ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА ПО АНАЛИЗУ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОДЕРЖАЩИХ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Публикация фиксирует отдельные актуальные аспекты стратегического планирования в РФ и проблемы организации работ ВНИК ФГБНУ «ИСРО РАО» по анализу документов стратегического планирования регионального и макрорегионального уровня в сфере ведения Министерства просвещения. Делается акцент на организации информационного обеспечения проекта. Работа выполнена в рамках государственного задания по теме «Исследование, анализ и обобщение практик разработки и применения отраслевых, межотраслевых и региональных документов стратегического планирования, содержащих вопросы развития системы образования, в целях учета при разработке отраслевой стратегии развития образования в РФ (в сфере ведения Министерства просвещения)» № 073-00086-19-00 на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 г.

Ключевые слова:
документы стратегического планирования (ДСП), деятельность временного научного коллектива, база данных, электронный банк данных
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый регион, имея свои индивидуальные особенности, связанные с географическим расположением и социально-экономическими характеристиками, сталкивается с различными проблемами при разработке стратегий.  С одной стороны, современный темп изменения условий, увеличения новых знаний и развития технологий является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей региона. С другой стороны, на этапе разработки необходимо учитывать Федеральные ДСП, Закон о стратегическом планировании в РФ, которые являются довольно фундаментальными документами и не подлежат частому обсуждению и переработке. С третьей стороны, реформы государственного управления (например, разделение Министерства образования и науки на два новых Министерства) вызывают появление новых субъектов и объектов  стратегического планирования. Этим было обусловлено создание временного научно-исследовательского коллектива ФГБНУ «ИСРО РАО», которому необходимо было  проработать  теоретико-методологические основы стратегического планирования, создать динамическую методологию разработки и анализа ДСП, и на ее базе провести  анализ существующих стратегических документов по вопросам, актуальным для деятельности Министерства просвещения.

Одно из значений слова «стратегия» – искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах [5, 2].

В Стратегии должны быть представлены существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития региона как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления [4]. Переход к стратегическому планированию на уровне региона является важным моментом в государственной политике, так как ставит региональную власть в новую более мощную субъектную позицию. Сложность состоит в том, что стратегический план развития региона – это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных актов деятельности по развитию региона. Это документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно, закладывает определённый фундамент социально-экономического развития региона. Этот документ принадлежит не исключительно администрации, а всем субъектам процесса регионального развития, включая и экономических агентов, и участников политического процесса, и руководителей различных социальных институтов из сфер медицины, образования, науки и т.д..

Состояние системы образования является серьезным фактором оценки социально-экономического региона; ее развитие (повышение эффективности) может повлечь за собой серьезные сдвиги в демографической ситуации, а как следствие, в социально-экономическом положении территориального субъекта. Поэтому значимым  разделом в Стратегии развития региона должен быть раздел, посвященный инновациям в образовании [3].

Цель деятельности временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) ФГБНУ «ИСРО РАО» на первом этапе (2019 г.) – аналитический отчет по теме «Стратегическое планирование развития системы образования в Российской Федерации (в сфере ведения Министерства просвещения Российской Федерации)».

Проблемы, возникшие при организации деятельности проектной команды:

– соорганизация различных научно-методологических позиций  участников ВНИКа из разных подразделений научного учреждения;

– большой объем и разнообразие данных, подлежащих анализу;

– различные возможности и различный темп прохождения этапов анализа  участниками проекта.

В связи с этим возникла идея организации четырех содержательных групп для работы над проектом (методологическая, аналитическая, информационная, методическая) и создания электронного ресурса для хранения и обмена данными,  а также взаимодействия всех участников проекта [1].

На первом этапе ВНИК ФГБНУ «ИСРО РАО» произведен анализ нормативно-правовой документации «О стратегическом планировании в РФ». Согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:

1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, – стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее – «Стратегия СЭР»);

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:

а) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

б) бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

в) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

3) документы стратегического планирования (далее – «ДСП»), разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:

а) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

б) государственные программы субъекта Российской Федерации.

При анализе Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» были выделены основополагающие принципы стратегического планирования в РФ:

1. Принцип измеряемости целей означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования. 

2. Принцип разграничения полномочий означает осуществление установленных законодательством Российской Федерации полномочий органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, в пределах которых участники стратегического планирования самостоятельно определяют цели и задачи социально- экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также пути достижения этих целей и решения этих задач. 

3. Принцип преемственности и непрерывности означает, что разработка и реализация документов стратегического планирования осуществляются участниками стратегического планирования последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования и с учетом этапов реализации документов стратегического планирования. 

