ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НАУЧНЫЙ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается сущность научного и практико-ориентированного подходов в подготовке педагогов к воспитательной деятельности, дается их обоснование с точки зрения требований государственного заказа и современной практики воспитания. Воспитательный потенциал подготовки педагога рассматривается через призму реализации разных технологий воспитания и модулей профессиональной подготовки. Исходя из анализа научных исследований по проблеме подготовки педагогических кадров определяются приоритеты использования технологий воспитательной работы на ближайшую перспективу.

Ключевые слова:
научный подход, стратегия развития, воспитательные технологии, компаративный анализ, эмоционально-ценностный компонент
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Проблема совершенствования профессиональных компетенций педагога в области воспитания связана с освоением технологий по ключевым направлениям воспитания, пониманием специфики использования технологий, овладением навыками их использования в образовательной практике. Задачи совершенствования кадрового обеспечения воспитания актуализированы в государственных документах сферы образования: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р; профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. №10н. В них даны стратегические ориентиры для обновления нормативной базы воспитания и обоснования приоритетов в развитии воспитания. Динамика воспитательной ситуации в Российской Федерации, характеризующаяся повышением социального статуса воспитания и вместе с тем наличием множества социальных рисков социализации детей и подростков, вызовы глобализации, информатизации и другие реалии социокультурного развития российского общества предъявляют новые требования к качеству воспитательной деятельности педагогов, возрастает необходимость обновления содержания и моделей повышения профессиональной компетентности педагогов в области воспитания [1, с. 4].

Новые требования профессионального стандарта педагога и специалиста в области воспитания к качеству воспитательной деятельности должны быть осмыслены педагогами; знания и умения должны быть сформированы и актуализированы применительно к современной воспитательной ситуации. Новизна задач, которые стоят сегодня перед педагогами, заключается в том, чтобы уметь поддержать обучающегося в его самостоятельной творческой социально и личностно значимой деятельности, обеспечить возможность приобретения актуального социального опыта.

Новое отношение к воспитанию связано с тем, что оно выступает механизмом становления субъектности ребенка, оказания помощи в самореализации, саморазвитии, как поддержка в самоопределении. Главным фактором в реализации новых подходов к воспитанию становится профессиональная компетентность педагогических работников. В качестве основополагающих подходов в реализации процесса подготовки педагогов к воспитательной деятельности в Калужском государственном университете и теоретической разработки проблемы в Институте семьи и воспитания РАО мы рассматриваем следующие.

Акмеологический связывается с ориентацией системы дополнительного профессионального образования на достижение педагогами своего АКМЕ в профессиональной воспитательной деятельности, полноценной самореализации в воспитательной деятельности, формировании потребности в повышении воспитательного потенциала собственной личности и умений его реализовать.

Культурологический подход заключается в ориентации педагогов на культуросообразную трактовку своей воспитательной функции, осмысление ими традиционных смыслов воспитания, характерных для национальной культуры, соответствующий выбор содержания и методов воспитательной деятельности, направленной на расширение у детей позитивного социокультурного опыта, на расширение педагогами воспитательного потенциала личности за счет повышения общекультурного уровня.

Аксиологический подход позволяет установить доминанту жизненных и профессионально-образовательных ценностей педагога в выборе им воспитательных ценностей, определяющих, в свою очередь, его воспитательную позицию. Он предполагает создание условий для осмысления педагогами своих жизненных и профессиональных ценностей, гармонизации их и повышения воспитательного потенциала личности за счет самостоятельного выбора в пользу воспитательных ценностей, формирования ценностных установок на воспитательную деятельность.

Субъектный подход, основанный на взаимосвязи с личностно-ориентированным подходом, предполагает обеспечение успешной реализации педагогами воспитательной позиции в исследовательской, консультативной, экспертной, оценочной, проектной и практической деятельности в ходе курсов повышения квалификации, актуализацию индивидуального педагогического опыта.

Проективный подход заключается в акцентировании на переходе от репродуктивного обучения к рефлексивному, создании условий для эффективного проектирования педагогами развития индивидуальной социально-профессиональной ситуации воспитательной деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу, – с одной стороны. С другой, – стимулирование педагогов к созданию проекций индивидуальной ситуации воспитательной деятельности и вариативные модели воспитания с целью осмысления ее и определения путей позитивного развития.

