В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России. Целью статьи является выявление психолого-педагогических особенностей профессиональной подготовки и перспектив организации профессиональной служебной подготовки сотрудников МВД России в целом и сотрудников подразделений специального назначения в частности в соответствии с выявленными обстоятельствами. Актуальность статьи определяется констатацией доминирующих в служебной деятельности сотрудников подразделений специального назначения МВД России стрессовых состояний, что отрицательно сказывается на результатах профессиональной служебной подготовки, а также на эффективности служебной деятельности как в местах постоянной, так и временной дислокации подразделений, особенно в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. Особое внимание в статье уделяется классификации функциональных состояний сотрудников СОБР и ОМОН в стрессовых служебных ситуациях, что отражает назревшую в современных условиях объективную потребность в совершенствовании профессионализма сотрудников подразделений специального назначения на основе модернизации профессиональной подготовки.
сотрудники подразделений специального назначения МВД России, профессиональная подготовка, психолого-педагогические особенности
Российская концепция непрерывного образования представляет собой систему взглядов на развитие образовательной практики, провозглашая образовательную деятельность личности как неотъемлемую и естественную составляющую часть ее образа жизни в любом возрасте [12], что актуализирует проблему внедрения инновационных подходов во все формы и виды профессионального образования, профессионального обучения [18] сотрудников подразделений специального назначения МВД России.
В связи с этим становится необходимым переосмыслить организацию системы профессиональной подготовки сотрудников МВД России в целом и сотрудников подразделений специального назначения МВД России в частности, с учетом осуществления ими своих служебных обязанностей в определенном функциональном состоянии, которое определяется В.И. Медведевым как «интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности» [3].
1. Бажин Е.Ф., Корнева Т.В., Эткинд А.М. Исследование образного уровня восприятия эмоций // Психологический журнал. 1983. № 3. С. 81-84.
2. Бордовский Г.Л. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.
3. Введение в эргономику / под ред. В.П. Зинченко. М.: Советское радио, 1974. С. 94.
4. Владиславлев А.П. Единая система непрерывного образования // Советская педагогика. 1982. № 6. С. 22-28.
5. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР / под ред. В.Г. Онушкина. М.: Высшая школа, 1987. 364 с.
6. Даринский А.В. Непрерывное образование // Советская педагогика. 1975. № 1. С. 17-19.
7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). М.: РАГС, 1998. С. 8, 9.
8. Жильцова И.И. Изучение состояния здоровья летчиков ВМФ // Вест. Рос. воен.-мед. акад. 2007. № 4. С. 24, 25.
9. Купцов О.В. Непрерывное образование руководителей и специалистов народного хозяйства // Советская педагогика. 1982. № 6. С. 29, 30.
10. Куцов С.Н. Спецназ внутренних войск готов к решению антитеррористических задач любой сложности // Военно-промышленный курьер. 2005. № 2. 19 янв.
11. Литвинцев С.В., Снедков Е.В., Резник А.М. Боевая психическая травма: руководство для врачей. М.: Медицина, 2005. 432 с.
12. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей / сост. В.В. Маслова. Мариуполь, 2004. 19 с.
13. Паташкин Е.М., Вульфов, Б.3. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. 224 с.
14. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. М.: Экспертное бюро, 1997. 496 с.
15. Санкин Л.А., Тонконогая Е.П. Управление качеством образования в гуманитарном вузе // Известия РАО. № 2. С. 61-73.
16. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы. СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 498 с.
17. Теоретические основы непрерывного образования / под ред. В.Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. 208 с.
18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
19. Чуев Ю.Ф. Особенности формирования суицидального поведения при стрессовой ситуационной нагрузке // Неврология и психиатрия. Киев, 1986. С. 38-40.
20. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. 320с.