Есть предыдущий документ по времени, где реализована предыдущая цель, цели документов в одном направлении. 

4. Принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках прогнозирования. 

5. Принцип реалистичности означает, что при определении целей и задач социально- экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации участники стратегического планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков. 

6. Принцип единства и целостности означает единство принципов и методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, единство порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования. 

7. Принцип сбалансированности системы стратегического планирования означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации;

соотнесение в единой методологии ДСП социально-экономического развития субъекта РФ и программы развития образования; документов регионального и федерального уровней [7].

Следующая задача, решаемая ВНИК, – создание технологичного инструментария для аналитической работы с документами стратегического планирования.

На втором этапе был составлен перечень документов стратегического планирования, в которых отражены вопросы развития образования, и создан электронный банк документов стратегического планирования.

Банк документов (БД)  разработан как информационная база для выполнения государственного задания по проекту.

Банк данных создан в виде облачного хранилища на Яндекс-диске; доступ к БД имеют руководители всех групп проекта и участники информационной и аналитической групп.

БД (схема 1) содержит четыре основных блока и пояснительную записку. Пояснительная записка содержит инструкцию для пользователей ресурса.

 

Характер информации по блокам:

Методологический блок

Содержит материалы, служащие основанием для разработки программы исследования и созданную программу исследования.

Включает  разделы:

 Существующие методологии создания и анализа ДСП (выделены следующие подходы: системомыследеятельный и системного анализа).

Разработанная методология сбора, анализа и обработки информации, в том числе

План проведения исследования;

Список источников.

Информационный блок

Содержит разделы:

– федеральные ДСП (содержат ДСП, распространяющие свое влияние  на территории РФ);

– региональные документы  (содержат ДСП макрорегионального и регионального уровней, а также дополнительную информацию: карту ФО, статистические данные, культурно-исторические особенности и пр.).

Данный раздел делится на подразделы:

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Южный ФО

Приволжский ФО

Уральский ФО

Сибирский ФО

Дальневосточный ФО

Северокавказский ФО

нормативно-правовая база ДСП.

Аналитический блок

Содержит аналитические справки, отчеты и прочие документы, собранные и созданные в процессе исследования участниками проекта.

Содержит подразделы:

Собранная аналитика

Созданная аналитика:

Федеральный уровень

Макрорегиональный уровень

Региональный уровень

Методический блок

Содержит рекомендации по корректировке отраслевых документов стратегического планирования, а также ДСП федерального, макрорегионального и регионального уровней с целью более полного отражения в ДСП вопросов, находящихся в ведении Министерства просвещения.

На данном этапе информационной группой проведен первичный анализ региональных  документов стратегического планирования, содержащих вопросы развития системы образования (всего 169 региональных документов, из них  Стратегий СЭР – 84, Государственных программ развития образования –  85). Выделены те их них, которые содержат разделы, относящиеся к компетенции Министерства просвещения РФ, а именно: развитие сферы общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Выявлено, что в ряде регионов заканчивается срок действия документов стратегического планирования, в ряде субъектов Федерации такие документы отсутствуют.

Стратегий СЭР, действующих до 2020 г., – 7. Государственных программ развития образования – 48 (см. табл. 1).

 

 

Таблица 1

Горизонт планирования региональных документов

 

Регион

Стратегия СЭР

Государственная программа развития образования

Дата принятия

Дата окончания

Дата принятия

Дата окончания

 

Центральный ФО

 

 

 

 

1

Белгородская  область

2010

2025

2014

2020

2

Брянская область 

2008

2025

2014

2020

3

Владимирская  область 

2010

2030

2014

2020

4

Воронежская область 

2010

2020

2014

2025

5

Ивановская область 

2015 

2020

2014

2020

6

Калужская область 

2009

2030

2014

2020

7

Костромская область

2013

2025

2014

2020

8

Курская область (план мероприятий)

2018

 

2020

2014

2020

9

Липецкая область

2006

2024

2014

2020

10

Орловская область

2014

2020

2013 

2020

11

Рязанская область

2019

2030

2014

2025

12

Смоленская область

2017

2025

2014

2020

13

Тамбовская область

2018

2035

2013

2024

14

Тверская область

2013

2030

2015

2020

15

Тульская область (основные направления деятельности правительства)

2016

 

2021

2014

2025

16

Ярославская область

2014

2025

2014

2020

17

Москва

нет докум.

