззрение школьников, компетенция, качество образования
Ряд педагогических и социологических исследований последних десятилетий отмечает низкий уровень сформированности мировоззрения и ключевых качеств личности школьников, затрудняющий их развитие, социализацию и профессионализацию. В частности, школьники XXI в. не обладают представлениями о природе, построенными на единых, непротиворечивых законах и теориях. Идеологический крах 1990-х гг., среди прочего, привел к необходимости поиска новой модели школьного воспитания. Ее построение — задача, не решенная сегодня. Многими исследователями доказано, что школа начала XXI в. не отвечает социальным вызовам времени. Поиск новых вариантов реализации естественно-научного образования является ответом на социальные вызовы российскому общему образованию.
Существовавший весь XX в. фактологический подход к отбору содержания образования не решил проблему формирования мировоззрения школьников, их воспитания: сумма фактологических знаний не приводила к методологическим обобщениям. Многие исследователи отмечают, что методологические обобщения не зависят от объема изучаемого материала, а определяются дидактической схемой и качеством образования.
Цели формирования научного мировоззрения в школе — развитие личности человека XXI в., преодоление научной и технологической отсталости России, делающей Россию неконкурентоспособной в современном мире. Выпускник школы
1. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
2. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М.: ЮНИТИ, 2013.
3. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы. М., 2006.
4. Чижевский А.Л. Космический пульс Земли. М., 1995.
5. Модели и структуры содержания общего среднего образования. М.; СПб., 2012.
6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 44.