Приоритеты развития воспитания на ближайшую перспективу определяются Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., аксиологическими основами воспитательного компонента ФОСов (федеральных государственных образовательных стандартов) общего образования и другими государственными программными документами. Согласно указанным документам, актуальными остаются задачи сохранения воспитывающего характера обучения; создания в образовательных организациях разного типа гуманистических воспитательных систем; ориентации детей на вечные ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Образование, Культура, Мир, Земля, Природа, Здоровье и др.; гармонизации социального поля ребенка, формирования единого воспитательного пространства, упрочения духовно-нравственных воспитательных ценностей в российском обществе.

Развитие воспитания в системе образования должно сохранить ориентацию на общечеловеческие нравственные приоритеты, на ценности демократического общества, поддерживать гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у обучающихся готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности; формирование у детей и подростков уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям; родителям [1, с. 4–10].

Поиск путей совершенствования воспитания, попытка сделать его управляемым, минимальным по затратам и универсальным по применению приводит педагога к необходимости использования воспитательных технологий. Использование имеющихся средств и методов воспитания в рамках определенной воспитательной технологии, их отбор проблематичен для начинающего педагога. Эти трудности подчас ставят воспитателя в тупик, когда требуется оперативное решение возникшей проблемы, активизация воспитательных ресурсов. Поэтому актуальной становится проблема подготовки педагогов к воспитательной деятельности с использованием в ней технологий воспитания. Применяемая технология должна способствовать осуществлению такой деятельности, в которой знания, способы и содержание деятельности могут продуктивно функционировать и способствовать становлению ценностной позиции детей и молодежи. Примерами такой деятельности на практике авторы статьи могут назвать гражданское воспитание в системе историко-патриотических клубов, летних оздоровительных лагерей; деятельность по увековечению памяти защитников Отечества.

Компаративный анализ психолого-педагогических исследований, изучение образовательной практики показывают недостаточную готовность учителя к выбору, моделированию, проектированию и применению в образовательной деятельности воспитательных технологий. Проблема подготовки учителя к использованию воспитательных технологий начала обсуждаться в российской педагогике в конце XX в.  Приоритет исследовательских разработок принадлежит В.А. Сластенину (Slastenin, 2000) и Н.Е. Щурковой, которые разработали программу нового курса для вузов «Педагогическая технология» и начали эксперимент по его освоению. В пособии Н.Е. Щурковой «Педагогическая технология» (Schurkova, 2002) технология представлена как отдельная научная дисциплина, которая включает прикладной материал для обучения и совершенствования мастерства педагога в области воспитания, способы овладения педагогической технологией, методический материал для самостоятельной работы будущего педагога по формированию профессиональных умений. Работа предполагает два направления: первое – овладение технологической стороной профессионализма в аудитории под руководством преподавателя; второе – самостоятельная работа студента вне академических занятий в соответствии с инструкциями преподавателя [3; 5].

Интерес к использованию игровых технологий в профессиональной подготовке будущего учителя можно назвать системным в педагогике: исследования В.П. Бездухова, Е.П. Белозерцева, В.Л. Борзенкова, А.А. Вербицкого, Л.К. Гребенкиной, М.В. Кларина, Н.В. Самоукиной и др. Представляет интерес в этом плане работа Н.А. Раковой «Игровые технологии в системе профессиональной подготовки будущего учителя» (Rakova, 2000), в которой излагается история вопроса игровых технологий, этапы технологии деловой игры, конференции-игры, модификации деловых игр (имитационных, ролевых, психо- и социодрам, «деловой театр»), разных элементов системы профессиональной подготовки учителя по формированию умений и навыков в различных видах воспитательной деятельности [2].

В работе Савотиной Н.А. «Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию в современной школе» (Savotina, 2004) отражены не только особенности освоения учителем системы знаний по данному направлению воспитания, но и показана специфика выработки практических умений по моделированию гражданского воспитания, нестандартным формам работы в воспитании гражданина (волонтерской деятельности в приютах и детских домах, организации детского досуга в микрорайоне, участии в благотворительных акциях), программно-целевому проектированию воспитания [4].

Анализ исследований по проблемам воспитания показывает, что, несмотря на имеющийся потенциал и активизацию отдельных сегментов воспитания, требуется тщательная корректировка методов и технологий воспитания. Сегодня важный акцент воспитательной работы сосредоточен на использовании «живых форм работы», опирающихся на общественную инициативу, на деятельность молодёжных организаций, исторических и краеведческих клубов. Такое требование актуально для всех направлений воспитания, оно предполагает не только отсутствие изолированности, но и всестороннюю взаимосвязь и взаимозависимость разных направлений воспитания: патриотического, гражданского, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического и др.