-

2012

2020

18

Московская область

2018

2030

2014

2025

 

Уральский ФО

 

 

 

 

1

Курганская область

2018

2030

2016

2020

2

Свердловская область

2015

2030

2016

2024

3

Тюменская область

Проект 2018

2030

2014

2020

4

Ханты-Мансийский автономный округ

2010

Изм. 2017

2030

2010

2020

5

Челябинская  область

Проект 2018

2035

2017

2025

6

Ямало-Ненецкий автономный округ

Проект 2018

2030

2013

2021

 

Дальневосточный ФО

 

 

 

 

1

Амурская область

2018

2025

2013

2025

2

Приморский край

2018

2030

2012

2021

3

Хабаровский край

2018

2030

2012

2020

4

Республика Саха (Якутия)

2018

2024

2017

2026

5

Республика Бурятия

2011

2035

2013

2020

6

Забайкальский край

2007

2022

2014

2025

7

Сахалинская область

2011

2025

2016

2020

8

Камчатский край

2010

2030

2013

2025

9

Еврейская автономная область

2010

2030

2013

2025

10

Магаданская область

2018

2030

2016

2020

11

Чукотский автономный округ

2010

2025

2013

2020

 

Южный ФО

 

 

 

 

1

Краснодарский край

2017

2030

2016

2020

2

Ростовская область

Проект 2015

2030

2013

2019

3

Волгоградская область

2008

2025

2014

2020

4

Астраханская область

2010

2020

2013

2029

5

Республика Адыгея

2018

2030

2014

2025

6

Республика Калмыкия

Проект 2018

2030

2013

2020

7

Республика Крым

2017

2030

2016

2025

8.

Севастополь

2017

2030

2017

2022

 

Приволжский ФО

 

 

 

 

1

Ульяновская область

2015

2030

2013

2020

2

Пензенская область

2007

2035

2014

2022

3

Республика Мордовия

2008

2025

2014

2020

4

Республика Чувашия

2014

2035

2011

2020

5

Республика Башкортостан

2018

2030

2018

???

6

Республика Татарстан

Изменения

2015

2030

2014

2018

2025

7

Нижегородская область

Проект

Изменения

2015

 

2020

2035

2014

 

2018

2023

8

Самарская область

Изменения

2017

2030

2013

2018

2020

9

Пермский край

 

2030

2014

2020

10

Оренбургская область

 

Изменения

 

2020

2030

2013

 

2018

2020

11

Удмуртская Республика

Изменения

2009

2025

2013

2018

2020

12

Кировская область

проект

2015

2018

 

2035

2013

2021

13

Республика Марий Эл

Изменения

2018

2030

2012

2018

2025

14

Саратовская область

Изменения

 

2030

2013

2018

2020

 

Северо-Западный ФО

 

 

 

 

1

Республика Карелия

2018

2030

2014

2025

2

Республика Коми

2019

2035

2016

2020

3

Архангельская область

2019

2035

2013

2025

4

Вологодская область

2016

2030

2013

2020

5

Калининградская область

2010

2020

2013

2020

6

Ленинградская область

2016

2025

2018

2025

7

Мурманская область

2019

2025

2014

2020

8

Ненецкий автономный округ проект

Проект 2018

2030

2013

2025

9

Новгородская область

2019

2025

2014

2020

10

Псковская область

2011

2020

2014

2020

11

Санкт-Петербург

2019

2035

2017

2022

 

Сибирский федеральный округ

 

 

 

 

1

Республика Алтай

2012

2025

2016

2025

2

Республика Тыва

2019

2030

2014

2025

3

Республика Хакасия

2019

2030

2016

2020

4

Алтайский край

2019

2025

2014

2020

5

Красноярский край

2019

2030

2014

2020

6

Иркутская область (проект)

2019

2030

2019

2024

7

Кемеровская область

2018

2035

2014

2025

8

Новосибирская область

2019

2030

2015

2020

9

Омская область

2013

2025

2014

2025

10

Томская область

2015

2030

2014

2020

 

Северо-Кавказский ФО

 

 

 

 

1

Республика Дагестан

изменения

2011

2025

2014

2019

2025

2

Республика Северная Осетия-Алания

2018

2030

2016

2020

3

Ставропольский край

2009

2025

2018

2021

4

Республика Ингушетия

изменения

2009

с 17.08.2016

2030

2014

 17.01. 2019

2020

5

Кабардино-Балкарская республика

изменения

2016

 

16.02.2018

2034

2013

 

7.03.2019

2020

6

Карачаево-Черкесская республика

 изменения

2014

5.02.2016

2035

01.01.2019

2024

7

Чеченская республика

изменения

2012

10.12.2018 г.

2025

2014

2020

26.12.2018 .