Вместе с тем образовательные учреждения в своем большинстве продолжают традиции декларативного подхода в воспитании, отчего, на наш взгляд, и возникает недопустимая в воспитании «мода», например на патриотизм как средство повышения социального статуса, комфортной социализации. Корни такого явления видятся и в чиновничьих требованиях к учителю-воспитателю, и в искаженном контроле над процессом воспитания, и в недостатке профессионализма воспитателя. Значительная часть выпускников педагогических вузов не владеет необходимыми знаниями для воспитательной работы, индифферентно относится к ней, не обладает ценностными ориентирами, которые способствуют воспитанию аналогичных симптомокомплексов у воспитанников. По мнению директоров школ, учителю не хватает организаторских способностей (68%), толерантности в отношениях (71%), умения расширять социальные контакты школы (19%). По мнению учащихся, современному воспитателю мешает отсутствие доброты (22,5%), нежелание понять воспитанника (62,2%), высокомерие (62,1%).

В силу этих причин активизировать воспитательный потенциал воспитания можно за счет системы влияний с помощью воспитательных технологий. Система по подготовке педагогических кадров может включать такие модули:

– «Развитие воспитательных технологий в практике современного образования». Освоение содержания данного модуля ставит целью систематизацию подходов к использованию воспитательных технологий и определение ключевых проблем их реализации; обоснование «критического порога» и границ применяемости воспитательных технологий; установление соотношения механического и творческого, универсального и личностного в воспитательной технологии; учет этической компоненты в отношениях между субъектами воспитания в ходе реализации технологии.

«Педагогическое обеспечение развития воспитания с использованием технологий патриотического и гражданского воспитания» направлено на освоение современных методов и технологий по развитию навыков организации деятельности по гражданскому воспитанию в поликультурной среде, осуществление профилактики и педагогической коррекции экстремистского поведения детей и молодежи. Практическая работа в рамках модуля предусматривает деятельность по педагогическому проектированию, повышению профессиональной культуры и гражданской сознательности педагога: творческие работы в форме портфолио, педагогическая копилка, составление картотеки воспитательных дел, волонтерская деятельность в детских домах, социальных приютах, участие в благотворительных акциях.

Авторы статьи в ходе 20-летнего опыта работы убедились, что в условиях образовательного учреждения воспитательную работу логично строить на традиционно оправданных уровнях: знаниевом, включающем в себя минимум объема знаний по истории Отечества и своего края, а также четкое представление (в рамках гуманитарных и общественных дисциплин) об основах, на которых строится гражданское общество и правовое государство; мотивационном, нацеленном на развитие позитивного отношения к социально-полезной деятельности, поиск позитивных путей к гражданскому самоутверждению; деятельностном, направленном на проверку готовности и способностей осуществлять свободный выбор в жизненных ситуациях и в решении социальных проблем. Комплексность такой работы должна подкрепляться спецификой выработки практических умений по моделированию и проектированию гражданского воспитания. В ней важны нестандартные формы работы в воспитании гражданина: волонтерская деятельность в приютах и детских домах, разнообразные модели организации детского досуга в микрорайоне, участия в благотворительных акциях, программно-целевое проектирование гражданского воспитания. Мы убедились, что такая стратегия работы помогает молодежи не растерять жизненных ориентиров, базирующихся на нравственном императиве: чувстве просвещенного патриотизма и гражданской ответственности.

Одной из актуальных проблем современного общества и важным целевым приоритетом воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения является приобщение детей и молодежи к культурному наследию. Технологии культурно-просветительской направленности предполагают включение интеллектуальной и эмоционально окрашенной творческой деятельности в работу с воспитанниками. В основе подобных технологий лежит императив духовности, эмоционально-эстетические переживания, развитие нравственных и эстетических чувств, способности к восприимчивости объектов и явлений художественной сферы, искусства, позитивный опыт взаимодействия с культурным наследием. К показателям эмоционально-нравственного отношения школьника к культурному наследию можно отнести:  проявление эмоционально-чувственной восприимчивости к культурным явлениям, художественно-эстетическим объектам, искусству, их постижение и понимание; проявление эмоциональной отзывчивости, способность к эмоциональному настрою и реагированию на художественные объекты и явления; способность к развитию эмоционально-эмпатической впечатлительности, вживанию в образы искусства;  способность к ассоциативному и образному восприятию культурных и художественных объектов и др.  

Наибольшую трудность при реализации технологии воспитания представляет предупреждение рисков, связанных с оценкой той или иной воспитательной технологии, выбором наиболее целесообразной для данной педагогической ситуации: определение критериев экспертной оценки; измеримость показателей, сравнение данного качества с определяемой (задаваемой) нормой; определение степени качества воспитательной технологии. При проверке качества применяемой в школе воспитательной технологии также необходим учет конкретных воспитательных результатов: нравственных знаний, убеждений, поведения, потенциала воспитуемости.

Опыт использования разных технологий воспитания показывает, что особенностью российского менталитета в воспитании всегда был и остается эмоционально-ценностный компонент, влекущий за собой целесообразность использования в практике воспитания такого алгоритма формирования устойчивых нравственных качеств: чувства + знания + поведение. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. Пример (образ) в воспитании без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован. Поэтому необходимо в рамках предлагаемых модулей формирование системы деятельности, как основы развития социально значимых ценностных ориентаций, в которой они имели бы возможность продуктивно формироваться.

Воспитательный потенциал современного учителя, который мы связываем с применением разных технологий воспитания, позволяет учителю моделировать смысловое поле своего воспитанника – будущего гражданина, обеспечивать процесс взаимопонимания, вызывает проявление позитивных нравственных симптомокомплексов у воспитанников.

Большинство технологий направлено на формирование системообразующего свойства личности – активности. Субъектность воспитанника – это его потребность к проявлению самостоятельности, активности в организации взаимодействия со средой; это способность управлять своими действиями, намечать и реализовать программы; это способность адаптироваться к изменяющейся социокультурной ситуации. Становление личности подлинным субъектом возможно только тогда, когда она вступает в контакт с миром и изменяет предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в процессе решения практических и духовно-творческих задач. Под воздействием комплекса мер по расширению социального поля деятельности происходит улучшение психологического климата в образовательной среде и развитие таких гражданских качеств, как активность в общественных делах, ответственность, толерантность, взаимопомощь, милосердие, уважение друг к другу.

Педагогу важно понимать, что эти нравственные ценности нельзя навязывать, и главная задача воспитателя при использовании воспитательной технологии – создание эмоционально-интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание ценностного бытия, обретения личностного смысла ценностей.

Мы приходим к выводу, что внутреннее воспитательное пространство использования технологий должно быть организовано через основные сферы деятельности воспитанника. Внешнее пространство должно помогать в овладении разнообразным социальным опытом и способами самоопределения в жизни. Актуальным и целесообразным сегодня становится поиск способов и технологий насыщения среды воспитания подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой основе нравственной культуры личности.

Сегодня перспективность использования воспитательных технологий напрямую связана с качеством результатов, работающих на решение актуальных проблем воспитания, приобретающих характер тенденции (детский суицид, наркомания, жестокость, национальная нетерпимость, общественная пассивность и др.); с «жизненностью» (актуальностью) реализуемых технологий воспитания, их тесной связью с окружающей социокультурной средой; реализацией воспитывающего потенциала детского коллектива (общешкольного и первичного – классного) через опыт «пользования свободой», опыт самоуправления, опыт межпоколенного сотрудничества; предоставлением ребенку широкого поля для самореализации в различных видах творческой деятельности; готовностью педагогов к сотрудничеству с учащимися и родителями в совместной деятельности по достижению общих целей; увеличением времени общения с детьми и молодежью; позитивной образовательной средой, в которой организуется воспитательный; необходимостью тщательно продумывать набор оценочных критериев и показателей, характеризующихся отношением к воспитаннику, его собственным усилиям, уровню освоения этических знаний, их проявлению в поведении, а не ориентацией на заданный общий стандарт.

Таким образом, подготовка педагога в ракурсе обозначенной темы позволяет получить позитивные результаты по формированию у педагогов мотивации к воспитательной деятельности,  освоению воспитательных технологий,  овладению навыками их использования в образовательной практике, если она представлена как процесс целенаправленного и осознанного овладения специалистами специфики разнообразных методов, активных и интерактивных технологий по основным направлениям воспитания (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое приобщение учащихся к культурному наследию), в том числе, авторских (моделей стимулирования социальной активности, развития субъектности, формирования поликультурной позиции), направленных на формирование гражданских качеств личности, эмоционально-нравственное совершенствование, развитие общей культуры современного педагога.

Список литературы

1. Вагнер И.В. Концептуальные подходы к развитию дополнительного профессионального образования специалистов в области воспитания //Развитие дополнительного профессионального образования педагогов в области воспитания и социализации: Сборник научных статей. - М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. - С. 4-10.

2. Ракова Н.А. Игровые технологии в системе профессиональной подготовки будущего учителя //Вестник Витебского национального университета. - 2000. - №1(15). - С. 29-33.

3. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.

4. Савотина Н.А. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию в современной школе: пособие по спецкурсу. - Калуга: КГПУ, 2004. - 164 с.

5. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?