               

 

 

На третьем этапе  разработаны:

– инструмент сопоставления временных горизонтов планирования для действующих стратегических документов  (см. табл. 2);

– матрица для анализа стратегий социально-экономического развития субъектов РФ (см. табл. 3.)

Ниже для примера приведены данные по анализу стратегических документов  Уральского федерального округа.

 

Таблица 2

Горизонт планирования стратегических документов,

Уральский федеральный округ (сопровождается диаграммой)

 

Регион

Стратегия СЭР

Государственная программа развития образования

Дата принятия

Дата окончания

Дата принятия

Дата окончания

1

Курганская область

2018

2030

2016

2020

2

Свердловская область

2015

2030

2016

2024

3

Тюменская область

Проект 2018

2030

2014

2020

4

Ханты-Мансийский автономный округ

2010

2030

2010

2020

5

Челябинская  область

Проект 2018

2035

2017

2025

6

Ямало-Ненецкий автономный округ

Проект 2018

2030

2013

2021

 

Три стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа являются действующими документами (Курганская и Свердловская области, Ханты-мансийский автономный округ), три имеют статус проекта (все разработаны в 2018 г. и находятся на стадии обсуждения – Тюменская и Челябинская области,  Ямало-Ненецкий автономный округ). Можно также заметить, что горизонт планирования Государственных программ развития образования сильно отстает от соответствующих им стратегий, что вызвано, по-видимому, спецификой системы стратегического планирования.

Во всех стратегиях и проектах существуют разделы, посвященные развитию образования, что выгодно отличает их от  стратегий социально-экономического развития предыдущего периода, разработанных до 2020 г. Анализ стратегий по направлениям деятельности Министерства просвещения показал следующие результаты: наиболее подробно в стратегиях освещены  вопросы, связанные с развитием общего и среднего профессионального образования, слегка затронуты сферы воспитания, дополнительное образование, работа с одаренными детьми и профессиональная подготовка педагогических кадров; не уделяется должного внимания  инклюзивному образованию,  социально-педагогической поддержке отдельных категорий обучающихся.

 Анализ состояния системы образования приведен в стратегиях трех субъектов, при этом в Курганской области актуальные проблемы и достижения системы образования изложены довольно подробно, в Свердловской области кратко перечислены проблемы, в Тюменской области выделены достижения. В трех других субъектах анализа ситуации по вопросам развития образования не приведены.

Основной отличительной чертой данных стратегий является программно-целевой подход к разработке данных документов, в которых формулируются цели,  направленные на налаживание нормального функционирования системы образования (обеспечение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (до 3-х лет)), либо заимствованы из государственных программ (организовать работу детского технопарка «Кванториум», внедрить ФГОС ОО или  ввести в систему образования региона компетентностный подход).

Представленные в стратегиях цели развития образования разделены по уровням и сопровождаются постановкой задач по их реализации, что в целом позволяет сделать вывод о диагностичности заявленных целей. Меры и механизмы реализации стратегии представлены в одном субъекте, индикаторы и показали развития образования на должном уровне представлены в трех субъектах из шести, что делает затруднительным оценку  развития системы образования данных субъектов по окончании планируемого периода.

Таким образом, создание электронного банка данных в облачном хранилище позволило решить следующие задачи:

– отбор, систематизация и хранение ДСП;

– отслеживание актуальности анализируемых ДСП;

– налаживание взаимодействия различных групп проекта;

– отражение результатов исследования: анализа и обобщения практики применения отраслевых, межотраслевых и региональных документов стратегического планирования, содержащих вопросы развития системы образования, включая учет региональной специфики развития системы образования в документах стратегического планирования регионального и макрорегионального уровней.

 

Список литературы

1. Алексеев Н.Г. Нормы стратегического мышления. Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Под ред. А.Е. Балобанов, О.И. Генисаретский. Стратегическое планирование в муниципальном управлении (Введение в предмет. Учебное пособие для муниципальных управляющих). - М.: МОНФ, 2000. - 292 с.

2. Гарт Б.Л. Стратегия непрямых действий: - М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. - 508 с.

3. Краснов С.И. Логика развития региональных инновационных образовательных систем в социально-культурном проектировании (на материале исследований экспериментальных площадок Пермской области и Юго-западного округа города Москвы 1991-2015 гг.) // Журнал педагогических исследований. - Т. 3. - №4. - 2018. - С. 15-36.

4. Технические стандарты разработки стратегии социально-экономического развития субъекта РФ. Предложение для Министерства регионального развития РФ/ Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Россия, Санкт-Петербург/ 2006. - 7 C.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр.. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с. ISBN 5-488-00727-X, 5-94666-347-X.

6. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70684666/#ixzz5p6r14xjK

Войти или Создать
* Забыли пароль?